Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

ИМИТАЦИЯ ЗАШИВКИ НЕРВЮР

Пять-семь лет назад вопрос имитирования зашивки нервюр (так обычно принято называть стежки тонкого шнура для крепления тканевой обшивки к нервюрам) волновал лишь ведущих копиистов. Но сейчас даже полукопии становятся все более похожими на настоящие самолеты-прототипы, и в моду окончательно вошел стиль «гигант». Теперь редкая модель даже среднего класса, построенная «по мотивам» настоящего винтомоторного самолета, не снабжается мягкой обшивкой со структурой полотна.

Конечно, часто имитируется и зашивка нервюр, заклеенная полотняной лентой. Но, к сожалению, многие пока не знают технологии подобной работы, и поэтому считают такой процесс чрезвычайно сложным и трудоемким. Но это справедливо лишь для копий самого высокого класса. Если вы не предназначаете свою модель для выхода на первые места на Чемпионате мира, то задача в несколько раз упрощается.

Прежде всего, заметьте, что далеко не всегда полотняная лента, закрывающая стежки, имела зубчатые края. Такие появлялись лишь в случае, если для нарезки лент использовалось то же полотно, что и для основной обшивки. Тогда, чтобы края тканевой ленты не разлохмачивались, и надежнее приклеивались к обшивке, для резки применялись ножницы с зубчатыми лезвиями. Когда же появлялась возможность, использовалась промышленная текстильная лента с ровным краем, выпускаемая специально для данных целей. Но в любом случае, независимо, был ли край ленты зубчатым или ровным, вначале необходимо сымитировать «стежки», которые будут рельефно проступать через ленту. Для этого воспользуемся простейшей технологией.

Положите на деревянную рабочую доску лист полиэтилена, а сверху — лист тонкой бумаги (здесь бумага является только технологическим носителем «стежков», поэтому, чем она тоньше, тем лучше). По двум противоположным краям листа воткните булавки с шагом, соответствующим расстоянию между стежками. Затем натяните нитки между булавками. При этом нужно учесть, что расстояние между соседними нитками должно соответствовать копийному шагу стежка. Еще замечание по поводу шага «стежков».

Само собой разумеется, он должно быть примерно масштабным. Кроме того, на самолетах эта величина была, как правило, в два раза меньше в зоне, обдуваемой потоком от воздушного винта. То есть на двух-трех корневых нервюрах крыла стежки должны быть в два раза чаще, чем на остальных. Если вы строите копию, и у вас есть возможность этот момент проверить — уточните ситуацию по музейным экспонатам или фотографиям. Когда нитки будут натянуты, нанесите сверху два слоя лака. Через сутки, когда он хорошо высохнет, удалите булавки и снимите бумагу со «стапеля».

Остается только нарезать лист на полосы. Это удобно делать модельным ножом, по металлической линейке. Имейте в виду, что ширина этих полос должна составлять примерно половину от ширины, наклеиваемой позже ленты. Теперь можно приклеить готовые полоски со «стежками» на обшивку (используется ПВА). Следующая операция — подготовка имитации полотняных лент. Если на самолете-прототипе ленты были с ровным краем, проблем не возникнет. Если же их край был зубчатым, проще всего воспользоваться мягкой бумагой средней толщины (требование к малой жесткости бумаги связано с тем, что в ином случае через нее не проступит рельеф «стежков»).

Конечно, ленты можно нарезать специальными ножницами с зубчатыми лезвиями за несколько проходов, каждый раз, немного смещая ножницы вдоль листа (так удастся получить зубчики в несколько раз более мелкие и частые, чем нарезка у лезвий). Но гораздо проще нарвать ленты из бумаги, используя в качестве отрывной режущей кромки полотно для ножовки по металлу. Так как полотна бывают разные, то и размер зубьев можно подобрать в соответствии с масштабом модели. Для получения более качественных, резко очерченных «зигзагов», сошлифуйте развод зубьев с одой стороны полотна и слегка притупите их острия. Также стоит поэкспериментировать с направлением зубьев.

У автора наилучшие результаты получались при отрыве «против зуба». Полезно обзавестись специальным приспособлением. Возьмите два бруска сечением примерно 50x50 мм. К одному из них приверните шурупами ножовочное полотно и соедините их между собой дверными петлями. Должно получиться нечто вроде книжки, в которую будет закладываться лист. Внутри приспособления нужно сделать упор из полоски тонкой фанеры или картона, с помощью которого можно было бы выравнивать бумагу, калибруя, таким образом, ширину полосок.

Учтите, что при зажиме бумаги к устройству нужно прикладывать значительное усилие, поэтому желательно применить струбцины, тиски или стянуть бруски болтами. Теперь о том, как приклеить такие полоски с зигзагообразными краями. Лучше всего воспользоваться БФ-2 или «Моментом». Через 15-20 минут после нанесения клея на полоски приложите их к обшивке и прогрейте утюгом. Если есть возможность посетить специализированные модельные магазины, купите или закажите Balsarite фирмы American Coverite, — это будет лучшим вариантом.

Можно также использовать Balsaloc, распространяемый компанией Flair. С упомянутыми клеями нетрудно добиться того, чтобы лента приклеилась к обшивке практически вплотную к периметру каждого из «стежков», а не вспухала «пузырем» вокруг них. Имейте в виду, что модель, обтянутая модельным термоусадочным текстильным материалом, не потребует большого количества краски (особенно если цвет материала был близок к требуемому). Но бумажные полосы очень хорошо впитывают краску и нуждаются в нескольких ее слоях. Поэтому, возможно, перед общей покраской модели придется предварительно прокрасить или покрыть легким слоем ПВА только ленты.

(По материалам журнала RCM, Англия)

 

(От редакции журнала Моделизм спорт и хобби)

Приведенный способ, как показывают фотографии, дает очень реалистичный результат. При несколько увеличенной трудоемкости он удовлетворит не только требованиям моделиста, строящего самолет «по мотивам», но и спортсмена-копииста. Поэтому имеет смысл при необходимости немного усовершенствовать предложенную методику. Дело в том, что на многих самолетах применялась пришивка полотняной обшивки к нервюрам не отдельными стежками (в таком случае нередко через ленту проступали еще и узелки!), а своеобразным непрерывным швом. В таком случае шнур от каждого стежка к следующему шел поверх обшивки.

Сымитировать такой шов совсем несложно. Для этого еще на стадии подготовки технологических полосок со «стежками» к бумажному носителю нужно приклеить на лаке не только поперечные нити, но и продольные. Они должны проходить посредине полосок, чего нетрудно добиться, вбив ряд булавок и по свободным сторонам «стапеля». Еще вместо булавок и деревянной доски можно воспользоваться листом фанеры или оргалита. По его краям сделайте прорези с требуемым шагом. Теперь «примотайте» к этому приспособлению нитками лист бумаги, предварительно подложив под него полиэтилен (нитки, конечно, должны проходить через прорези устройства).

Если основание сделано не из слишком толстого материала, удастся одновременно изготовить сразу два заготовочных листа — сверху и снизу «стапеля». Также, наверное, невредно вспомнить, что существует еще один способ имитации лент, разработанный российскими спортсменами. В нем подкупает простота технологии при сохранении аналогичных внешних результатов. При этом способе исключается применение подложечных полосок с нитяными «стежками». Рельеф стежков образуется при накатывании (продавливании) подготовленных лент с помощью шестеренок. Накатка ведется с обратной стороны ленты на мягкой подложке.

Шестеренки подбираются лишь по толщине, а шаг «стежков» обеспечивается за счет удаления лишних зубьев. Единственное требование — применение для постановки лент на обшивку модели клеев, не вызывающих значительного выравнивания отштампованного рельефа. Если еще учесть, что шестерню можно без проблем доработать, то станет ясно, что легко добиться и эффекта узелков на отдельных «стежках», и подобия продольного шнура при непрерывном шве.

Кстати — только доработка шестеренки с помощью напаянных проволочек или пластинок может обеспечить малую трудоемкость имитирования непрерывного шва типа «лесенка» (когда продольный шнур шел не посредине шва, а от одного края стежка шел к противоположному у следующего — нередко применялась именно такая пришивка). Сделав однажды шестереночную накатку, вы превратите ранее трудоемкий процесс в легкую и быструю работу.

Практика российских моделистов показала, что и для разрыва заготовки на ленты при имитировании зубчатого края можно использовать шестерни. Достаточно из подобранной по размеру часовой детали изготовить своеобразный режущий (точнее, выполняющий частый ряд проколов) инструмент. Прокатайте его с усилием по размеченной линии на листе заготовки, положенной на полутвердое основание, например, линолеум. Тогда оторвать ленту от листа окажется проще простого. И край ленты окажется весьма близок к зубчатому, особенно после прокатки «стежковой» шестеренкой и приклейки ленты на обшивку.

Так выглядит тонкий «технологический» бумажный лист с натянутыми на булавки нитками (края листа поднялись после лакировки)

Резка листа на отдельные полосы со «стежками» с помощью ножа и металлической линейки.

Руль копии, обтянутый тканевым материалом, с наклеенными полосками «стежков».

Приспособление для отрыва лент с зубчатым краем, сделанное с использованием ножовочного полотна.

А так выглядит руль после приклейки лент поверх «стежков». Полная готовность к покраске.