Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

МОДЕЛЬ РАДИОУПРАВЛЯЕМОГО ПЛАНЕРА «RIVAL-2»

Предлагаемая вашему вниманию модель радиоуправляемого планера создана для полетов на небольших площадках. Аппарат хорошо ведет себя при "пушечных" стартах с катапультных систем (10 м резины и 40 м капроновой нити), уверенно буксируется на обычном леере длиной 100- 150 м, а также обеспечивает эффективный взлет с руки.

Исключительно летает и в потоках обтекания склонов даже небольшой высоты. Модель хорошо управляема, и, несмотря на низкую удельную нагрузку на крыло, без проблем пилотируется даже в сильный ветер, обладая высокой "проницаемостью".

Здесь необходимо заметить, что явственно видно отношение конструктора к создаваемым им машинам в первую очередь как чисто "развлекательным", и лишь потом как к спортивным аппаратам. Это характерно для людей, увлеченных созданием моделей как таковых, и для которых спортивные проблемы являются второстепенными. Наверное, именно поэтому P.Lishak успешно экспериментировал с удачной техникой и в других классах радиопланеров, а в последнее время он увлечен электролетами. "Ривали" последующих поколений с электроприводом смогли показать рекордные результаты.

Первые прототипные экземпляры подобных радиоуправляемых планеров возникли еще в 1988 году в виде двух экземпляров, отличающихся только профилировкой крыла (Е-387 и Selig S-2091.101) и размещением руль-машинок. Эти модели успешно эксплуатировались на футбольных полях и стадионах. Удачная аэродинамика сохранилась и после установки на один из планеров двигателя Mabuchi RS-380 на пилоне и блока питания напряжением 9,6 В емкостью 0,5 Ач.

В период эксплуатации прототипов необычная конструкция привлекла внимание и других моделистов. Известно как минимум о трех аналогичных машинах, одна из которых успешно использовалась в классе F3J (!), вторая показывала совершенно уникальные результаты при старте с руки, третья имела стеклопластиковый фюзеляж со встроенной электрической винтомоторной группой. А о том, как летает представитель нового поколения -Rival-2, вы узнаете в конце статьи.

Интересно отметить, что радиоуправляемые планера подобной схемы оказались не так чувствительны к увеличению нагрузки на крыло, как этого можно было бы ожидать. Хотя достижение указанных в статье весов отдельных элементов модели и может служить показателем класса работы, все же не является непременным. Правда, более легкая машина будет в безветренную и атермичную погоду вести себя лучше тяжелых. Конструкция модели Благодаря несложной и продуманной конструкции постройка модели происходит быстро и без проблем.

Начинается она с выбора бальзы, которая должна быть одновременно легкой и жесткой. Заметим, что лобзик понадобится лишь при изготовлении единственного фанерного шпангоута фюзеляжа, да пары небольших соединительных пластин лонжерона крыла. Остальные детали бальзовые, и при их вырезке пригодится только скальпель или модельный нож (либо жесткое бритвенное лезвие). В качестве клея лучше всего подойдут цианоакрилатные "мгновенные" клеи, известные у нас как "циакрины".

При достаточно точной подгонке деталей соединение с помощью них будет уступать по прочности лишь выполненным на эпоксидных смолах. Крыло. Нервюры ушек вырезают по шаблонам, либо по одиночке, либо в пачках, но с вложением между всеми заготовками нервюр дистанционных пластин из обрезков мягкой бальзы толщиной 7 мм. Каркасы центроплана и ушек собираются по отдельности на плоских досках-стапелях. Концевые нервюры центроплана ставятся перпендикулярно стапелю. Корневые нервюры ушек - под углом, соответствующим "V" крыла.

Небольшое замечание. Не очень логично выглядит столь большая разница в шаге нервюр в центроплане и ушках. В общем-то, можно понять, чем изначально вызвано такое решение. Но нам кажется, что нервюры и на центроплане можно было бы поставить столь же редко. Предположим, что миллиметровая бальзовая обшивка лобика воспринимает большую часть изгибных нагрузок крыла вместе с лонжероном. Даже если это так, то для снижения веса, увеличения жесткости и прочности полезнее в центропланный каркас ввести диагональные носики-полунервюры. Еще, имея богатую практику работы с лавсановыми пленками, можно посоветовать дополнить концевые нервюры центроплана и корневые нервюры ушек верхними поясами окантовки. Это позволит надежно приклеить лавсан к каркасу в наиболее трудных для обтяжки местах. В противном случае вам придется часто подклеивать отошедшую пленку.

Жесткую обшивку лобика крыла лучше наклеивать на каркас лишь после калибровки ее толщины и зачистки поверхности шпона. Вначале клеится нижняя часть обшивки, затем бальзовая стенка лонжерона. Бобышки под штырь и винт крепления крыла на фюзеляже подгоняются так, чтобы они хорошо прилегали как к нижней обшивке, так и к центральным сдвоенным нервюрам центроплана. В последнюю очередь монтируется верхняя жесткая обшивка. Учтите, что перед этой операцией под задние кромки ушек нужно вложить клиновидные рейки.

Они должны задать отрицательную крутку 5-7 мм по концевым нервюрам ушек. Замыкание кессонных лобиков верхней частью обшивки приведет к резкому увеличению жесткости на крутку и, соответственно, к невозможности задать или исправить крутку в последующем. Готовые центроплан и ушки стыкуются воедино с помощью фанерных вставок, выполняющих роль стенки лонжерона на переходных участках крыла.

Крыло обтягивается лавсановой пленкой, либо высококачественной бумагой типа микалентной. Современные обтяжечные пленки лучше не использовать, так как они слишком тяжелы, да и не обеспечивают повышения жесткости крыла из-за своей избыточной эластичности. При работе с бумагой и эмалитами сушить крыло нужно, зафиксировав его в импровизированных шаблонах. Фюзеляж.

Предварительно на верхней панели хвостовой балки монтируются соответствующие шпангоуты. К боковинам фюзеляжа (обратите внимание - они имеют технологический разъем по верхнему лонжерону, поэтому фюзеляж условно состоит из нижней части, переходящей в хвостовую балку, и "надстройки") приклеиваются сосновые рейки лонжеронов и бальзовые рейки треугольного сечения, образующие нижние пояса лонжеронов. Потом через шпангоуты балки проводят трубчатые оболочки проволочных тяг рулей.

К верхней панели хвостовой балки, закрепленной на стапеле, приклеивают подготовленные боковины. После высыхания клея можно заняться подгонкой и установкой носовой бобышки, сделанной заранее. Эту операцию также желательно проводить на стапеле, причем передняя часть боковых панелей должна свешиваться с его края. Теперь настала пора снимать фюзеляж со стапеля и заняться монтажом верхней части.

Для этого вклеивают передние шпангоуты с уже установленными на них узлами крепления крыла. Теперь нужно нарастить боковины и обрамить их сверху сосновыми стрингерами. В переднем отсеке на клею ставится плата выключателя питания, а в подкрыльевом - плоская бобышка с буксировочным крючком. Потом подгоняется и приклеивается на место нижняя панель обшивки фюзеляжа. Наконец треугольные хвостовики "пилона крыла" подрезаются и сводятся друг с другом. Сверху получившийся обтекатель обшивается пластиной легкой бальзы.

Интересная и отработанная технология сборки фюзеляжа с условным его разделением по высоте на две части из-за появления треугольного обтекателя заставляет поспорить с автором. Дело в том, что между хвостовиком профиля центроплана и обтекателем образуется широкий клиновидный зазор, увеличивающийся по высоте к задней кромке крыла. Аэродинамике, в общем-то, очень чистой модели это не может идти на пользу. Рекомендуем попытаться реконструировать фюзеляж, условно поменяв его верхнюю и нижнюю технологические половины местами. Таким образом, фюзеляжная часть, переходящая в балку, передвинется вверх, прямо под крыло - и необходимость в обтекателе отпадет сама собою. Образовавшаяся нижняя "припухлость" фюзеляжа может быть плавно сведена к задней кромке крыла до уровня нижней панели хвостовой балки.

Заготовка крышки передних отсеков приклеивается на "точках" клея на место, обрабатывается до требуемой формы и затем снимается с фюзеляжа. При желании крышку можно выдолбить для облегчения. В задний торец вклеивается бамбуковый штырек, а в носу снизу ставится пластинка из тонкой фанеры, за которую крышка прижимается к бобышке с помощью проволочной пружины.

Для контроля стыкуемости и правильности взаимного положения крыло монтируется на фюзеляже. Во время этой проверки на борта приклеиваются бальзовые переходные зализы и уточняются их обводы. После расстыковки фюзеляж обрабатывается начисто, немного скругляются все внешние острые грани. Снаружи он обтягивается длинноволокнистой бумагой. Хвостовое оперение. По конструкции все элементы оперения настолько просты, что не требуют пояснений. Единственное замечание - по поводу приведенной на рисунках системы подвески рулей.

Предложенная схема с микрошарнирами полностью оправдала себя. При этом отмечается, что эти узлы нужно врезать в тело рулей так, чтобы зазор между самими рулями и неподвижными элементами оперения был минимальным. Тогда будет обеспечена не только увеличенная эффективность рулей (зачем увеличенная?), но и точность управления. Обтяжка оперения - тонкая лавсановая пленка или длинноволокнистая бумага.

Кабанчики выпилены из тонкого стеклотекстолита и вклеены в рули. На фюзеляже оперение монтируется после окончания отделки, как самого фюзеляжа, так и оперения (естественно, все слои отделки на местах стыков полностью удаляются). Есть еще один момент, который хотелось бы уточнить. Это необходимость в роговом компенсаторе руля поворота. Вернее, его ненужность. Наличие "рога" не только усложняет и ослабляет общую конструкцию вертикального оперения. Еще он, как это ни покажется странным, снижает эффективность управления по курсу.

Дело в том, что простой руль может быть отклонен на угол вплоть до 30° без заметной потери его эффективности. А на цельноповоротной пластинке (которой и является вся верхняя часть руля вместе с роговым компенсатором в предложенном на чертежах варианте) обтекание полностью срывается на углах равных 10-14градусов! Так что имейте в виду, что вертикальное оперение можно смело реконструировать.

Тем более, что компенсаторы, обычно применяемые только для снижения рулевых усилий в тягах и на руль-машинках, в данном случае совершенно не нужны. И так при данных режимах полета и данных размерах оперения даже на максимальных углах отклонения усилия едва ли достигнут 100 г. Представляется, что наибольшие усилия в системе управления возникнут... из-за применения даже таких гибких тяг, как стальная проволока диаметром 0,6-0,8 мм. Проведение практически прямолинейных тяг возможно лишь при предложенной выше реконструкции фюзеляжа. В данном же случае не избежать, по крайней мере, трех изгибов на каждом "боудене".

А это неизбежный рост величины трения, что окажется чувствительно при малой емкости аккумуляторов. Кстати, интересно было бы замерить усилия при обоих вариантах. Монтаж аппаратуры. Эта операция немного усложнена лишь сравнительно тесным объемом отсеков фюзеляжа. В предлагаемом варианте руль-машинки ставятся не на винтах, а зажимаются между приклеиваемыми к бортам брусочками бальзы.

Подойдет и монтаж машинок на бортах с помощью двухстороннего скотча. При бесконечной гонке за снижением веса вы можете без особых опасений вынуть плату приемника из его корпуса и затолкать его в отсек фюзеляжа между двумя блоками полиуретановой губки. Аналогично укладывается и блок аккумуляторов. Антенна протаскивается через прорези, имеющиеся в нижней части каждого из шпангоутов хвостовой балки.

Весовые характеристики. Поэлементно (г): крыло - 85, фюзеляж с оперение - 85, блок аккумуляторов 270 гпАч - 50, приемник - 24, обе руль-машинки - 56. Полностью подготовленная к полету модель имеет массу 300 г. Полеты. Даже первые старты не приносят никаких неожиданностей, если модель построена достаточно точно и центр тяжести располагается на указанном месте, либо чуть впереди него.

При легком броске против слабого встречного ветра радиоуправляемый планер должен проходить около 50 м. Буксировка на леере или старт с помощью катапульты не приносит проблем. Полезно иметь в виду, что при катапультном запуске планер энергично выталкивается практически вверх. Для сохранения натяжки резины в начальных фазах взлета руль высоты сильно отклоняют вверх.

Если теперь при приближении к верхней точке взлета поставить руль в нейтраль, а потом снова поднять его, несложно за счет эффекта динамостарта добиться выигрыша высоты до 15 м. Rival-2 очень летуч и обладает большим диапазоном скоростей. После короткого периода привыкания к управлению этим планером вы легко сможете осуществлять точную посадку в руку. Отметим, что кружение на высоте порядка 1-2 метров или пилотируемая мертвая петля, выполняемая сразу после ручного запуска, не относятся к фигурам, вызывающим опасения.

А высокое аэродинамическое качество модели не ставит перелет всего футбольного поля (опять же при запуске с руки) в ряд необычных достижений. Прочность аппарата вполне достаточна для всех режимов полета. При этом интересно будет узнать, что Rival-2 верой и правдой отслужил своему конструктору более пяти лет.

(От редакции журнала Моделизм спорт и хобби)

В заключение, кроме наших рекомендаций создать по предлагаемым чертежам свой Rival-2 и познать все его летные характеристики, полезно вспомнить еще об одном факте. В одном их последних номеров журнала FMT (Hug- und Modell-technik) опубликованы описания современной модели аналогичного класса и результатов ее тестирования. Этот метательный планер изготовлен с широчайшим использованием композитных материалов. Обшивка лобика крыла выклеена из кевлара, полки лонжерона, вся задняя кромка и окантовка нервюр-углепластик, фюзеляж- кевлар и уголь, аналогично выполнено и V-образное хвостовое оперение.

Сразу же вспоминаются чемпионатные свободнолетающие планера F1A в элитном исполнении... Заодно и вся история развития класса F1 А. Там гонка за результатами при- вела к немыслимому росту возможностей моделей парителей. А одновременно и к их постоянному усложнению и... к резкому падению популярности класса. Он попросту стал сверхсложным и малодоступным для моделистов, не способных всю свою жизнь посвятить именно и только таким планерам (другими словами - он стал недоступным для непрофессионалов). Публикация в FMT насторожила - неужели подобная судьба ждет и метательные планера? Но, похоже, что нет. Почему сделан такой вывод? Во-первых, "обрадовала" цена подобного изделия, равная 449 DM.

Для развлечения такой суперпланер, похоже, приобретут только сумасшедшие (по нашим, да наверняка и по зарубежным меркам модель сделана далеко не идеально - обшивка лобика заметно пузырит между нервюрами, на фотографиях видны огрехи, допущенные при сборке оперения и так далее). Потом, эта машина выпускается не широко известной фирмой, а, возможно, самим автором разработки, причем в виде единичных образцов ручной работы. Но главное - по всем параметрам планер уступает тому же Rival-2, что делает первый заведомо проигрышным даже на соревнованиях!

Судите сами. Размах крыла планера немецких моделистов равен 1480 мм при площади 23,4 дм2. Rival-2: 1540 мм и 25,5 дм2 соответственно. Масса только самих моделей равна 192 и 170 г (здесь и далее вторые величины относятся к Rival-2), и это несмотря на использование на первой модели "космических" технологий и то, что она меньше! Веса бортовых частей аппаратуры управления - 152 и 130 г. В результате угольно-кевларовая машина имеет общую массу 344 г, a Rival-2, как уже говорилось, 300 г. Удельная нагрузка на крыло равна для первой модели 14,7 г/дм2, а для второй 11,8 г/ дм2. Надеемся, больше ничего объяснять не нужно?

Модель радиоуправляемого планера RIVAL-2

Фюзеляж радиоуправляемого планера RIVAL-2

Крыло радиоуправляемого планера RIVAL-2

Горизонтальное оперение радиоуправляемого планера RIVAL-2