Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА «БРИЗ»

Основным материалом для радиоуправляемого планера, являются несколько пластин бальзы, купленных в магазине. Также потребуется найти в собственных моделистских загашниках небольшие куски миллиметровой фанеры, брусок липы и несколько сосновых реек.

Фюзеляж радиоуправляемого планера

Фюзеляж модели планера образован двумя боковинами. Эти детали вырезаются из бальзовых пластин ножом, по металлической линейке, точно по размерам. На них мягким карандашом наносится разметка мест положения всех немногих внутренних элементов каркаса, которые после изготовления подгоняются по месту. Так как для привода рулей проще всего применить недорогие фирменные тяги «боудены» внешним 03 мм, еще на стадии чертежа нужно определить точки их прохождение через шпангоуты, и потом выполнить соответствующие отверстия в деревянных деталях. Сразу за этим начинается сборка фюзеляжа, которая для простоты полностью проводится на клее ПВА.

На боковины приклеиваются накладки носовой, подкрыльевой и хвостовой частей, а также усиливающие рейки в передней части днища. К одной из боковин приклеиваются три основных шпангоута изготовленных их твердой бальзы толщиной 6 мм. Затем к уже собранным деталям пристыковывается вторая боковина. На этом этапе контроль точности взаимного расположения составных элементов особенно важен. Чтобы избежать искривления хвостовой части, рекомендуется разметить на стапеле осевую линию и мест расположения всех шпангоутов, начиная с №3. Далее прямо к стапелю можно приклеить нитроклеем оставшиеся шпангоуты, выравнивая их по оси симметрии фюзеляжа.

Останется только правильно расположить предварительно собранную носовую часть и подклеить борта со шпангоутами. Чтобы снять заготовку фюзеляжа со стапеля, достаточно растворить ацетоном клей, соединяющий шпангоуты со стапелем. Хвостовую часть планера замыкает бобышка. Следующими технологическими операциями будут: монтаж «днищевой» пластины, заклейка внешних оболочек тяг, установка бруска под буксировочный крюк, и приклейка усилительной накладки дна из миллиметровой фанеры.

Последний элемент в качестве исключения проще наклеить на эпоксидной смоле. Крышка носового отсека (она же имитация фонаря кабины) вырезана из пенопласта марки ПХВ (можно ПС-1-100). Носовая бобышка радиоуправляемого планера выполнена из пятислойного переклея бальзовых пластин толщиной 12 мм. Заготовка верхней (кстати, - как и нижней) обшивки фюзеляжа вырезается с некоторым припуском на обработку. В заключение сборки фюзеляжа она приклеивается на место. После высыхания клея готовый фюзеляж начисто обрабатывается шкуркой, и подготавливается к отделке цветной фирменной пленкой типа Solarfilm. Штыри для крепления крыла и оперения, а также буксировочный крюк для надежности лучше заклеить на эпоксидной смоле.

Крыло радиоуправляемого планера

Крыло планера неразъемное, состоит из двух консолей, состыкованных под углом V = 12°. Профиль крыла Clark-Y 12%. Конструкция консолей настолько проста, что ни при изготовлении, ни при сборке никаких трудностей не вызывает, и поэтому особых пояснений не требует. Единственное, что нужно отметить - процесс стыковки готовых консолей. Соединение лонжерона производится за счет фанерных стенок, приклеиваемых к полкам и занимающих всю высоту профиля. В связи с этим по три корневых нервюры каждой консоли оказываются полностью перерезанными в двух местах. Поэтому приклейку стенок нужно вести, предварительно расположив крыло на доске-стапеле. Это исключит возможность появления незапланированных круток корневых частей.

В пяти межнервюрных секциях, расположенных после стыковочных фанерных пластин, в каждой консоли ставится стенка из бальзы с вертикальным расположением волокон. Такая же стенка вклеивается и в концевые участки крыла. Центроплан оклеивается с двух сторон ватманом. Перед его приклейкой полезно стыки передней и задней кромок усилить за счет полосок такой же бумаги. Все крыло обтягивается пленкой типа Solarfilm. Крепление к фюзеляжу - кольцами из резиновых нитей сечением 3x1 мм.

Оперение модели планера набирается на стапеле из деталей, вырезанных из пластин и реек бальзы толщиной 6 мм. Руль высоты навешивается на четырех, а руль поворота на двух стандартных пластиковых петлях. Обшивка такая же, как на крыле. Крепление на фюзеляже аналогично крылу - с помощью колец из резиновых нитей. Ложемент стабилизатора размером 126x40 мм вырезается из легкой фанеры от ящиков из-под фруктов и вклеивается на место, заменяя хвостовую часть верхней обшивки фюзеляжа. Длина ложемента превышает хорду стабилизатора. Припуск используется для монтажа передней упорной рейки.

Регулировка радиоуправляемого планера

Перед полетами нужно проверить правильность установки несущих поверхностей, а также придать концам консолей крыла небольшую (1°-1,5°) отрицательную крутку при помощи обтяжечного утюжка или фена. Обязательно нужно уточнить положение центра тяжести (требуемая центровка показана на общем виде модели), и при необходимости переместить аккумуляторы или рулевые машинки в фюзеляже. Руль высоты должен отклоняться в пределах ±20°, а руль поворота ±30°. Модель радиоуправляемого планера после непродолжительной регулировки хорошо парит даже в слабых вечерних «бри-зовых» термиках, возникающих на границе прохладных рек и не успевших остыть берегов.

Вспомогательная мотоустановка для радиоуправляемого планера

Рекомендовать специфичные двигатели, которые используют английские моделисты, было бы не этично - в России их не достать. Поэтому единственным доступным вариантом становится МК-17 «Юниор». Для сравнительно небольшой и легкой модели мощности этого мотора будет более чем достаточно. Для тех, кто решится нарушить романтику вечерних парящих полетов треском работающего «Юниора» и вонью дизельного топлива (кстати, - комаров его запах не отпугивает, а кажется, наоборот привлекает), будет полезна следующая информация.

На английском прототипе ложемент пилона согнут по профилю крыла и склеен из подложки (бальза 3 мм) и двух пластинок фанеры толщиной 2,5 мм, раздвинутых по оси модели на 2,5 мм. В образовавшийся паз вклеена не облегченная стойка пилона из фанеры толщиной 2,5 мм, которая после монтажа обшита с обеих сторон бальзой толщиной 3 мм. Моторама выпилена из плотной фанеры толщиной 6 мм и посажена с клеем на верхние шипы стойки. Это сочленение усилено заклеенными деревянными штифтами.

Крепеж мотоустановки на планере осуществляется за счет прижима к крылу теми же резиновыми нитями, что удерживают крыло на фюзеляже. При разметке основных элементов моторамы нужно помнить, что при виде сбоку ось воздушного винта должна быть параллельной нижней плоскости профиля крыла, а при виде сверху - совпадать с осью симметрии фюзеляжа (выкосы не задаются). Однако не исключено, что после первых полетов на мотопланере все же придется немного скорректировать выкос двигателя в вертикальной плоскости.

(Автор: Е. Чистяков, город Хотьково Московской области, источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид радиоуправляемого планера

Стабилизатор радиоуправляемого планера

Фюзеляж и крыло  радиоуправляемого планера