Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЙ МОТОПЛАНЕР «ЭЛЬФ»

Мотопланер. Некогда весьма популярный среди российских моделистов чехословацкий журнал «Моделярж» неоднократно публиковал интересные авиамодели. Так, в свое время постоянный автор «Моделяржа», известный авиамоделист Ярослав Кроуфек представил вниманию коллег легкий радиоуправляемый мотопланер «Эльф», снабженный небольшим двигателем. Интересно, что эта изящная модель была создана им в нескольких «масштабных» модификациях. Наименьший мотопланер имел размах всего 1160 мм, вес 310 г и был рассчитан под двигатель рабочим объемом 0,16-0,33 см3. Именно этот вариант, являющийся базовым, и был опубликован в «Моделярже». Мы с удовольствием познакомили бы вас именно с этой разработкой. Однако столь «мелкие» моторчики и миниатюризированная аппаратура пока не получили в России широкого распространения.

Поэтому наибольший интерес для нас представляют два следующих варианта. Первый этап «масштабирования» дал увеличение всех габаритных размеров в полтора раза. Ставшая более солидной, модель рассчитана под двигатель объемом 0,8-1 см3. Такие моторы уже можно найти и в наших магазинах. Кроме того, нужно принять во внимание, что тот же МК-17 «Юниор» из-за своей маломощности вполне подойдет для данных условий. Поэтому мы даем описание именно такой модификации. Третий, наибольший вариант мотопланера, был получен двукратным увеличением базовой модели (размах стал немногим превышать 2 м). Интересно, что эта машина, снабженная двигателем рабочим объемом 2 см3, прослужила автору верой и правдой восемь лет. За это время был проведен эксперимент по замене обычного шасси поплавками для взлета с воды, полностью оправдавший себя. При желании и вы можете построить такой «двухметровик».

Для этого нужно лишь увеличить линейные размеры публикуемой сегодня модели в 1,33 раза (правда, эта величина совершенно не критична, - на базе приведенных чертежей можно создавать и еще более крупный мотопланер). Все модификации «Эльфа» хорошо летали, были устойчивы и отзывчивы на управление. Для некоторых моделистов может оказаться важным, что независимо от «масштаба» для запуска любого мотопланера достаточно площадки размером с любительское футбольное поле. Конструкция модели весьма проста. Постройка планера вполне по силам моделисту средней руки. Все материалы, потребные для изготовления, в настоящее время вполне доступны, а небольшие размеры модели позволяют без проблем создать ее в домашних условиях.

Фюзеляж радиоуправляемого мотопланера

Фюзеляж выполняется на основе двух симметричных боковин из бальзы средней плотности толщиной 2-2,5 мм. Вырезанные и обработанные борта закрепляются на стапеле булавками. На них на ПВА наклеиваются плоские стрингеры и раскосы. Все шпангоуты, а также плата под сервомашинки выпиливаются из легкой (осиновой) трехмиллиметровой фанеры. Кроме моторного шпангоута, все остальные облегчаются за счет пропиливания окон. Сборка фюзеляжа начинается с приклейки на циакрине или на эпоксидной смоле шпангоутов №2, №3 (полушпангоут, расположенный примерно посередине хорды крыла) и №4.

При этом рекомендуется сначала собрать детали на булавках, выверить точность их взаиморасположения и соосность, а затем каплями циакрина проклеить швы. Подобным образом, но исключительно на смоле, монтируется и передний, подмоторный шпангоут. Затем вклеивается плата рулевых машинок. Хвостовая часть фюзеляжа формируется при заклеивании фанерной пластины, которая является опорой для стабилизатора. Предварительно в этой детали сверлятся два отверстия диаметром 4,2 мм, где нарезается резьба М5 (если фанера слишком слабая, лучше изнутри поставить «грибки») под полиамидные винты, которыми будет крепиться стабилизатор. Особенно тщательно контролируйте осевую симметрию хвостовой части при ее сборке! Следующая операция - приклейка нижней панели обшивки (волокна бальзы должны быть направлены перпендикулярно оси фюзеляжа). Около второго шпангоута заклеиваются два бруска из сосны сечением примерно 12x12 мм (к ним при помощи саморезов будет крепиться стойка шасси).

В хвостовой части закладываются тяги, после чего приклеивается верхняя панель обшивки. Она, как и нижняя, выполняется из бальзового шпона той же толщины, что и борта, и имеет поперечное направление волокон. Съемная верхняя крышка носового отсека выдалбливается из бальзового бруска, после чего к ней приклеивается имитация переднего «остекления кабины». Готовый фюзеляж шлифуют мелкой шкуркой, лакируют жидким эмалитом и оклеивают на паркетном лаке микалентной (длинноволокнистой) бумагой носовую часть до середины хорды крыла. На стержень диаметром 4,1 мм навивают трубочки из писчей бумаги.

Полученные таким образом пеналы штырей вклеиваются в просверленные в бортах отверстия. Сами штыри диаметром 4 мм вырезаются из бамбука. Отметьте для себя, что такие съемные штыри позволят при транспортировке модели прижимать консоли крыла к фюзеляжу без опасений прокола мягкой обшивки. Тяги рулей изготавливаются из стальной проволоки диаметром 1-1,2 мм по типу «боудена». Внешнюю, направляющую часть можно выполнить из длинных толстостенных соломин, или твердой пластиковой трубки подходящего сечения. Концы трубок выводятся наружу через отверстия в хвостовой части бортов фюзеляжа и заклеиваются циакрином.

Оперение радиоуправляемого мотопланера

Оперение имеет профиль плоской пластины и полностью изготавливается из полос бальзы толщиной 5 мм. Сборка оперения ведется на стапеле, а для склеивания деталей применяется модельный циакрин. Половинки руля высоты соединяются сосновой рейкой сечением 5x5 мм. Для окончательной отделки все рули достаточно просто отлакировать жидким лаком, устойчивым к метанолу. Перед лакировкой их можно окрасить спирторастворимыми красителями (например, чернилами для фломастеров-маркеров). Такой способ окраски пригоден, впрочем, и для всей модели.

В нижней части килевой пластины вклеивается на эпоксидной смоле костыль из стальной пружинной проволоки диаметром 1,5 мм. В центральной части стабилизатора сверлятся по заданной разметке два отверстия диаметром 5 мм. Для упрочнения стенки отверстий пропитываются циакрином. Как уже говорилось, стабилизатор крепится на хвостовой балке с помощью двух полиамидных или полиэтиленовых винтов М5. Киль заклеивается намертво.

Крыло радиоуправляемого мотопланера

Крыло собирается на стапеле. Поперечный набор состоит из 28 нервюр постоянной хорды (для центроплана) и 6 нервюр для эллиптических ушек. В корневой части центроплана шесть нервюр вырезаются из бальзы толщиной 5 мм, а все остальные выполняются из бальзы толщиной 2,5 мм. Сборка центроплана в особых комментариях не нуждается. Стоит отметить лишь два момента. Первое - под нижнюю полку лонжерона при сборке подкладывается монтажная рейка. Второе - в корне консолей центроплана вклеиваются собранные пеналы для соединительного штыря. Поэтому пеналы нужно сделать заранее. Соединительный штырь диаметром 4 мм и длиной 110 мм изготавливается из куска высококачественной проволоки типа ОВС.

Прямо на этом стержне навиваются две бумажные трубочки, которые затем оклеиваются со всех сторон липовыми пластинками. Полученные «брусочки» обрабатываются и вклеиваются на эпоксидной смоле между корневыми участками полок лонжерона. Для надежности места стыков пеналов с лонжероном можно обмотать тонкой нитью. Торцевые нервюры центропланных консолей пришкуривают друг к другу, до образования необходимого угла V, который указан на чертежах. Соединительный штырь также сгибают под заданным углом V. Надев консоли на штырь, проверяют стыкуемость торцевых нервюр.

При необходимости их подгоняют друг к другу, и затем торцы консолей усиливают за счет приклейки дополнительных накладных нервюр, вырезанных из фанеры толщиной 1-1,5 мм. Закончив работу над каркасами центропланных участков крыла, приступают к сборке эллиптических ушек. Для них придется заранее отформовать по шаблонам переднюю и заднюю кромки. Отметьте для себя, что переднюю кромку проще согнуть в распаренном виде, а заднюю лучше выклеить из трех бальзовых реек сечением 3x5 мм. Ушки крепятся к консолям центроплана под своим углом V. Это следует учесть при изготовлении и монтаже корневых нервюр ушек и концевых нервюр центроплана.

Готовые части крыла склеиваются друг с другом на циакрине. Усилить лонжеронный участок можно за счет вклейки между его полками фигурной фанерной стенки толщиной 2-2,5 мм. Обшивка несущих поверхностей модели выполняется микалентной бумагой на нитролаке (здесь лучше использовать фирменную длинноволокнистую бумагу средней толщины). Приклеенные к каркасу полотнища лакируются четыре раза нитролаком средней густоты. После нанесения каждого слоя поднявшийся ворс сбивают мелкой наждачной бумагой. Окончательная сушка плоскостей - в заневоленном состоянии (консоли прижаты булавками к стапелю) в течение минимум 24 часов. Напоследок поверхности лакируются в один слой жидко разведенным лаком, устойчивым к метанолу. В связи с отсутствием жесткой обшивки крыла рекомендовать замену бумажной обшивки пленочной достаточно рискованно.

Шасси радиоуправляемого мотопланера

Шасси. Главная стойка выпиливается по выкройке из дюралюминиевой пластины. Колеса можно взять пластмассовые или сделать их из твердых сортов пенопласта. Вес готового узла шасси не превышает 50 г. Стойка крепится на фюзеляже четырьмя саморезами диаметром 3 мм. На модели может быть установлен чешский микродвигатель рабочим объемом около 1 см3, или отечественный МК-17 «Юниор». Двигатель крепится на пластиковой мотораме, которая привинчивается к переднему шпангоуту четырьмя саморезами.

С упомянутыми двигателями планер без проблем самостоятельно взлетает с асфальтированной площадки с заметным избытком тяги. Если вы собираетесь запускать модель только как планер, без мотора, то к первому шпангоуту можно приклеить бобышку обтекателя, вырезанную из дерева твердой породы. Она обрабатывается заподлицо с контурами фюзеляжа, лакируется и окрашивается. Нужной центровки модели в таком варианте можно добиться, разместив блок аккумуляторов в переднем отсеке, и применив при необходимости загрузку передней бобышки кусочками свинца или припоя.

(Автор:В. Чибисов. источник журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид радиоуправляемого мотопланера

Фюзеляж радиоуправляемого мотопланера

Крыло радиоуправляемого мотопланера