Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ КОПИЯ БИПЛАН – ТРИПЛАН, ПРОТОТИП
«FOKKER D-VI»

Радиоуправляемая копия биплан - триплан. Приверженцам летающей «экзотики» предлагаю очень интересную разработку моделиста из Одессы - Сергея Мякишева. С его самолетами летающие крылья вы уже возможно знакомы, Автору предлагаемой вашему вниманию разработки давно хотелось иметь модель, похожую на какой-то реальный самолет. Выбор прототипа, в конце концов, привел его к Fokker D-VI. Построенная «полукопия» оказалась удачной.

Эта модель биплана - триплана была оснащена мотором МДС-6,5 (морской вариант, переделан под воздушное охлаждение), и хорошо летала в относительно спокойную погоду. Но через какое-то время новая техника немного приелась, и захотелось чего-нибудь нового. В зимний период биплан был без коренных переделок превращен в триплан за счет удлинения стоек «кабана» и установки дополнительного, третьего крыла.

Конструкция радиоуправляемой копии биплана - триплана

Фюзеляж копии биплана - триплана. При постройке модели в основном использовались бальзовые пластины толщиной 2 мм. Из них вырезаются борта фюзеляжа, которые в носовой части усиливаются фанерой 1,2 мм. В хвостовой части к боковинам приклеиваются стрингеры, сделанные из того же бальзового шпона в виде полос шириной 10 мм. По верхней кромке боковин в их носовой части монтируются полоски шириной 15 мм, вырезанные из фанеры толщиной 4 мм и нужные для крепления «кабана».

Следующая операция - вырезание шпангоутов. Первый (силовой) склеивается из двух слоев фанеры толщиной 4 мм. Второй (он расположен за нижним крылом) делается из такой же фанеры, только, конечно, здесь она не дублируется. Остальные детали поперечного набора фюзеляжа (полушпангоуты) служат для крепления стоек шасси, штыря нижнего крыла и узлов крепления среднего крыла.

Сборка фюзеляжа производится традиционным методом. Сначала между боковинами вклеиваются оба шпангоута, а потом сводятся хвостовые части боковин. После предварительной сборки фюзеляжа предстоит решить вопрос, будет ли модель универсальной (би-триплан), либо одновариантной (только биплан). В первом случае стойки «кабана» будут ставиться снаружи.

При этом их длина для триплана равна 145 мм, а комплект для биплана должен иметь длину 105 мм. Во втором же случае стойки крепят изнутри фюзеляжа. В любом варианте стойки вырезаются из дюралюминия и имеют сечением 3x15 мм. Длина бортов, свешивающихся за передний шпангоут, подбирается по месту, - в зависимости от габаритной длины капота. Кстати - для капота несложно найти алюминиевую миску или кастрюльку подходящего размера и формы (что и сделано на предлагаемой модели). Тяги, идущие к рулям высоты и поворота - «боудены».

Крыло копии биплана - триплана. Сначала на плоском стапеле склеиваются все элементы, относящиеся к нижней обшивке, вплоть до полочек нервюр. Одновременно к обшивке приклеиваются передняя кромка и нижняя полка лонжерона. Затем ставятся на место нервюры и верхняя полка лонжерона. Сразу нужно отметить, что бальзовые нервюры обрабатываются в пачке с использованием шаблонов, выпиленных из фанеры толщиной 4 мм. Причем в дальнейшем эти шаблоны применяются в качестве силовых нервюр. Именно к ним приклеиваются бобышки для узлов крепления крыльев как на фюзеляже, так и на стойках (материал бобышек - три слоя фанеры толщиной 1,2 мм). Наконец, приклеивают все элементы верхней обшивки.

Финишные операции копии биплана - триплана. Элероны и хвостовое оперение модели делаются обычным методом. Рулевая машинка элеронов устанавливается снизу по центру верхнего крыла. Концевые стойки крыльев выполняются в виде переклея из бальзы 2 мм, фанеры 1,2 мм и бальзы 2 мм. Эти стойки проходят насквозь через центральное крыло в варианте «триплан». Сборка бипланной коробки идет с помощью крепежа МЗ, за исключением стыковки фюзеляжа со средним крылом (два винта М6) и с нижним крылом (штырь и два винта М4).

При обтяжке модели использована фирменная пленка «Монокот», а при отделке - «Арокал». Как на биплан, так и на триплан можно устанавливать двигатели рабочим объемом от 6,5 до 10 см3. Перед первым полетом все рулевые поверхности выставляются по нулям. Модель довольно устойчиво держится в воздухе. С ее управлением вполне справится пилот средней квалификации. Вес модели в комплекте с двигателем и аппаратурой равен 3000 г.

(С. Мякишев, Одесса, источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Примечание от редакции

Нужно обратить внимание, что предложенный автором плосковыпуклый профиль крыла весьма неплох с точки зрения аэродинамики и обеспечивает несомненные преимущества по технологии сборки несущих плоскостей. Однако аэродинамические достоинства подобных профилей проявляются лишь на небольших скоростях, да и то лишь на режимах простого полета и взлетно-посадочных. Тем, кто захочет строить аналогичный биплан-триплан пилотажного типа, рекомендуем сменить профилировку крыла.

Для «симметричного» пилотажа соответственно подойдет только чисто симметричный профиль (можно применить надежный NACA-0012). А для полупилотажной машины можно воспользоваться двояковыпуклыми профилями такой же относительной толщины. Кстати, нужно заметить еще, что создавая пилотажную модификацию биплан -триплана, лучше ориентироваться на двигатели рабочим объемом около 10 см3.

 

Общий вид радиоуправляемого триплана

Общий вид радиоуправляемого биплана

Конструкция  фюзеляжа радиоуправляемого биплана - триплана

Конструкция  крыла и стабилизатора  радиоуправляемого биплана - триплана