Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА

ДЛЯ АКРОБАТИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ

Приверженцам «крутых» акробатических полетов в малой пилотажной зоне представляем хорошо зарекомендовавший себя аппарат. Эта радиоуправляемая модель самолета по своим пропорциям немного отличается от привычных «фан-флаев». Но увеличение плеча и одновременное снижение площади горизонтального оперения, похоже, пошло только на пользу его летным характеристикам.

Фюзеляж радиоуправляемой модели самолета

Каждая из боковин состоит из двух частей - задней (плотная бальза толщиной 1,5 мм) и передней (фанера толщиной 1,5 мм). Детали склеиваются встык, поэтому их нужно точно подогнать друг к другу. Отверстия для крыла и стабилизатора на этом этапе работы делают с припуском 0,5-1 мм. Боковины собирают на эпоксидной смоле, уложив их внутренней (относительно фюзеляжа) стороной на ровную поверхность. Под шов помещают кусок полиэтилена или лавсана. Готовые боковины совмещают, и подгоняют друг к другу. Следующий этап - изготовление частей фюзеляжа, которые будут размещаться между боковинами. Моторама толщиной 8 мм выпиливается из переклея фанеры 1 мм.

Остальные детали делают из бальзы средней или малой плотности толщиной 8 мм. Сборка фюзеляжа модели самоолета проводится на одной из боковин, закрепленной на плоском стапеле (доске). К ней приклеивают мотораму, а также верхний и нижний стрингеры. Затем устанавливают распорки и бобышки. В заключение каркас закрывается второй боковиной. Всю промежуточную сборку удобно вести на цианоакрилатным клее, но мотораму нужно вклеить на эпоксидной смоле. Готовый фюзеляж зашкуривают, скругляют его кромки, и при необходимости шпаклюют поверхность.

Крыло радиоуправляемой модели самолета

В первую очередь по шаблонам вырезают нервюры. В них прорезают отверстия и окна облегчения (если применяется плотная бальза). Нервюры №2 и №6 оклеивают стеклотканью 0,03 мм на паркетном лаке, а №1 разрезают под центральную стенку лонжерона. Кромки крыла радиоуправляемой модели самолета вышкуривают из легкой бальзы. Для увеличения жесткости их полезно окантовать углелентой 0,08 мм. Под нервюры и петли в кромках прорезают пазы. Полки лонжерона, если их придется делать составными, склеивают на «ус» так, чтобы места стыков находились на разных консолях.

Крыло собирают, предварительно скрепив детали каркаса резиновыми кольцами. Между полками эпоксидной смолой вклеивают центральную стенку лонжерона (бальза толщиной 5 мм, волокна - вдоль крыла). Стенки отсеков аппаратуры вырезают из плотной бальзы и оклеивают стеклотканью 0,03 мм. Устранив все перекосы и крутки, проливают швы цианоакрилатным клеем. Подгоняют и вклеивают детали стенки лонжерона (бальза толщиной 2 мм). Готовый каркас вышкуривают, и затем его внутреннюю часть покрывают слоем паркетного лака. Следующий этап - обшивание верхней части крыла легкой бальзой на густом цианоакрилатном клее. В местах расположения лючков отсека аппаратуры обшивку временно не приклеивают.

Закончив эту работу, центроплан оклеивают стеклотканью 0,03 мм. Острым скальпелем вырезают лючки отсеков, и на них с внутренней стороны также наносят стеклоткань. Потом оставшиеся швы проливают циакрином. Наконец, приклеивается нижняя часть жесткой обшивки. Центральная ее часть также обтягивается стеклотканью 0,03 мм. В заключение монтируются все полки нервюр. Собранное крыло обрабатывается мелкой шкуркой. Конструкция элеронов идентична рулям и полностьюю понятна из рисунков.

Вертикальное оперение радиоуправляемой модели самолета

Детали киля и руля поворота вырезают из бальзы высокой или средней плотности. Все нервюры обязательно вставляются в пазы кромок на глубину 2 мм. Кромки желательно окантовать углелентой 0,08 мм на жидкой смоле или двухкомпонентном паркетном лаке (это снизит вероятность коробления деталей при обтяжке и в процессе эксплуатации). Перед сборкой модели самолета не забудьте прорезать отверстия под петли. Обшивка киля - легкая бальза, руля высоты - лавсановая или термоклеющаяся пленка. При монтаже киля его передняя кромка должна вставляться в паз фюзеляжа глубиной 4 - 5 мм.

Горизонтальное оперение радиоуправляемой модели самолета

Сборка ведется на цианоакрилатном клее. Каркас вышкуривают и внутреннюю часть покрывают паркетным лаком. Обшивка стабилизатора - легкая бальза толщиной 1 мм, руля высоты - лавсановая или термоклеющаяся пленка. Перед вклейкой в фюзеляж стабилизатор модели самолета обтягивают пленкой или, после лакировки, красят красками, стойкими к метанолу. Концы П-образной скобы расплющивают, и вклеивают на эпоксидной смоле в отверстия рулей высоты. При наличии легкой бальзы стабилизатор и руль высоты можно сделать не наборными, а вырезать их из пластины толщиной 10 мм. После профилирования эти детали оклеивают тонкой стеклотканью (в центре - два слоя), а по кромкам - углем.

Шасси радиоуправляемой модели самолета

Основные стойки изготавливают из жесткого дюралюминия крепят винтами м3 или М4. Колеса - фирменные, ультралегкие. Хвостовое колесо от детской игрушки или также ультралегкое. Часть стойки хвостового колеса, которая вставляется в руль поворота, расплющивается. Дюралюминиевая пластина, служащая подшипником стойки, крепится двумя шурупами 2x10 мм с потайной головкой.

Сборка радиоуправляемой модели самолета

Подогнав размеры отверстий в фюзеляже, на эпоксидной смоле устанавливают крыло и стабилизатор. В процессе полимеризации связующего нужно постоянно контролировать перпендикулярность несущих плоскостей и оперения относительно фюзеляжа. Если необходимо модель самолета подшпаклевывается и вышкуривается. Затем наносится покрытие из двух слоев паркетного лака. При окраске применяют эмали, стойкие к металлу. Можно использовать и самодельные цветные лаки. Они получаются добавлением пасты от шариковых ручек в паркетный лак. Также можно добавить еще немного алюминиевой пудры, - получится, что то похожее на «металлик». Крыло лучше обтянуть фирменными пленками.

При работе с рулями и элеронами нужно быть аккуратным, - неравномерная натяжка может привести к короблению деталей. Аппаратура управления устанавливается в отсеки крыла, и рулевые машинки соединяются с кабанчиками рулей посредством тяг. Материалом привода элеронов служит мягкая стальная проволока. На ее концах нарезает резьбу М2 для наконечников (вилочек). Тяги руля высоты и поворота делаются из плотной бальзы диаметром 8 мм, оклеенной углелентой 0,08 мм. На ее концах ycтанавливаются отрезки проволоки с наконечниками. Двигатель радиоуправляемой модели самолета временно устанавливают на модель для контроля положения центровки, и фиксируют его скотчем или резиновой лентой. При необходимости сместить центр тяжести вперед аккумуляторы можно перенести в передний отсек левой консоли крыла, Фюзеляжные отверстия, просверленные под винты крепления двигателя, желательно пропитать жидкой смолой или паркетным лаком.

Топливный бак «COSMO» объемом 180 мл устанавливается на прокладке из пенорезины и фиксируется пластиковыми хомутами. Имейте в виду, что на данной модели, как и на любой технике подкласса «фан-флай», желательно использовать аппаратуру, дающую возможность микширования каналов управления креном и высотой. Дело в том, что практически все подобные модели для повышения маневренности имеют совмещенное действие элеронов и рулей высоты (аналогично кордовым пилотажкам). То есть, сохраняя функции эффективных элеронов, они должны еще совместно отклоняться в обратную рулям сторону, работая в качестве закрылков.

Если ваша аппаратура не обеспечивает возможности электронного микширования данных каналов, можно использовать механические микшеры. Хотя, конечно, нужно отметить - большое удовольствие принесут полеты даже на не столь специализированном «фан-флае». В период знакомства с летными свойствами модели можно установить следующие хода рулевых поверхностей: руль поворота ±30-35°, руль высоты ±20°, элероны при управлении по крену +20°, элероны при работе в качестве закрылков +7-8°, не больше. Позже, после приобретения навыков управления радиоуправляемой моделью самолета, можно будет увеличить хода всех рулей, исключая руль поворота.

(Автор: М.Иванов. источник журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид радиоуправляемой модели самолета для акробатических полетов

Фюзеляж радиоуправляемой модели самолета фан-флай

Крыло радиоуправляемой модели самолета фан-флай