Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЙ ПЛАНЕР «Excelsus»

Некоторые разработки радиоуправляемых моделей планеров получаются настолько удачными, что не теряют своей привлекательности на протяжении нескольких десятилетий. Примером таких конструкторских удач можно признать радиоуправляемый планер, который создал британский авиамоделист Bryan Miller (чертежи этого парителя в 1980 году опубликовал старейший английский журнал Aeromodeller). Основные параметры модели близки к современной технике «метательных» RC планеров.

Правда, разработка английского спортсмена заметно проще. При удельной нагрузке, равной примерно 15 г/дм2, этот планер прекрасно парит в восходящих потоках. Он отлично управляется, без проблем противостоит порывам ветра до 25 км/ч (около 8 м/с), и позволяет выполнять простейшие фигуры пилотажа. Невысокая стоимость материалов, необходимых для постройки модели, также относится к плюсам разработки. Еще нужно отметить и тот факт, что постройка планера Excelsus по плечу рядовому моделисту-любителю. Сегодня мы знакомим вас с конструкцией этой модели, представляя ее в исходном, авторском варианте.

Фюзеляж радиоуправляемого планера

Фюзеляж радиоуправляемого планера прямоугольного сечения образован пластинами силовой обшивки, вырезанными из твердой бальзы. Сразу отметим, что представления иностранных моделистов о градации плотности бальзы заметно отличаются от тех, что привычны для наших спортсменов. Поэтому справка о значениях плотности, «узаконенных» за рубежом, приведена в конце статьи. Задающих форму шпангоутов - всего три, плюс дополнительный полушпангоут под передней кромкой крыла. Все они также изготовлены из твердой бальзы. Практически по всей длине фюзеляжа дно фюзеляжа спроектировано ровным (за исключением короткого участка в носовой части). Это упрощает сборку, которая может проводиться на ровной доске-стапеле.

Размеченную заготовку нижней панели обшивки закрепляют булавками на стапеле, и к ней перпендикулярно подклеивают шпангоуты. После этого остается приложить на место готовые боковины, закрепить их по контуру булавками, и пролить швы клеем (эпоксидной смолой или модельным циакрином). При использовании цианоакрилатных клеев такая технология дает экономию времени (выигрыш может измеряться десятком часов). При применении клеев, которые не имеют свойства затекать в швы (ПВА и нитроцеллюлозные клеи), клеевые «дорожки» наносятся на еще не закрепленные на стапеле борта.

От редакции: Советы по постройки радиоуправляемого планера.

При разметке бортовых панелей обратите внимание на то, что угол установки стабилизатора не равен нулю. Он задается наклоном верхней образующей фюзеляжа, которая даже в конце хвостовой балки не параллельна нижней образующей. Именно благодаря положительному углу установки стабилизатора можно допустить довольно большой монтажный угол атаки крыла. В сумме угол деградации будет находиться в нормальных пределах, свойственных свободнолетающим моделям.

Поэтому разметку бортов нужно проводить с максимальной точностью, либо после сборки фюзеляжа проверить монтажные углы крыла и стабилизатора и при необходимости скорректировать их.

В хвостовой части модели планера боковые панели замыкаются пластиной киля. В носовой части фюзеляжа в зоне первого отсека автор рекомендует выполнить внутреннее усиление - один слой пропитанной эпоксидной смолой стеклоткани толщиной 0,08 мм. «Начинка» фюзеляжа состоит из платы под две рулевые машинки (кстати, - несмотря на небольшой вес модели, автором использовал наиболее простые, дешевые и доступные машинки типоразмера «стандарт»), фанерной накладки для крепления буксировочного крючка, и пары тяг типа «боуден». Не исключено применение обычных стержневых тяг, сделанных из твердой бальзы, и имеющих наконечники из стальной проволоки диаметром 0,8 мм.

Необычна конструкция платы рулевых машинок (и способ монтажа машинок). Плата изготавливается в виде трехслойного «бутерброда». Внешние «слои» -две одинаковые пластины из бальзы толщиной 1,5 мм, в которых прорезано по паре окон для машинок. Средний «слой» -три бальзовых полоски, вклеенные под поперечными перемычками рамок во всю их ширину. Таким образом, в зонах, где могли бы проходить шурупы крепления машинок, образуется трехслойная фанера, не склонная к образованию трещин. Готовая плата вклеивается в подкрыльевой отсек фюзеляжа.

Рулевые машинки радиоуправляемого планера монтируются с помощью двухсторонней липкой ленты (можно использовать бытовой двухсторонний «скотч», либо липкую ленту с пористым слоем, называемую «монтажная лента».) Крепление происходит непосредственно за лапки, без применения штатных резиновых шайб-амортизаторов, пистонов и саморезов. Поэтому готовая плата перед заклейкой в фюзеляже покрыта сверху качественным картоном от почтовых открыток. Этот четвертый «слой» служит для предохранения поверхности бальзовой платы от повреждения при демонтаже машинок.

Следующий этап сборки фюзеляжа планера - приклейка ко второму шпангоуту дополнительного полушпангоута. Затем из плотной древесины вырезают два стержня диаметром 4,5 мм длиной по 54 мм, а также один стержень 03 мм и длиной 26 мм. Стержни вклеиваются на соответствующих местах в фюзеляже. К ним с помощью резиновых колец будут крепиться крыло и горизонтальное оперение модели.

Наконец, приклеивают верхнюю обшивку фюзеляжа. В носовой части направление волокон обшивки из твердой бальзы должно быть перпендикулярно оси модели. Перед крылом предусмотрен лючок для доступа внутрь отсека, в котором размещаются завернутые в поролон аккумуляторы и приемник системы управления (заметьте, что автор применяет миниатюрные аккумуляторы емкостью около 300 мАч, - под другие придется расширять сечение фюзеляжа).

Носовая бобышка переклеена (в виде фанеры) из четырех кусочков шестимиллиметровой твердой бальзы. В хвостовой части фюзеляжа монтируется ложемент горизонтального оперения. Выполнен он в виде переклея из миллиметровой фанеры и твердой бальзы толщиной 1,5 мм (слои бальзы расположены вдоль оси модели, а слои фанеры - перпендикулярно ей). После приклейки ложементной площадки остается вышкурить фюзеляж, и подготовить его к оклейке тонкой волокнистой бумагой Modelspan.

Оперение радиоуправляемого планера

Киль, сделанный из пластины твердой бальзы, вклеен в фюзеляж. На нем на капроновых нитяных «петлях» навешивается руль поворота, изготовленный из пластины легкой бальзы. Перед навеской руля все элементы вертикального оперения оклеиваются тонкой бумагой Modelspan. На руле монтируется кабанчик.

Стабилизатор радиоуправляемого планера с плосковыпуклым несущим профилем имеет наборную однолонжеронную конструкцию. Лонжерон рекомендуется изготовить из рейки твердой бальзы, а остальные детали из легкой бальзы. Руль высоты состыкован из двух бальзовых пластин с помощью кусочка сосновой рейки сечением 2,5x3x64 мм. Соединение рейки с половиками руля автор рекомендует усилить полосками из нейлоновой ленты, приклеенной на цианоакрилатном клее. Готовый стабилизатор оклеиваются толстый волокнистой бумагой «Modelspan», а руль высоты -тонкой. Навеска руля высоты производится на капроновых нитях, образующих петли в виде «восьмерок». На руле высоты устанавливается кабанчик.

Крыло планера состоит из двух симметричных консолей, стыкуемых с помощью штырей из стальной высокопрочной проволоки. Основной несущий стержень 03 мм длиной 180 мм задает также угол поперечного «V» крыла, равный 12°. Задний (дополнительный) штырь 02 мм длиной 54 мм также изогнут посередине под тем же углом. Для профилировки профиля крыла Bryan Miller использовал Benedek 8353-b2, характерный для свободнолетающих моделей.

Каждая консоль имеет по 19 нервюр. С передней кромкой они склеиваются встык. На задней кромке под хвостики нервюр выполнены прорези глубиной 2 мм. Полки лонжерона выполнены из твердой бальзы, хотя автор допускает здесь использование сосны или ели в качестве альтернативного варианта. В центральной половине размаха консолей между полками вклеена стенка. Она сделана из бальзовых пластин толщиной 2,5 мм (вертикальное направление волокон). На внешнем полуразмахе стенки нет. Пеналы для соединительных штырей сделаны из отрезков латунных трубок.

Между полками они заделаны с помощью пластинок бальзы, образующих своеобразную «коробку». Центральные секции консолей обшиты бальзовым шпоном. После полной сборки каркаса крыла и его шлифовки торцевые части консолей усиливаются приклейкой полнопрофильных нервюр, вырезанных из миллиметровой фанеры. Для предохранения консолей от сползания со штырей они стягиваются при сборке модели резиновым кольцом. Для этого рядом с лонжероном вклеены небольшие отрезки бальзовых реек с примотанными к ним проволочными крючками. Для изготовления крючков может подойти канцелярская скрепка, сделанная из проволоки 00,8 мм.

Вблизи концов крыла по задней кромке выполняется небольшое уменьшение хорды, дающее эффект незначительной отрицательной крутки концевых секций. Готовые консоли оклеиваются толстой волокнистой бумагой Modelspan.

Обтяжка и отделка радиоуправляемого планера

Обтяжка и отделка выполнена по следующей технологии. Нитролак стандартной консистенции разбавляется растворителем в пропорции один к одному. Перед обтяжкой все части планера лакируются полученным составом один раз. Затем в этот разбавленный нитролак добавляется немного касторового масла (из расчета 1 см3 на 100 г лака) для пластификации. Этим раствором волокнистая бумага приклеивается к деревянным деталям. Им же вся бумажная обшивка лакируется три раза (с промежуточной сушкой каждого слоя).

Киль, вертикальное оперение и руль высоты модели, как было упомянуто выше, оклеиваются тонкой бумагой. Для их отделки автор советует тонировать нитролак каким-либо красителем, и полученный цветной лак нанести в два слоя на поверхности перечисленных деталей. Нелишне напомнить, что сушку обтяжки консолей и стабилизатора следует осуществлять, жестко закрепляя их в стапеле. Иначе будет трудно избежать возникновения нежелательных поводок и круток.

Отладка радиоуправляемой модели планера

Для руля направления автор модели рекомендует (как максимально допустимые) углы отклонения до 45° в каждую сторону от нейтральной оси, а для руля высоты - по 15° вверх и вниз. Положение центра тяжести должно соответствовать 47% корневой хорды крыла от его передней кромки. Масса готовой к полету модели равна 420 г. Несмотря на довольно нетрадиционный для радиоуправляемой модели угол деградации (установочный угол атаки крыла превышает на 5° угол стабилизатора), планер достаточно легко выполняет некоторые элементы простого пилотажа -мертвую петлю, поворот на горке в 45°, и даже штопор, из которого выводится без всяких задержек и затруднений.

Для леера рекомендуется использовать прочную нить или нейлоновую леску 00,3 мм. Даже при отсутствии ветра для успешного старта достаточно пробежать небольшую дистанцию со средней скоростью. На мощный динамический старт при помощи блочной лебедки или резинового шнура модель не рассчитана.

Характеристики используемых материалов при постройки радиоуправляемой модели планера.

В иностранной литературе принято в большинстве случаев пользоваться лишь словесным указанием плотности бальзы. Поэтому интересно привести некоторые числовые характеристики. Заметьте, - почти наверняка иностранная классификация бальзы окажется для вас несколько неожиданной.

Ниже приводятся данные, позволяющие достоверно оценить свойства и характеристики материалов, применяемых в конструкции Excelsus. Так, одна из известнейших английских фирм (Solarbo) четко классифицирует сорта бальзовых пластин, поставляемых ею на мировой рынок. Согласно официально опубликованным данным, твердая бальза Solarbo имеет плотность от 0,18 до 0,22 г/см3, средняя бальза - в пределах от 0,15 до 0,17 г/см3, а легкая бальза -от 0,12 до 0,14 г/см3.

Теперь несколько слов о длинноволокнистой бумаге Modelspan (издавна широко распространенной за рубежом, но мало известной среди отечественных моделистов). Она делится на два типа. «Толстая» бумага обладает плотностью 0,25 г/дм2, а «тонкой» соответствует значение 0,12 г/дм2. В обоих примерах сведения, конечно, относятся к еще не пропитанной лаками бумаге. Все приведенные здесь данные были в свое время опубликованы в английском журнале Aeromodeller.

Для справки: отечественная длинноволокнистая микалентная бумага в среднем характеризуется плотностью 0,19 г/дм2. Таким образом, можно использовать привычную микалентную бумагу для обтяжки всего планера, а на консолях крыла и стабилизаторе класть ее в два слоя на лобике профиля (от передней кромки до лонжерона).

Замечания по авторской конструкции радиоуправляемого планера.

Характерная «болезнь» крепления несущих элементов с помощью резиновых колец - нечеткое взаимное расположение основных деталей модели. Однажды старательно отрегулировав планер, потом, даже при самой аккуратной предполетной сборке, можно получить модель с совершенно иным «характером». На предлагаемом вашему вниманию планере могут возникнуть проблемы с регулировкой стабилизатора и руля высоты.

При сборке радиоуправляемого планера добиться однозначности фиксации стабилизатора на его ложементе очень сложно. Поэтому каждый раз придется заново регулировать тяги руля или триммировать ручки передатчика. В принципе, сделать это не так сложно. Но ведь и каждая посадка на траву будет вызывать смещение стабилизатора и нарушение настройки.

Рекомендуем предусмотреть «приспособление», позволяющее четко фиксировать стабилизатор в заданном положении относительно продольной оси модели (а заодно и по поперечной оси, что тоже нелишне). Например, на площадке ложемента можно сделать одно или два углубления, в которое будут входить чуть выступающие снизу стабилизатора заклеенные в нем штырьки.

При аварийных посадках они мешать сбросу стабилизатора не будут, зато предполетная сборка приобретет однозначность. А по переднему обрезу ложемента полезно приклеить обычный для свободнолетающих моделей упор в виде сосновой рейки. Латунные трубки для соединительных штырей крыла можно заменить самодельными, накрученными из плотной писчей или крафт-бумаги и пропитанными эпоксидной

(Источник журнал Моделизм спорт и хобби)