Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ КОПИЯ ПИЛОТАЖНОГО САМОЛЕТА
«GRANFIELD A-1»

Предлагаемая вашему вниманию модель спроектирована в виде полукопии известного пилотажного самолета Cranfield A-1. Конструкция модели проста, а летные данные оказались весьма неплохими. Этой машине доступны многие фигуры пилотажного комплекса. На крыле модели применен относительно тонкий профиль NACA-0012, поэтому для сохранения достаточной жесткости пришлось увеличить сечения полок лонжерона и подбирать материал для обшивки лобика. Склейка силовых элементов осуществляется эпоксидной смолой. В остальных случаях используют фирменный циакрин.

Конструкция радиоуправляемой копии самолета Cranfield A-1

Фюзеляж радиоуправляемой копии самолета. Боковины вырезают из бальзы средней плотности. Их носовые части вплоть до третьего шпангоута с внутренней стороны грунтуют нитроклеем и потом оклеивают стеклотканью толщиной 0,05 мм на эпоксидной смоле марки КДА. Верхнюю панель фюзеляжа выполняют из легкой бальзы толщиной 20 мм. Нижнюю обшивку вырезают из плотной бальзы толщиной 3 мм с поперечным расположением волокон. Первый (силовой) шпангоут собирают из двух частей. Переднюю, часть выпиливают из фанеры толщиной 6 мм, а из фанеры 3 мм - заднюю. После склейки шпангоута в нем сверлят необходимые отверстия.

Из авиационной фанеры толщиной 3 мм выпиливают второй шпангоут, как и его силовую накладку. Окно облегчения должно соответствовать форме топливного бака. Все остальные шпангоуты вырезают из легкой фанеры толщиной 3 мм. Панели рулевых машинок выпиливают из авиационной фанеры толщиной 3 мм и усиливают накладками из того же материала. Панель крепления крыла склеивают из двух слоев авиационной фанеры толщиной 3 мм. Резьбу М6 под капроновые винты выполняют по месту, после сборки крыла. Тяги рулей - из липовых реек сечением 6x6 мм. Оконцовки выполняют из проволоки диаметром 2 мм с резьбой М2 для регулировочных вилок.

Монтаж деталей осуществляют с помощью капроновых ниток с клеем. Ложемент крыла вырезают из плотной бальзы толщиной 5 мм с припуском 1 мм. Окончательную подгонку производят по готовому крылу. Перед сборкой фюзеляжа требуется проверить наличие необходимых отверстий в шпангоутах, подогнать шипы первого шпангоута к отверстиям в боковинах, приклеить панель крыла к третьему шпангоуту и установить поворотный узел хвостовой стойки. Перед монтажом нижней обшивки фюзеляжа устанавливают тяги рулей высоты и поворота.

Собранный фюзеляж обрабатывают мелкой шкуркой и грунтуют жидким нитролаком. После сушки его оклеивают стеклотканью толщиной 0,03 мм на двухкомпонентном паркетном лаке. Фонарь кабины выдавливают из органического стекла. Его последующий монтаж осуществляют на эпоксидной смоле. Капот выклеивают на пенопластовом болване из четырех-пяти слоев стеклоткани толщиной 0,1 мм. Для того чтобы не образовывалось «ступеньки», на носовой части фюзеляжа делают выборку под капот глубиной 0,5 мм и шириной 20 мм.

Крыло радиоуправляемой копии самолета. Нервюры вырезают из плотной бальзы толщиной 2 мм по картонным шаблонам. Три центральные нервюры также вырезают из плотной бальзы, но они имеют толщину 8 мм. Носики силовых нервюр, на которые устанавливают переходники для крепления стоек шасси, склеивают из двух слоев авиационной фанеры толщиной 1,5-2 мм. Полки лонжерона изготавливают из высококачественной (мелкослойной и несмолистой) сосны. Их склейку осуществляют эпоксидной смолой на стапеле, под определенным углом. Размер «уса» - не менее 20 мм. После полимеризации смолы стык обматывают тонкой капроновой ниткой с клеем.

Стенка лонжерона вырезана из кусков бальзы средней плотности с вертикальным расположением волокон. Силовую стенку лонжерона в центральной части крыла выпиливают из авиационной фанеры толщиной 3 мм, а место стыка усиливают пластиной из плотной бальзы и стеклотканью толщиной 0,1 мм на эпоксидной смоле. Дополнительный «лонжерон» выполняют из качественной сосны и сгибают на пламени свечи или горелки. Через один-два дня контролируют его форму по чертежу или шаблону. Внешнюю часть передней кромки и заднюю кромку выполняют из плотной бальзы. Внутреннюю часть передней кромки - из легкой бальзы.

Законцовки крыла радиоуправляемой копии вырезают из бальзы средней плотности. Панель рулевых машинок выпиливают из авиационной фанеры толщиной 3 мм. В местах расположения отверстий под саморезы, ее усиливают накладками из того же материала. Сборку крыла проводят на стапеле. Затем бальзой средней плотности оклеивают лобик и центральную часть крыла. Также устанавливают полки нервюр и задней кромки. Приклейку жесткой обшивки начинают с нижней поверхности на цианоакрилатном клее. Шпон фиксируют на каркасе булавками и канцелярскими прищепками, под которые подкладывают полоски фанеры или шпона. Затем швы «проливают» клеем.

Верхнюю часть крыла обшивают на эпоксидной смоле. Допустимо использовать густой цианоакрилатный клей, но работа с ним требует определенного навыка. На каркас крыла наносят клей и устанавливают панель. Ее фиксацию осуществляют аналогично нижней - булавками и прищепками. Место стыка панелей усиливают полоской стеклоткани 0,03 мм. Привод закрылков выполняют из стальной проволоки и устанавливают на петлях из жести толщиной 0,25 мм. Штыри для установки крыла выполняют из бука или березы. Разметку отверстий под их установку производят либо через отверстие в первом шпангоуте, либо перед окончательной сборкой носовой части фюзеляжа. Закрылки вырезают из легкой бальзы толщиной 10 мм, грунтуют жидким нитроклеем и обтягивают стеклотканью 0,03 мм на паркетном лаке. В месте заделки привода устанавливают буковые штыри.

Хвостовое оперение радиоуправляемой копии самолета вырезают из легкой бальзы толщиной 8 мм. Заготовки профилируют, грунтуют нитроклеем и оклеивают стеклотканью 0,03 мм на паркетном лаке. В рули высоты, как и в элероны, вклеивают штыри из плотного дерева.

Шасси радиоуправляемой копии самолета. Основные стойки вырезают из жесткого алюминия. Детали соединяют друг с другом заклепками и придают им каплеобразное сечение. Переходник изготовлен из стальной пластины и крепится на силовой нервюре с помощью двух заклепок (разумеется, эту операцию проводят до сборки крыла). Колеса установлены на выточенных осях 04 мм. Проволочная хвостовая стойка несет небольшое колесо легкой серии.

Винтомоторная группа радиоуправляемой копии самолета. На модели установлен двигатель OS MAX 46LA с винтом 270x145 фирмы АРС. Моторама пластиковая. Ее крепят с помощью четырех винтов М4, которые вклеивают в шпангоут и дополнительно фиксируют гайками. Фирменный топливный бак объемом 220 мл заворачивают в лист пенорезины 5 мм и устанавливают в отсек. Для дополнительной изоляции от деталей фюзеляжа между ним и вторым шпангоутом укладывают полоски пенорезины. При этом плоскость бака должна совпадать с плоскостью жиклера.

Сборка и отделка радиоуправляемой копии самолета

Перед установкой стабилизатора и киля необходимо тщательно выверить их положение относительно оси и вертикальной плоскости модели. Сборку осуществляют на эпоксидной смоле. Места нанесения клея на поверхности стеклоткани обрабатывают мелкой шкуркой, и тщательно обезжиривают. На стык стабилизатора и фюзеляжа полезно приклеить треугольные рейки из легкой бальзы для оформления зализов. В месте сопряжения крыла и фюзеляжа необходимо наклеить полоску пенорезины.

Крыло копии обтягивают пленкой Mono-Cote. Фюзеляж модели, хвостовое оперение и элероны окрашивают автомобильными эмалями воздушной сушки. Небольшие детали отделки и цветные полосы выполнены отделочной «трим»-пленкой. Рули и элероны устанавливают на пластиковых петлях, которые фиксируют эпоксидной смолой. Старайтесь, что бы связующее не попало в подвижные соединения петель и приводов элеронов.

(Источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид радиоуправляемой копии самолета Cranfield A-1

Конструкция фюзеляжа радиоуправляемой копии самолета Cranfield A-1

Конструкция крыла  радиоуправляемой копии самолета Cranfield A-1