Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РЕДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ ПОЛУКОПИЯ ИСТРЕБИТЕЛЯ – МОНОПЛАНА Fokker E.III

(часть-2)

Радиоуправляемая модель самолета - полукопии истребителя Fokker E.III - часть1

Радиоуправляемая модель самолета - полукопия истребителя Fokker E.III. Изготовление консолей не представляет никаких сложностей. Единственное, о чем нужно постоянно помнить - методика склейки каркаса должна полностью соответствует той, что уже описана в отношении хвостовой фермы фюзеляжа. Раскосы лобика вклеиваются в последнюю очередь. При этом каркас предварительно должен быть жестко закреплен на доске-стапеле. Случайные крутки выправить после монтажа раскосов уже не дастся.

Привод элеронов радиоуправляемой модели самолета полукопии

В первых вариантах модели от машинки, управляющей креном, шла раздваивающаяся тяга, спаянная из стальной проволоки диаметром 2 мм марки ОВС. Она выходила из фюзеляжа через удлиненные окна в фанерных бортах. На конец каждой из ветвей тяги накручивалась обычная пластиковая «вилочка». При предполетной сборке сначала консоли насаживались на штырь и фиксировались на нем саморезами, а потом «вилочки» соединялись с кабанчиками элеронов. Такой привода оказался вполне работоспособен, и ни разу не подводил в полете.

Но необходимость заниматься в поле сборкой и разборкой миниатюрных элементов не приносила много радости. Хуже было то, что при аварийном сходе консолей со штыря ломались кабанчики и гнулись тяги, которые потом приходилось вновь регулировать по месту. Поэтому на последней модификации модели вместо замысловатых проволочных тяг использована идея, реализованная на широко известной модели «Ленивый-2». Таким образом все проблемы сборки и защиты привода оказались сразу решены.

Горизонтальное оперение радиоуправляемой модели самолета полукопии

Сразу нужно отметить, что теория «избыточно больших рулей не существует, бывают только недостаточные» полностью себя оправдывает. На предлагаемой вашему вниманию модели рули занимают примерно 50% площади горизонтального оперения. И это не приносит никаких проблем. За счет подбора угла отклонения руля управляемость самолета можно снизить до любой требуемой величины. Кстати, то же самое относится и к цельноповоротному килю. Стабилизатор (он состоит из правой и левой половин), как и рули, имеет гнутые кромки. Для их формовки нужно выпилить простейший шаблон из фанеры толщиной 6-8 мм.

После обработки рабочей поверхности внутренняя часть шаблона вырезается, в результате чего он становится немного похож на букву П (ширина оставшегося контура должна быть равна примерно 20-30 мм). Сосновые рейки, идущие на кромки, размачивают в горячей воде на протяжении двух-трех часов, и потом приматывают к шаблону шерстяными нитками или обычным бинтом (он не будет вминаться в размягченную древесину). За счет П-образной формы шаблона делать это весьма удобно. Как выяснилось, сосновые рейки сечением 5x5 мм даже после горячего распаривания иногда могут дать на внутренней поверхности заметные «складки». Чтобы избежать этого, на последующих моделях силовой контур оперения выполнялся методом «ламинирования» на эпоксидной смоле из двух реек сечением 3x6 мм. Полученные заготовки простругивались на подложке, покрытой против скольжения шкуркой, до толщины 5 мм.

Если вы не поленитесь, и последуете данной методике, не забудьте, что в обеих рейках скос волокон должен идти в одну сторону. Тогда при строгании не возникнет проблем с задиранием волокон. «Ламинированные» кромки, конечно, намного надежнее простых гнутых реек. Каркасы стабилизатора и рулей собирают на плоских стапелях, закрытых прозрачной лавсановой пленкой. После отверждения эпоксидной смолы обязательно нужно усилить стыки кромок с «лонжеронными» рейками. При общепринятой методике для этого в углы между деталями вклеивают «закладные» деревянные косынки. Однако такое решение оправдывается себя лишь при их точной подгонке и тщательном контроле качества клеевых швов. В противном случае обычные косынки прибавляют только вес и трудоемкость, не влияя на прочность. На полукопии Фоккера применен гораздо более эффективный метод.

Ровно посередине толщины оперения через угол каркаса выполняется пропил ножовочным полотном (оно дает рез толщиной 1-1,2 мм). Потом в пропил вставляется и заливается жидкой смолой заготовка косынки, вырезанная из миллиметровой фанеры. После отверждения клея припуски, свисающие за пределы контура оперения, срезают. Подобные врезные детали не только упрощают процесс усиления углов каркаса и имеют незначительный вес, но и полностью исключают разрушение стыков. Вообще метод «врезных косынок» можно рекомендовать для самого широкого использования.

Вертикальное оперение радиоуправляемой модели самолета полукопии

По конструкции и технологии изготовления киль полностью аналогичен горизонтальному оперению. Однако здесь гнутую кромку лучше выполнить методом «ламинирования» из трех реек сечением 2x6 мм. После снятия технологических припусков толщина киля, как и стабилизатора, должна быть равна 5 мм. Усиленная же контурная рейка немного повысит прочность киля, которому хоть изредка, но все же приходится воспринимать ударные нагрузки при капотировании модели. Хвостовой узел заслуживает отдельного разговора. Если еще помнится, - при изготовлении фюзеляжа работа была остановлена после монтажа технологической бобышки. Теперь, имея в распоряжении горизонтальное оперение, по месту изготавливают все недостающие детали, и обшивают хвостовую часть фермы тонкой фанерой с боков. После прорезки окон под кромки, при постоянном контроле взаимного положения, половинки стабилизатора вклеивают на место.

Можно рекомендовать на этой стадии сборки прижать фюзеляж к стапелю, а приклеиваемые детали предварительно выставить с помощью дистанционных прокладок. Закончив эту работу, можно заняться прокладкой «боуденов». Потом обшивают хвостовую секцию фюзеляжа снизу миллиметровой фанерой (сверху это делать необязательно). Подготавливают треугольный фальшкиль, представляющий собою рамку, выпиленную из фанеры толщиной 3 мм и обшитую с обеих сторон миллиметровой фанерой. Желательно, чтобы эта деталь имела небольшие шипы, которые для надежности соединения входили бы в соответствующие гнезда снизу фюзеляжа. Затем из стальной проволоки 02 мм делают V-образный подкос, проходящий через отверстие в нижней части фальшкиля.

Подкос подгибают так, чтобы при сборке узла его «рожки» вошли в отверстия, просверленные в фюзеляже. Проконтролировав положение фальшкиля, середину подкоса и его «рожки» зачищают надфилем с крупной насечкой, обматывают тонкой хлопчатобумажной нитью, и затем весь узел с подкосом вклеивают на место. Рули и киль навешивают на обычных самодельных петлях, выполненных из листовой нержавейки толщиной 0,3-0,4 мм и стальной проволоки 00,8 мм (конечно, пластиковые петли здесь не подойдут).

В листовых деталях после их формовки просверливают ряд мелких отверстий, а «ножки» проволочных осей расклепывают, зачищают и обматывают нитками. После такой подготовки надежность вклейки петель на смоле оказывается такова, что никаких опасений в подвеске даже такого своеобразного цельноповоротного киля не возникает. Половинки руля высоты соединяются коротким П-образным торсионом, согнутым из проволоки диаметром 2 мм. В заключение в нижнюю часть фальшкиля вклеивают проволочный костыль.

Шасси радиоуправляемой модели самолета полукопии

Шасси было многовариантным. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что проволочные V-образные стойки оказались намного лучше, чем все варианты пластинчатых дюралюминиевых стоек, - проволочные заметно легче, жестче, прочнее и удобнее как в изготовлении, так и в монтаже на модели. Да и материал высокого качества для проволочных стоек найти гораздо проще, чем хороший каленый дюралюминиевый лист. Проблемы возникли с подбором колес. Обычные модельные «дутики» на подобной полукопии смотрятся неестественно. Копийные колеса трудно достать, и они неоправданно дороги. Делать колеса самостоятельно? Эта работа показалась не соответствующей упрощенному стилю работы над моделью. В результате были установлены большие колеса от детских колясок. Они были немного доработаны (и все равно остались тяжеленными), а их «диски» обтянуты тканевым материалом ColorTex.

Окончание сборки радиоуправляемой модели самолета полукопии

После проверки функционирования всех элементов управления «кабинную» верхнюю часть фюзеляжа зашивают миллиметровой фанерой. Из двух полушпангоутов, двух легких стрингеров и обшивки из тонкой фанеры склеивают съемный гаргрот (сзади он фиксируется винтом, а спереди прижимается дюралевым капотом). Фюзеляж и оперение обтягивают термопленкой SolarFilm или MonoCote. Ставится на место аппаратура, шасси и полный комплект мотоустановки вместе с системой питания и воздушным винтом. Потом контролируется положение центра тяжести. Заметьте, - кроме непродолжительных экспериментов с подшипниковыми моторами, на предлагаемой вашему вниманию модели в основном использовался очень легкий отечественный двигатель «Радуга-7».

И все равно для достижения достаточно передней центровки, равной 20-25%, пришлось немного догружать хвостовую часть фюзеляжа. Двигатель ставится вниз цилиндром. Это единственное положение, в котором на него хоть как-то удается смонтировать глушитель, не прибегая к прорезке пазов в обшивке носовой части фюзеляжа. Рулевая машинка газа поначалу стояла в полости фюзеляжа на общей плате, и соединялась с рычажком карбюратора гибкой тягой. Однако ее проводка оказалась усложненной. И впоследствии рулевая машинка перекочевала в довольно неожиданное место. Она расположилась под капотом, прямо над двигателем.

Как ни странно, в эту зону почти не попадает топливо ни при запуске, ни при работе двигателя. Так как «Радуга» была доработана, то и с этой точки зрения вибраций проблем с работоспособностью машинки не возникло. Полный вес с двигателем и аппаратурой колебался в разных модификациях модели в пределах 1,76-1,93 кг (последняя величина соответствует склепанным из трех отдельных пластин дюралевым стойкам шасси, крепящимся на мощном фанерном ложементе).

Перспективы. Действительно, на этом история полукопии, похоже, еще не заканчивается. Отличное поведение в воздухе и приятное внешнее впечатление от достаточно крупной модели заставило задуматься о новом, пилотажном варианте, имеющем облегченную конструкцию и крыло с симметричным профилем. При этом, возможно, немного изменятся соотношения размаха крыла и длины фюзеляжа. А если посчастливится сконструировать легкий и надежный узел подвески, то и стабилизатор наряду с килем станет цельноповоротным, как на самолете-прототипе.

(Источник журнал Моделизм спорт и хобби)

Крыло радиоуправляемой модели самолета полукопии

Нервюры крыла радиоуправляемой модели самолета полукопии

Радиоуправляемая модель самолета - полукопии истребителя Fokker E.III - часть1