Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА


«ЯСТРЕБ»

В принципе, ничего нового в этой моделе радиоуправляемого планера «летающем крыле» не имеется. Также известно, что «летающее крыло» немного проигрышнее по аэродинамическим характеристикам по сравнению с аппаратом обычной «хвостатой» схемы. Однако... желание «отличиться» и создать что-либо «этакое» привело именно к бесхвостому планеру. Так как изначально проектирование нетрадиционной техники чревато неудачей, было решено вначале посмотреть, что «вытворяют» другие. Поиск в отечественной и зарубежной периодической печати дал нужный результат.

Были найдены чертежи и короткое описание весьма несложного по конструкции, но красивого и эффектного радиоуправляемого планера Blackhawk («Черный ястреб»). Кроме всего прочего, привлекла информация, что эта модель создана Keith Shaw, — спортсменом, имеющим богатый опыт в проектировании свободнолетающих моделей. Именно опыт позволил ему добиться от планера метательного типа отличных летных характеристик. Даже после интенсивного броска, плавно и без потерь набранной высоты модель переходила в устойчивый режим планирования.

Ее отличала и высокая чувствительность к восходящим термическим потокам, что вообще мало характерно для планеров подобной схемы и размаха. Удачным оказался и выбор современного самостабилизирущегося профиля CJ-3309, имеющего S-образную среднюю линию и достаточную относительную толщину. Конечно, подразумевалось, что такой планер сохранит все свои достоинства после монтажа буксировочного крючка для запуска с помощью традиционного леера. Таким образом «прототип» для создания «летающего крыла» был выбран. Оставалось лишь реконструировать его в соответствии с собственными конструкторскими идеалами. Наверное, на внесенных изменениях нужно остановиться подробнее.

Итак, что же поменялось в модели, а что сохранено в «первородном варианте»? Основная силовая схема, профилировка крыла и базовые габаритные размеры взяты с планера-«прототипа» с очень малыми поправками. Так, форма законцовок крыла стала более спрямленной для улучшения технологичности и облегчения их конструкции, а фюзеляж приобрел более широкое миделевое сечение — для удобства монтажа радиоаппаратуры. Основные же изменения внесены в узлы крыла и силовую схему хвостовой части.

Начнем с несущих плоскостей. Новое крыло, несмотря на сравнительно небольшой размах, стало разборным и теперь состоит из трех почти равновеликих секций (переработка конструкции позволяет разместить все части полутораметрового крыла в обычном пластиковом портфеле-«дипломате»!). Лонжеронная схема изменена для снижения массы — вместо набора, состоящего из двух полок лонжерона и стенки, теперь присутствует лишь верхняя полка и нижняя силовая стенка. Образующийся облегченный Т-образный профиль имеет один клеевой шов и более логичен для крыла, создающего в полете лишь положительную подъемную силу. Вместо пары стрингеров в зоне носика оставлен один. Законцовки крыла, выполненные на «прототипе» в виде больших по площади цельных фигурных пластин с подкрепляющими треугольными полунервюрами, теперь стали наборными и соответственно, значительно более легкими.

Практически в два раза увеличены по размерам косынки, подкрепляющие на консолях стыки нервюр с задней кромкой. Также для увеличения жесткости нервюр добавлен бальзовый стрингер сечением 3,5x3,5 мм, располагающийся на нижней поверхности профиля между задней кромкой и лонжероном. Кроме того, заменены материалы передней кромки и стрингера. Вообще на исходном аппарате было применено интересное решение. Так, передняя кромка на нем сделана из круглой буковой рейки диаметром 5 мм, а оба стрингера — из такой же рейки диаметром 3 мм. Из-за отсутствия подобных полуфабрикатов и желания сэкономить вес, кромка заменена на почти треугольную рейку сечением 5x5 мм (твердая бальза), а единственный стрингер выполнен из легкой бальзы сечением 2x3,5 мм.

Обновление хвостовой части модели подразумевает общую замену цельных пластин из бальзы на наборные конструкции, выполненные из того же материала. Так, наборными стали как хвостовая часть фюзеляжа, так и киль с рулем поворота. Руль высоты (на крыле) для простоты оставлен без облегчения, в виде цельных бальзовых пластин треугольного профиля — его размеры относительно невелики. Здесь же нужно отметить, что на исходной модели руль высоты имел посередине лишь тонкую прорезь, в которой проходила неподвижная часть киля. В опущенном положении руль высоты ложился на верхнюю обшивку фюзеляжа. В полетном положении в этой зоне образовывалась клинообразная щель, которая никак не могла идти на пользу аэродинамическому качеству планера.

Теперь же, когда половинки руля при нулевом положении стоят вровень с бортами фюзеляжа, негативные эффекты ликвидированы. Кстати — в новом варианте половинки руля не соединены центральным «торсионом», а приводятся в действие посредством одной раздвоенной тяги. Хотя это — дело вкуса. Каков результат конструкторских нововведений? Ни много, ни мало, почти 20% экономии веса, несмотря на появление четырех усиленных нервюр и дополнительных узлов разъема крыла! Думается, что для модели подобного типа это важно. Тем более что и разработчик утверждал, — чем меньше будет весить модель, тем лучше (по его рекомендациям планер должен быть в комплектном виде не тяжелее 340-400 г).

Сразу скажем, что в новом конструктивном исполнении полностью обтянутая и частично покрашенная модель без бортовой части аппаратуры весит всего 210 г, не более. Поэлементно: центроплан крыла с рулем высоты — 60 г, обе отъемные консоли — 40x2=80 г, соединительные штыри крыла — около 5 г, фюзеляж в сборе с вертикальным оперением и крышкой отсека аппаратуры — 65 г. Отдельного разговора заслуживает выбор обтяжечного материала.

Прежде всего, нужно заметить, что S-образный профиль обуславливает минимальную величину крутильных нагрузок на крыло на всех режимах полета. Поэтому есть возможность воспользоваться любыми легкими материалами для обтяжки. На предлагаемой вашему вниманию модели обшивка была сделана «составной». Задняя часть обшивки, начиная от лонжерона, — фирменная «микалентная» бумага. К сожалению, нет информации ни о ее названии, ни о фирме-производителе. Однако такая время от времени появляется в наших модельных магазинах, поэтому именно ее можно рекомендовать для подобных моделей. Основные ее признаки таковы.

Прежде всего, эта волокнистая бумага уже пропитана на фирме каким-то цветным (как правило, желтым или красным) химически устойчивым лаком. Полученный обтяжечный материал очень легок, и несравненно более прочен, чем обычная микалентная бумага с эмалитом. Приклейка к каркасу ведется на разжиженном «Моменте» или, что гораздо лучше и чище, на отечественном «Десмоколе» (продается в небольших тюбиках в большинстве хозяйственных магазинов), разведенном нитрорастворителем. Несильная, но очень ровная натяжка образуется после проглаживания утюгом, который используется и во время «приваривания» обшивки к каркасу.

Что очень важно, степень натяжения этой бумаги не изменяется со временем, — множество же обычных фирменных термопленок «проседает» буквально через неделю. К достоинствам упомянутого материала нужно отнести как устойчивость его пропиточного лака ко всем растворителям, так и некоторую шероховатость поверхности. Причем шероховатость имеет сглаженный характер, достаточный для улучшения аэродинамики тихоходной модели планера, и одновременно позволяющий легко мыть загрязненные участки модели водой с мылом.

Еще хочется заметить, что применение обычной микалентной или другой длинноволокнистой бумаги, пропитываемой эмалитом, на этой модели нежелательно. Хотя поначалу и возникла мысль использовать такую для повышения технологичности и жесткости крыла, от этой идеи пришлось потом отказаться. Дело в том, что тонкая задняя кромка под воздействием эмалита искажает форму, и на ней появляются «волны». То же касается и всего крыла. Оно со временем ведется, особенно при малой относительной толщине профиля.

Отечественная же лавсановая пленка создаст проблемы не только при оклейке той же задней кромки (из-за ее большой ширины), но и при обтяжке верхней задней части профиля, где существует явно выраженная вогнутость. Кстати, подобная вогнутость есть и на нижней поверхности крыла. Лобик обтянут белым «Супер-Монокотом». Именно он отличается от других известных термопленок повышенной жесткостью. Нужно признать, — в конце концов, стало понятно, что это не лучший вариант. Во-первых, материал глянцевый, и поэтому пришлось приклеивать по стрингеру турбулизирующую нить (нелогично при великолепной шероховатой обшивке задней части профиля). Прочность и жесткость пленки явно переизбыточны (хотя кому-то наверняка это понравится) при увеличенной массе пленки.

Гонка за повышением жесткости крыла на кручение могла быть выиграна путем применения более легких материалов. Например, отличный результат дала бы замена «Супер-Монокота» крафт-бумагой, наложенной «мокрым» способом на эмалите. Но, что сделано, то сделано. Модель все равно получилась достаточно легкой и летучей. Фюзеляж, киль с рулем поворота, руль высоты и крышка отсека аппаратуры отделаны с помощью тонкой цветной термопленки типа «Солярфильм». Здесь требования к обтяжечному материалу ограничиваются лишь минимальным весом.

Такой же пленкой выполнены декоративные элементы отделки. Изначально по задумкам автора этой статьи планер должен был оборудоваться типовой аппаратурой со стандартными рулевыми машинками (массой примерно по 50 г, при аналогичной массе приемника). Кстати — именно поэтому сразу была увеличена ширина фюзеляжа. Но позже в распоряжении появилась аппаратура Hitec с миниатюрным приемником массой около 25 г и не слишком дорогими, но мощными и быстроходными рулевыми машинками HS-80 массой по 18 г. Поиски соответствующего блока питания привели к силовым никель-кадмиевым аккумуляторам Panasonic емкостью 300 мАч.

Блок из четырех таких элементов весит всего 40 г (вместо «типовых» 100 г). В итоге бортовая часть аппаратуры управления в сумме стала иметь массу не более 110 г, включая все провода, штекеры и выключатель питания. Взлетная масса полутораметровой модели оказалась в границах 320 г. Здесь полезно заметить, что возврат к стандартной аппаратуре увеличит вес планера всего лишь до 420 г. Эта величина вполне приемлема! В остальном конструкция планера достаточно типична, и в подробных пояснениях не нуждается. Поэтому можно остановиться лишь на отладке полета. Сразу отметим, что никаких круток крыла задавать не нужно, — оно должно быть ровным на всем размахе.

Попытки уменьшить индуктивное сопротивление за счет отрицательной крутки законцовок (очень часто применяемой на большинстве планеров нормальной схемы) по сути, бессмысленны — использование S-образного профиля изначально обуславливает небольшую подъемную силу и малую интенсивность концевых вихрей. Еще на прямом «летающем крыле» крутка законцовок грозит усложнением и так весьма критичной балансировки. Именно балансировка — наиболее тонкий момент в регулировке подобной модели.

Как для любого другого свободнолетающего или радиоуправляемого «летающего крыла», не имеющего стреловидности, допустимая разбежка центровки имеет очень малые границы. Поэтому рекомендуем вначале за счет передвижки аккумуляторов и приемника добиться центровки, указанной на чертежах. Потом, совершив на поле с высокой травой несколько пробных полетов с руки, попробуйте сдвинуть центр тяжести вперед или назад в несколько этапов (за один раз — не более чем на 2 мм!). Вы увидите, что режим полета меняется довольно активно. В результате отладки планер при несильном горизонтальном броске с руки в безветрие должен пролетать около 30 м.

После этого можно попытаться совершить запуск с сильным броском под углом около 45-50° к горизонту, и проследить, насколько плавно проходит переход в нормальное планирование. Если при этом проявляется тенденция к колебанию модели по тангажу, чуть-чуть сдвиньте вперед центр тяжести. Следующий этап — отладка взлета на леере. С самого начала пользуйтесь леером нормальной длины. Укороченный леер не только исказит характер поведения планера на взлете, но и оставит гораздо меньше времени на принятие правильного решения. Важно в процессе регулировки подобрать идеальное положение буксировочного крючка. Причем это придется делать так же скрупулезно, как и центровать модель.

Не пожалейте времени на этот процесс. В результате вы будете удивлены, насколько она надежна и проста в запуске. Летные же свойства этого небольшого планера после правильной отладки заставляют забыть о том, что по качеству планирования «летающее крыло» в принципе проигрывает моделям обычной схемы. В заключение — немного интересной информации. Судя по иностранным журналам, планер «Blackhawk» понравился многим зарубежным моделистам. И, кроме чистого копирования исходной конструкции, ими уже созданы увеличенные модификации планера, размахом до 2500 мм.

Может быть, такой путь заинтересует вас? Тогда буквально один совет — воспользуйтесь нашими чертежами переработанной модели и измените их масштаб в произвольном отношении. Точно в той же пропорции потребуется увеличить и размеры, толщины и сечения всех деталей. Это послужит гарантией достаточной прочности всех элементов. Летные же качества, как известно, с увеличением размеров модели могут только улучшиться!

(Автор: К.Ютонов, кандидат технических наук, Новосибирск. источник журнал Моделизм спорт и хобби)

Фюзеляж радиоуправляемой модели  планера

Фюзеляж в сборе. Ложементы рулевых машинок и крышка носового отсека аккумуляторов отсутствуют.

Крепление фигурного кронштейна (Д16Т) на шпангоуте с помощью винтов МЗ. Верхняя полка кронштейна с резьбовым отверстием М4 выходит на верхнюю поверхность фюзеляжа.

Облегченный цельнобальзовый киль с лонжероном, усиленным сосновой рейкой.

Разъем крыла, вид спереди. К стенке-лонжерону сплюснутые концы трубчатых «пеналов» крепятся винтами МЗ через фанерные прокладки. Входные части трубок зачищены, обмотаны тонкими нитками и заклеены в корневых нервюрах. Все стыки пролиты эпоксидной смолой. Корневые нервюры имеют по паре сквозных отверстий для прохода воздуха.

Разъем крыла, вид сзади. Хорошо видна фанерная накладки, усиливающие корневые части лонжерона.

Конструктивное оформление законцовки (вид снизу). В носовой части нервюр пропилены лунки для прохода воздуха, в хвостовой части для тех же целей просверлены отверстия.

Крыло радиоуправляемой модели  планера

Комплект основных деталей модели перед окончанием обтяжки.