Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ ПОЛУКОПИЯ САМОЛЕТА ИСТРЕБИТЕЛЯ – МОНОПЛАНА Fokker E.III

Предлагаемая вашему вниманию радиоуправляемая модель самолета полукопия имеет несколько искаженные пропорции. При постройке модели использовались качественные сосновые рейки средней или высокой плотности, обычная модельная фанера толщиной 1,2 мм, и в широких масштабах мебельная фанера толщиной 3,0-3,2 мм. Шпангоуты и переборки фюзеляжа, исключая моторную часть, можно сделать и из легкой фанеры толщиной 3 мм (от ящиков из-под фруктов). Применение строительной фанеры толщиной 4 мм допустимо лишь в крайнем случае. В качестве связующего использована английская эпоксидная смола, приобретенная в магазине и имеющая время отверждения 30 минут. В использовании качественного клея кроется один из секретов не только необычной прочности модели, но и в особенности, ее устойчивости к ударным нагрузкам.

Фюзеляж радиоуправляемой модели самолета полукопии

Фюзеляж радиоуправляемой модели полукопии, силовая часть. Прежде всего, в хозяйственных магазинах приобретается подходящая по размерам кастрюля для капота. Вполне возможно, что она будет немного отличаться по диаметру от указанной на чертежах. А это заставит немного подкорректировать сечение и форму верхнего гаргрота носовой части фюзеляжа. В отличие от стандартной методики, основанной на предварительном изготовлении бортовых ферм, работа над фюзеляжем начинается со сборки носовой прямоугольной коробки. Сразу нужно отметить, что все три модификации модели обладали одинаковым шпангоутным набором, отличаясь конструкцией силовых стрингеров.

В первом варианте стрингеры имели постоянное сечение 6x6 мм по всей длине фюзеляжа, а обшивка носовой части, сделанная из фанеры толщиной 1,2 мм, наклеивалась снаружи поверх готового каркаса. Уступы на задних обрезах жесткой обшивки плохо смотрелись после обтяжки пленкой. Поэтому на второй модификации стрингеры в зоне монтажа фанерных боковин были заужены по сечению с помощью специально приспособленного вибролобзика. Стрингеры на третьей модели сделаны составными. В носовой части они имеют сечение 4,8x4,8 мм, а к ним (в зоне под будущей фанерной обшивкой) «на ус» аккуратно пристыкованы рейки 6x6 мм для хвостовой фермы.

Прочность от этого не снижается, - стык позже будет усилен приклейкой фанерной обшивки. Единственное, о чем нужно помнить - наращивание стрингеров должно производиться на плоской доске-стапеле. Это позволит смонтировать хвостовые рейки параллельно граням носовой части, и позже исключит искажение формы хвоста фюзеляжа. Склеив каркас носовой части из четырех шпангоутов и стрингеров, приступают к его доработке. В передней секции монтируется горизонтальная переборка, являющаяся платой рулевых машинок.

В ее окно, сразу за моторным шпангоутом, вклеивают заранее собранную «шахту» для аккумуляторов и приемника («шахта» открыта сверху и имеет донышко из тонкой фанеры). Под переборкой ставится трубчатый пенал, скрученный из трех слоев чертежной бумаги на ПВА. Эта деталь пристыковывается ко второму шпангоуту с помощью технологического фанерного кольца, что полностью исключает появление трещин в этом соединении. В результате вся полость фюзеляжа надежно изолируется от подмоторной зоны. На этом же этапе сборки ставятся буковые брусья под проволочные стойки шасси. После этого наращивают хвостовые части стрингеров.

Затем приступают к приклейке бортовых фанерных обшивок и моторамы, выпиленной из фанеры толщиной 10-12 мм. Передние свесы обшивки, удерживающие мотораму, изнутри дополнительно подкрепляются накладными фанерными косынками или реечными раскосами. В зоне второй и третьей секций фюзеляжа к бортам изнутри приклеивают фанерные накладки, усиливающие место фиксации консолей крыла. Закончив с «начинкой» носовой части, ее обшивают и снизу тонкой фанерой. С верхней обшивкой, закрывающей вторую и третью секции, лучше подождать. Приклеить ее можно будет после установки привода элеронов.

Фюзеляж, хвостовая часть радиоуправляемой модели самолета полукопии.

Все четыре стрингера смыкаются в зоне хвостового обреза фюзеляжа с помощью технологической, удаляемой позже бобышки. Затем по месту из тонкой фанеры изготавливается промежуточный шпангоут для хвостовой фермы. Его функции - придать фюзеляжу правильную форму сечения в случае, если стрингеры изогнуться не совсем симметрично, и удержать эту форму в случае нерасчетных нагрузок. Также этот шпангоут позволяет закрепить оболочку «боуденов», используемых для привода рулей. Затем хвостовую ферму постепенно начинают «заполнять» стойками (распорками).

Спешить с этой работой не нужно. Каждая стойка должна ставиться на место практически без натяга, удерживаясь во время заливки узла клеем только за счет небольшого трения, либо с помощью вколотой булавки. Смола наносится на места соединений в ограниченном количестве. В каждом углу между деталями должны присутствовать лишь узенькие полоски смолы, свидетельствующими, что эпоксидка, впитавшись в торцевые поры древесины, осталась и в самом шве.

Также важно не испачкать клеем места, к которым будут стыковаться раскосы. Следующий этап - монтаж этих раскосов. Эта работа требует не меньшей внимательности при подгонке деталей по месту. Но вот эпоксидную смолу здесь лучше класть с избытком. Одновременно ее можно нанести и на углы между стойками и стрингерами, не занятые раскосами. Требуемый результат в каждом из углов клей образует аккуратную галтель радиусом около 2-2,5 мм. При таком исполнении наборная хвостовая ферма по прочности превзойдет все мощные бальзовые конструкции. Здесь нужно заметить, что аккуратная и внимательная проклейка всех швов на модели, создаваемой из отечественных материалов, может дать просто поразительный результат по прочности.

Естественно, самые высокие требования предъявляются и к качеству смолы. Указанная английская эпоксидка хороша как по удобству работы с нею, так и по впитыванию и смачиванию древесины. При этом она не склонна к старению и потере эластичности, чем страдают многие отечественные смолы. Она обеспечивает на сосне и фанере результат, абсолютно несопоставимый с ЭД-20 или КДА, и лучший, чем со свежей К-153. При этом на модели, вообще не имеющей развитых по площади клеевых швов, эпоксидку можно и нужно использовать «с запасом», особенно в ответственных и напряженных местах. Избыточный вес, которым обычно пугают моделистов при разговоре об эпоксидных смолах, на узких, редко расположенных швах не наберется. Закончив сборку хвостовой фермы, фюзеляж откладывают до момента, когда будет готово оперение.

Крыло радиоуправляемой модели самолета полукопии

Крыло радиоуправляемой модели решено в виде двух отдельных консолей, как наиболее удобное в постройке, в эксплуатации и ремонте. Консоли соединяются между собой и с фюзеляжем с помощью деревянного штыря, рассчитанного на излом при выполнении резкой «петли» на скорости, превышающей 130 км/час. Использование деревянного штыря не только избавляет от необходимости искать дюралевый или стальной профиль, но и обеспечивает высокую защищенность консолей. Практика многочисленных полетов показала, что в жестких условиях в четырех случаях из пяти деревянный штырь ломается в направлении вперед или назад, спасая всю консоль (в самом же крайнем случае новую консоль можно собрать буквально за два вечера).

Особого разговора заслуживает нервюрный набор. На первом варианте модели все без исключения нервюры были выпилены из мебельной фанеры толщиной 3-3,2 мм. Несмотря на то, что в крыле они стояли довольно редко, вес комплекта показался чрезмерным. И тогда со всех нервюр (исключая корневые и концевые) был полностью соструган один слой. Конечно, это снизило вес нервюр в полтора раза... Но конструкционная прочность такого материала стала практически равна миллиметровой авиационной фанере (при двойном проигрыше в весе). Что сделано, то сделано.

И первое крыло было собрано именно с такими нервюрами. Впоследствии оказалось, что подобный материал обладает лишь одним преимуществом перед миллиметровой фанерой - к утолщенным торцам немного проще приваривать пленочную обшивку. Несмотря ни на что, в эксплуатации крыло с такими нервюрами оказалось достаточно прочным. Но, несмотря на это, все равно постоянно присутствовала мысль о том, что нервюры явно проигрышны как по прочности, так и по весу. Ошибки хороши тем, что на них можно учиться. Поэтому на второй модели нервюры сделаны из нормальной авиационной фанеры толщиной 2 мм, взятой из личных «запасников». Ее количества оказалось достаточно почти на обе консоли (материала не хватило всего на три носика).

Когда же автор попытался раздобыть такую же фанеру, выяснилось, что достать ее сейчас практически невозможно, - она перешла в разряд дефицита. И поэтому недостающие носики были выпилены из склеенной в два слоя «миллиметровки». Второе крыло получилось гораздо более прочным. А как быть тем, кто соберется повторить такую конструкцию? Допустимы два варианта. Первый -воспользоваться ящиками из-под фруктов. Правда, автором эксперимент с этим материалом не проводился. Но, несмотря на привлекательность, легкая (осиновая?) фанера в данных условиях почему-то кажется слабоватой.

Она отлично оправдывает себя, например, на шпангоутах. А вот при крупных окнах облегчения длинные нервюры, кажется, будут склонны либо к расслоению материала, либо к растрескиванию. Поэтому, в конце концов, появился вариант, подсказанный ситуацией с недостающими носиками. Все нервюры изготавливаются из... склеенной в два слоя миллиметровой фанеры! По надежности такой набор не имеет себе равных. Теперь о том, чем еще отличались крылья на трех вариантах модели.

В первом случае обтяжка была выполнена из недорогой фирменной пленки SolarFilm. Для довольно крупного аппарата она показалась слабоватой. На самом деле пленка ни разу не подвела, да и в полете никаких неожиданностей никогда не возникало. Однако время от времени приходилось восстанавливать натяжение обшивки с помощью утюга. Кроме того, почему-то не покидало ощущение, что жесткость крыла на крутку должна быть немного выше. Может быть, это сказывался опыт работы с отечественным лавсаном, обеспечивающим гораздо более высокую жесткость? Так или иначе, на втором комплекте консолей обшивка была выполнена пленкой MonoKote.

Эксплуатационные характеристики этого материала оказались гораздо выше. На этом варианте и нужно было бы остановиться (либо перейти на усиленную пленку типа Super-MonoKote). Но модель, становящаяся все более совершенной, просила чего-то неординарного. И в третьем варианте крыло приобрело обшивку из тканевого материала ColorTex, предназначенного для копий и полукопий. Это - материал, которому сложно дать однозначную оценку. Очень эффектный внешний вид, удобство обшивания крыла, отличная адгезия к древесине и поразительная прочность на разрыв сочетается в ColorTex со сложностью удаления с рельефной поверхности грязи и остатков топлива, а также с высокой эластичностью и малой степенью натяжки (именно натяжки, а не термической усадки!).

Последние факторы привели к тому, что крыло, не имеющее жесткой обшивки, получилось бы рекордно гибким на крутку. Поэтому в набор крыла были введены раскосы, превратившие лобик в замкнутую трехгранную ферму. Этот прием дал прирост жесткости, явно превышающий эффект, получаемый, предположим, от толстой бальзовой обшивки. Теперь можно было вообще не заботиться о жесткости пленки, и при желании обтягивать крыло хоть резиной. Таким образом, конструкция крыла приняла завершающий вид, который можно смело рекомендовать для всех моделей подобного типа.

(Источник журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид радиоуправляемой модели самолета полукопии

Фюзеляж радиоуправляемой модели самолета полукопии

Шпангоуты фюзеляжа радиоуправляемой модели самолета полукопии

Радиоуправляемая модель самолета - полукопии истребителя Fokker E.III - часть 2