Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

МАЛЕНЬКИЙ ПРОСТОЙ RC ПЛАНЕР «HUGO»

Предлагаю маленький RC планера несложной конструкции с хорошими летными характеристиками. Чертежи и подробное описание rc планера здесь. Хотим познакомить приверженцев тихого полета с небольшой, почти «карманной» безмоторной моделью rc планера. Чех Томаш Поспишил спроектировал этот приятный внешне, и хорошо летающий планер для запусков на равнине с помощью резиновой нити «катапульты» или обычного леера. Мини-паритель очень хорошо зарекомендовал себя и в потоках обтекания склонов.

Конструкция модели весьма традиционна, требует малого количества материалов, проста в изготовлении, и не представляет сложностей для хоббистов любого уровня. Однако сразу же нужно предупредить тех, кто захочет воспроизвести этот планер - его конструкция предусматривает использование длинноволокнистой бумаги (и хорошего эмалита!) в качестве обтяжечного материала. Конечно, сейчас в продаже можно найти не только обычную отечественную, но даже фирменную высокопрочную синтетическую «микаленту» и подходящий лак. Проблема в другом, - моделистов, владеющих требуемыми приемами обтяжки, становится все меньше.

А распространенные тонкие и средние термопленки не только не обеспечивают достаточной жесткости крыла и оперения на крутку, но и не предохраняют фюзеляж от образования трещин (толстые же пленки недопустимы с точки зрения веса). Поэтому - небольшой совет. Те, кто не привык работать с «микалентой», могут использовать отечественную «наполненную» пленку из лавсана для крыла и оперения, а для фюзеляжа - тонкую стеклоткань. Только не перепутайте нужную пленку с более распространенным аналогом астролона! «Астролоновая» пленка имеет матовое покрытие с одной или двух сторон, а «наполненная» на самом деле соответствует своему названию (она делается из лавсана, в который по всему объему введен порошковый наполнитель). «Наполненная» пленка полупрозрачна и немного шероховата.

Главное же ее достоинство - в натянутом состоянии она (и только она!) обеспечивает жесткость, сравнимую с обтяжкой из «микаленты». Сразу отметим, что обшивки из пленок, имеющих в своей основе npocтой лавсан, заметно эластичнее, не говоря уже о фирменных термопленках. Единственное, чего потребует переход на лавсановую обшивку, - утолщения нервюр в местах перехода центроплана в «ушки». В противном случае надежно приклеить высокопрочную пленку будет невозможно.

Опыт показывает, что при использовании бытового десмоколового клея и «наполненной» лавсановой пленки толщиной 0,018-0,022 мм достаточно будет сделать эти нервюры из бальзы толщиной 3-4 мм (при желании их можно облегчить). Еще, конечно, при работе с лавсановой пленкой очень желательно иметь хотя бы небольшой предварительный опыт обтяжки моделей подобными материалами.

Конструкция модели rc планера

Фюзеляж rc планера практически полностью выполнен из самой плотной бальзы толщиной 2 мм (потребуется приобрести всего одну пластину) и собран на нитроцеллюлозных клеях. Все шпангоуты и плата рулевых машинок выпилены из легкой «осиновой» фанеры толщиной 3 мм. Носовая бобышка делается из склеенных обрезков бальзы, либо из липы. Готовый фюзеляж лакируется и оклеивается длинноволокнистой бумагой Modelspan, или «микалентой». После двух или трехкратной лакировки фюзеляж окрашивается пластифицированной нитроэмалью. Обшивка низа, наиболее часто страдающая при посадках на грунт, дополнительно защищается вплоть до уровня середины крыла полоской фирменной термопленки.

Крыло rc планера неразъемное, крепится на фюзеляже с помощью резиновой ленты. Вся конструкция крыла выполнена из бальзы средней плотности. Связующее - только нитроцеллюлозный клей. Материал основных деталей указан на рисунках. Особого внимания заслуживают полки лонжерона, для которых лучше всего подобрать мелкослойную ель средней плотности. Обтяжка крыла выполняется на эмалите бумагой Modelspan различной толщины. Так, для центроплана потребуется толстый сорт этой бумаги, а для «ушек» - средний или тонкий. Автор полностью допускает использование «микаленты».

Так как она по весу близка к среднему сорту Modelspan, ею сначала обтягивают все крыло, а затем вторым слоем лобик до лонжерона. После лакировки еще не состыкованные «ушки» и центроплан сушат в зажимах. При этом на «ушках» задается отрицательная крутка в 4 мм (по задним кромкам законцовок). Окончательная стыковка производится на нитроклее или эпоксидке. Привычные переходные стенки лонжерона в стыках центроплана и «ушек» отсутствуют (кстати, - ничто не мешает поставить такие стенки, выпилив их из фанеры толщиной 1 мм).

Оперение rc планера собрано из бальзовых пластин толщиной 3 мм. После окончания склейки каркасы выравниваются с помощью плоских «шкурилок», при этом толщина всех деталей доводится примерно до 2,5 мм. Обшивка - тонкий Modelspan на эмалите. Рули по всей их длине подвешиваются на полосках хорошего, надежного скотча. Кабанчики - самодельные из фанеры толщиной 2 мм, либо фирменные в миниатюрном исполнении.

Аппаратура rc планера. Авторская модель летала с Futaba Attack SR. На борту устанавливалась пара миниатюрных машинок (типа современных HS-81), небольшой приемник, и блок аккумуляторов емкостью 225 мАч, которых хватает более чем на полчаса полетов.

Первые полеты rc планера

Конечно, как всегда, залогом хороших летных свойств является отсутствие круток и ровно собранная модель. При указанной на рисунках центровке планер хорошо летит без дополнительных регулировок. Так как всем мини-моделям свойственен довольно резкий характер управления, на первых порах лучше задать совсем небольшие углы отклонения рулей (по 5-7° для руля высоты и около 15° на сторону для руля поворота). Такая отладка позволит в основном лишь «мешать» самостоятельному полету планера, и, по сути, только корректировать направление и угол планирования. В дальнейшем углы отклонения рулей увеличивают до привычных величин. После этого модель сможет показать, на что она способна в руках умелого пилота.

Примечания от редакции Сильно упрощенная конструкция крыла обладает одним недостатком. Из-за редко поставленных нервюр на большей части размаха профиль крыла не имеет ничего общего с заданным, и похож, скорее всего, на ромбовидный. Поэтому можно рекомендовать обшить бальзовым шпоном толщиной 1 мм лобик крыла (только сверху!). Потерь веса это принесет совсем немного - всего около 6 г. Заметьте, кстати, что даже двухсторонняя обшивка лобика шпоном даст потери, равные лишь 12 г, что при исходном весе планера 320-340 г не так уж значимо. Другой путь повышения качества профилировки - установка промежуточных полунервюр в лобике крыла (потери около 2 г).

Результат будет лучше, если между каждой парой нервюр поставить не по одному, а по два носика (потери 4 г). Снижения же трудоемкости можно добиться, заменив все наборные элементы оперения монолитными, вырезанными из бальзы средней плотности толщиной 2 мм. Особенно это можно рекомендовать в случае, если фюзеляж будет обтягиваться не микалентой на эмалите, а стеклотканью толщиной 0,03 мм. Тогда таким же материалом обшивают и киль со стабилизатором. В результате вероятность незапланированных круток снизится практически до нуля, а жесткость оперения окажется более чем достаточной.

Потери веса при замене наборного оперения монолитным посчитать несложно, и они также будут исчисляться несколькими граммами. Небольшое замечание по поводу бортовых аккумуляторов. Используемые автором блоки не слишком распространены в российских моделистских магазинах. Чаще можно встретить аккумуляторы емкостью около 350 мАч. Конечно, такие подойдут для этой модели - их вес только чуть больше. Зато увеличенная емкость позволит реже менять блоки между полетами.

(источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид rc планера

конструкция  rc планера