Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

МОДЕЛЬ РАДИОУПРАВЛЯЕМОГО ПЛАНЕРА «УТКА»

Чертежи радиоуправляемого планера «Утка». Стремление создать что-то необычное и эффектное присуще, наверное, каждому из моделистов. Именно это чувство заставило в свое время попытаться найти новое в классе радиоуправляемых планеров, которые после многолетних занятий стали казаться совершенно однотипными. Несколько лет назад на бумаге появились проекты летающих безмоторных крыльев непривычной геометрии, и нескольких планеров-уток.

Однако, зная, что процесс создания планера любого класса более трудоемок, чем самолета, не хотелось идти на рискованный эксперимент — летные свойства таких экстравагантных машин были непредсказуемы. Решиться на окончание проектирования и постройку «утки» помогла информация с последних чемпионатов мира, где с успехом выступали спортсмены с «уточными» таймерными моделями.

На соревнованиях столь высокого уровня с подобными машинами удалось пробиться вплоть до дополнительных туров! Конечно же, этот факт прибавил энтузиазма, и работа над радиоуправляемым планером закипела. Что же представляет собою новая модель? О внешних достоинствах ее легко судить по рисунку общего вида. Крыло сравнительно небольшого удлинения имеет прямой центроплан, несущий элероны, и поставленные под небольшим углом «ушки» без механизации. Хорда крыла намеренно выбрана весьма значительной.

Кроме увеличения несущей площади при умеренном размахе модели, это обеспечивает заметный рост чисел Рейнольдса, при которых происходит обтекание крыла. Значит, и характеристики профиля (коэффициенты подъемной силы и сопротивления) будут иметь более выигрышное соотношение по сравнению с узкими крыльями. Так как изначально новый планер рассчитывался на условия полета с малыми скоростями при сниженной удельной нагрузке, влиянием чисел Рейнольдса здесь пренебрегать было нельзя.

Кроме того, при столь больших хордах крыло можно снабдить упрощенным, очень технологичным профилем (кстати, отлично зарекомендовавшим себя в свое время на тех же таймерных моделях). Стабилизатор аналогичной профилировки и небольшого удлинения поставлен по высоте на уровне крыла. Киль для увеличения его эффективности вынесен практически полностью за крыло. При разговоре об аэродинамической компоновке полезно заметить, что еще на стадии проектирования возникли небольшие опасения относительно устойчивости планера по сваливанию в штопор.

Дело в том, что в качестве антиштопорных мер на «утках» применяются повышенные удлинения переднерасположенных стабилизаторов, не имеющих при этом стреловидности по передней кромке. При выводе модели на закритические углы атаки обтекание стабилизатора, изначально устанавливаемого под большим углом атаки, нежели крыло, срывается раньше, чем на крыле. В результате «утка» из-за потери подъемной силы на стабилизаторе тут же опускает нос вниз, и начинает спуск с набором скорости, вообще не проявляя тенденции входа в штопор.

Однако все опасения, в конце концов, оказались напрасными. То ли штопор на радиоуправляемом планере вещь малореальная, то ли общая компоновка все же получилась удачной, незапланированный штопор на данной модели не возникает ни в каких ситуациях. Наверное, здесь на пользу идет выраженная отрицательная крутка концевых секций приподнятых «ушек», которая безусловна, нужна для повышения аэродинамического качества всего крыла. А по планирующим свойствам и способности чувствовать восходящие потоки-термики новая техника сопоставима с весьма неплохими специализированными планерами класса F3J.

Кстати, для соревнований в этом классе модель может быть рекомендована без всяких натяжек, за исключением, разве, ее относительной тихоходности. Однако при необходимости получить для конкретных условий данных соревнований более быстроходную машину, планер догружается по центру тяжести свинцовыми брусьями. Общее качество планирования остается неизменно высоким, да еще начинает сказываться подросшее значение чисел Рейнольдса. В результате, при значительном увеличении горизонтальной скорости, скорость снижения почти не меняется.

По управляемости планер «утка» мало, чем отличается от привычных моделей близкого класса. Кстати, без связи с необычностью общей аэродинамической компоновки, нужно отметить, что «самолетное» управление (в основном задействуются лишь элероны и руль высоты) после привыкания кажется более удобным и оперативным, нежели «планерное» (руль поворота и руль высоты). Некоторым моделистам могут показаться сильно завышенными относительные площади всех рулевых поверхностей.

Здесь имеет смысл вспомнить, что маленькими они могут быть — тогда возникнут проблемы со срывами потоков на отклоняемых поверхностях, а также с ухудшением управляемости и аэродинамического качества. А вот слишком больших рулей, по сути, просто не бывает. Не привносит никаких проблем сколь угодно большое соотношение рулей и неподвижно закрепленных аэродинамических плоскостей. Так как это мнение расходится с общепринятой среди моделистов-«практиков» теорией, на этом вопросе нужно остановиться подробнее.

Итак... Бытующее мнение основывается на ошибочной логике, когда площадь рулей связывают со степенью управляемости модели. На деле же добиться от любого самолета или планера абсолютно любой степени «затупленности» можно даже при цельноповоротных стабилизаторах! Единственный фактор, действительно влияющий на управляемость,- это угол отклонения руля или того же цельноповоротного стабилизатора.

Достаточно применять кабанчики все большей высоты, и вы, в конце концов, столкнетесь с недостаточной управляемостью при громадных рулях! Здесь нужно отметить, что снижения углов отклонения лучше добиваться именно за счет размеров кабанчиков. Попытка перейти на укороченные плечи рычагов руль-машинок обеспечит требуемый эффект, но приведет к росту влияния люфтов во всей схеме привода руля. А люфты всегда вредны, чего никак нельзя сказать про большие рули. Последние хороши тем, что они, как правило, жестче маленьких и узких, всегда достаточны при любых требованиях к управляемости и, кроме того, из-за малых углов отклонений привносят незначительные добавки в аэродинамическое сопротивление в отклоненном состоянии.

Тот, кто хотя бы поверхностно знаком с теорией и практикой расчета шарнирных моментов рулей, может попытаться возразить, что большие рули потребуют увеличенных усилий руль-машинок. Это действительно было бы так, если не учитывать степень своеобразной редукции в передаче усилий в системе управления. Увеличенные кабанчики вызывают не только снижение углов отклонения рулей, но и соответствующий рост управляющих моментов на самих рулях. Так что в этом смысле все, в конце концов, оказывается, по крайней мере, не хуже, чем при обычных пропорциях. Конечно же, в разговоре об управляемости никогда не нужно путать ее с устойчивостью модели. Устойчивость обеспечивается своими конструкторскими приемами и балансировкой модели, и она никак не может быть связана с относительной площадью рулей.

И, в заключение темы управляемости, отметьте для себя, что вышесказанное относится не только к моделям нетрадиционных схем, но и, в первую очередь, ко всем обычным моторным моделям и планерам. Что касается конструкции планера, то, надеемся, особых пояснений она не требует, и так все понятно из чертежей. Эффектный фюзеляж по схеме проще любого другого. Он может быть собран сперва в виде каркаса с последующей приклейкой фанерной обшивки, либо вначале подготавливаются боковые панели (в виде фанерных обшивок со смонтированными на них стрингерами), которые позже с помощью шпангоутов собираются в единое изделие.

Конструктивная схема крыла с диагональными полунервюрами обеспечивает не только прочность, но и повышенную жесткость крыла на кручение, что необходимо при условии использования мягкой обшивки. Единственное, на что нужно обратить внимание — выраженная отрицательная крутка «ушек», которая должна быть задана при сборке с помощью клиновидных реек, подложенных под задние кромки каркасов.

Дело в том, что диагональные полунервюры придают крылу такую жесткость, что задать требуемую крутку плоским ушкам, потом попросту не удастся. В принципе, поэлементно предлагаемый планер совсем прост, и при желании вы легко сможете сами реконструировать его под постройку из бальзы. Правда, в данном случае это может быть оправдано лишь при перепрофилировке крыла. Если вы будете воспроизводить конструкцию без коренных изменений, единственное, что даст использование бальзы — это некоторое снижение веса модели.

А данный планер и так достаточно легок. Обратите внимание на кажущееся поначалу неоправданным усиление киля. Столь отличная от общей силовой схемы конструкция киля вызвана отнюдь не проблемами балансировки (на «утке» весовая балансировка обеспечивается в широких пределах переносом элементов бортовой части радиоаппаратуры из подстабилизаторной секции фюзеляжа в подкрыльевую и наоборот).

Прочность киля предусматривает возможность последующей установки на нем мотогондолы с двигателем рабочим объемом до 2,5 см3. Упускать такую перспективную возможность не хотелось, и киль был заранее упрочнен. Что получится в результате моторизации такого планера, можно без труда представить — это будет легкий самолет, причем имеющий трехстоечное шасси с носовым колесом и обтекателями на колесах.

Попробуйте хотя бы мысленно дополнить планер этими деталями, и вы поймете, что общий дизайн модели только выиграет. А о результатах подобных доработок планера, превращающих его в радиоуправляемый самолет, мы расскажем после экспериментов.

(Автор: К. Шумеев, мастер спорта. источник журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид радиоуправляемого планера Утка

Фюзеляж и вертикальное хвостовое оперение радиоуправляемого планера Утка

Фюзеляж и вертикальное хвостовое оперение радиоуправляемого планера Утка: 1 - фанера 3 мм, 2 - фанера 3 мм, 3 - пенопласт ПХВ 4 мм, 4 - пенопласт ПХВ 4 мм, 5 -фанера 1,2 мм в три слоя, 6 - фанера 3 мм, 7 - фанера 5 мм, 8 - липа, 9 - липа (профилировать), 10 - фанера 1,2 мм, 11 - липа или осина 3 мм, 12 - контур стабилизатора, 13 - контур фонаря, 14 - металлический уголок, 15 -сосна 3x4 мм, 16 - фанера 1,2 мм с поперечным направлением волокон рубашки, 17 -фанера 1,2 мм с продольным направлением волокон рубашки, 18 - фанера 3-4 мм, 19 -фанера 3-4 мм, 20 - контур крыла, 21 - фанера 3-4 мм, 22 - липа, 23 - сосна 6x8 мм, 24 - стандартная петля, 25 - липа 3x6 мм, 26 - фанера 1,2 мм на эпоксидной смоле, 27 - сосна 6x6 мм, 28 - пенопласт ПХВ 6 мм, 29 - фанера или осина 3 мм, 30 - фанера или осина 3 мм, 31 - сосна 5x8 мм, 32 - липа 3x8 мм, 33 - ватман, 34 -липа 8x8 мм, 35 - липа 8 мм, 36 - липа 3x5 мм, 37 -упаковочный пенопласт, 38 -липа, 39 - липа 8 мм. Изнутри фюзеляжа в деталях 14,18,19 и 21 ставить грибки МЗ по месту.

Центроплан, ушко и элерон крала радиоуправляемого планера Утка

Центроплан, ушко и элерон крала радиоуправляемого планера Утка: 1 - осина 2 мм, 2 - пенопласт марки ПХВ, 3 - липа, 4 - осина 2 мм, 5 - сосна 6x7 мм, 6 - сосна 2x4 мм, 7 -осина 2 мм, 8 - осина 6 мм, 9 - фанера 1,5 мм, 10 - сосна 3 х 13 мм, 11 -осина 2 мм, 12 - легкий пенопласт, 13 - осина 4x8 мм, 14 - осина 2x5 мм, 15 - ватман, 16 - липа, 27 - береза, 18 - фанера 1,2 мм, 19 - осина 5 мм, 20 - липа, 21 - бук, 22 - фанера 1,2 мм 23 - лавсановая или фирменная термопленка Mono-Cote, 24 - мелкослойная сосна 3x7 мм, 25 - осина 6 мм, 26 -переклей из трех слоев фанеры 1 мм, 27 - стандартная петля, 28 - сосна 2 х 10 мм, 29 - сосна 2,5 мм х 8 мм.

Стабилизатор и руль высоты радиоуправляемого планера Утка

Стабилизатор и руль высоты радиоуправляемого планера Утка: 1 - мелкошариковый пенопласт, 2 - фанера 1,5 мм, 3 - липа 4 мм, 4 - сосна 5x5 мм, 5 - осина 2 мм, 6 -осина 2 мм, 7 - осина 2 мм, 8 - сосна 2,5 х 5 мм, 9 - осина 2 мм, 10 - фанера 1 мм, 11 -бук 04 мм, 12 - сосна 5x8 мм, 13 - лавсановая пленка или Mono-Cote, 14 - сталь диаметром 2,5 мм в латунной трубке. По конструкции рули аналогичны элеронам.