Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

МОДЕЛЬ МОТОПЛАНЕРА

Фюзеляж мотопланера собирают на эпоксидке. Из обычных листов (1000 мм, толщина 3 мм) необходимую длину получают, приклеивая куски к хвостовой части. Накладки носовой части вырезают из фанеры толщиной 1 мм (их можно приклеить на циакрине). В месте прохода соединительного штыря ставят дополнительные накладки. Мотораму мотопланера выпиливают из переклея тонкой фанеры. Первый и второй шпангоуты делают из фанеры толщиной 3 мм, а третий из фанеры 1,5 мм. Материал хвостовых шпангоутов - бальза 2 мм. Приклеив стрингеры на боковины, собирают носовую часть. Потом стягивают хвостовую часть боковин, и вырезают задние шпангоуты по местным размерам.

После их монтажа (и здесь подойдет циакрин) обшивают фюзеляж сверху бальзой толщиной 3 мм. Разместив в хвосте кабель машинки руля высоты, приклеивают нижнюю обшивку. Полезно перед этим подогнать стойки шасси. Ставят фальшкиль (для фиксации он имеет выступ). Проволочный штырь навески крыла зашкуривают, обезжиривают и вклеивают на место. Капот выклеивают на пенопластовом болване из трех-четырех слоев стеклоткани толщиной 0,1 мм. После обработки поверхности болван удаляется ацетоном. Фонарь кабины изготавливают по схожей технологии, но болван вырезают из строительного пенопласта, и его не удаляют. В хвостовую часть фонаря вклеивают липовую пластину для монтажа штырьков, а нижнюю поверхность обтягивают стеклотканью 0,03 мм. Фиксируют фонарь за «ушки» силовой накладки.

Крыло мотопланера. Для его сборки применяют циакрин (и эпоксидную смолу в нагруженных местах). Типовые нервюры вырезают из бальзы толщиной 2 мм, а корневые из фанеры толщиной 2 мм. Заготовки обрабатывают в пакете по фанерным шаблонам. На корневые нервюры устанавливают накладки из фанеры толщиной 3 мм. Полки лонжерона переменного сечения (3x8 мм у корня и 3x4 мм на конце) выстругивают из мелкослойной сосны. Если придется использовать «стандартные» рейки 1000 мм, то их наращивают до требуемой длины, соединяя заготовки на «ус» в концевых зонах консолей. Стенку лонжерона вырезают из бальзы.

В центральных секциях ее заменяют фанерой толщиной 1 мм. Переднюю и заднюю кромку (на данном этапе она составляет одно целое с элеронами!) выстругивают из плотной бальзы. В местах заделки петель приклеивают дополнительные бальзовые полоски. Трубчатые «пеналы» наматывают прямо на самих штырях из стеклоткани толщиной 0,05 мм. Сборка крыла полностью соответствует авиамодельным стандартам и в особых пояснениях не нуждается. Единственное, что нужно отметить - необходимость отрицательной крутки (-1,5° по концевым нервюрам). Собранное крыло шлифуют, уделяя особое внимание профилю лобика. Затем от задней кромки отрезают элероны. Их передние кромки скругляют. Крыло обтягивают пленкой Orakover.

Хвостовое оперение мотопланера. Киль модели выполняют из двух бальзовых пластин. Заготовки скрепляют 3-4 точками клея и профилируют. Затем детали разделяют, и прорезают канал для проводов и паз под фанерную пластину. После окончательной склейки киль распиливают и вклеивают лонжерон из липовой пластины толщиной 2 мм. Переднюю и заднюю кромки вырезают из липовых реек так, чтобы они входили в пазы соответствующих шпангоутов.

После установки кромок и липовых вставок киль обрабатывают шкуркой и оклеивают тонкой стеклотканью на паркетном лаке. В последнюю очередь приклеивают ложемент стабилизатора. Стабилизатор мотопланера вырезают из легкой бальзы. Вставки выполнены из липы и усилены полоской стеклоткани. Так как стабилизатор имеет относительно большой размах, к его задней кромке приклеивают липовую пластину-лонжерон. Руль высоты также вырезают из легкой бальзы.

Шасси мотопланера лучше использовать только при эксплуатации модели на аэродромах с твердым покрытием. В остальных случаях стойки не устанавливают, а на нижнюю поверхность носовой части наклеивают две посадочные «лыжи» - рейки сечением 5х10 мм. При использовании шасси его стойки сгибают из проволоки ОВС диаметром 3 мм. Верхнюю часть стоек отжигают, загибают и нарезают резьбу М2,5. Хомуты вырезают из алюминиевой пластины толщиной 1,5 мм и устанавливают на винтах МЗ.

Винтомоторная группа мотопланера. Хотя здесь использован калильный двигатель MWS-2 GFS, конечно, можно поставить и «дизель». Для калильного двигателя требуется бак объемом около 80 мл, а «дизелю» хватит и 50-60 мл. «Калилка» снабжается пропеллером 200x100 мм.

Отделка модели мотопланера

Окончательно шлифуют поверхности и скругляют грани фюзеляжа. Его вместе с килем грунтуют двумя слоями нитролака и окрашивают синтетическими эмалями в два слоя. Элероны и рули достаточно оклеить той же пленкой, что и крыло. Рулевые машинки со снятыми виброизолирующими втулками крепят саморезами с большими головками. Рулевые машинки элеронов ставят на кронштейны, выпиленные из алюминиевого уголка сечением 10x10 мм. Отсеки машинок заклеивают полосками цветного скотча. Это исключит лишнюю работу по изготовлению лючков, а также упростит и демонтаж машинок.

(Источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид мотопланера

Фюзеляж и стабилизатор мотопланера

Фюзеляж и крыло мотопланера