Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЙ МОТОПЛАНЕР С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ

Представленная модель радиоуправляемого мотопланера с электродвигателем имеет хорошие летные характеристики и конструкцию, доступную моделистам среднего уровня. Несмотря на то, что ее внешний вид напоминает кроссовые планера, а размеры довольно значительны, для изготовления не понадобятся сложная оснастка и «космические» материалы.

Конструкция радиоуправляемого мотопланера

Фюзеляж мотопланера состоит из двух частей: носовой, изготовленной из композитных материалов и хвостовой балки выполненной из дюралевой трубы. Для заготовки носовой части необходимо несколько брусков из мягкого дерева липы или осины. Контршаблоны делают из плотного картона или фанеры 1,2 мм, учитывая толщину корок. Бруски переклеивают густым циакрином или эпоксидкой.

Заготовку обрабатывают до необходимой формы, контролируя поверхность контршаблонами. Для вертикальной установки на подставку, в хвостовой части болвана сверлят отверстие диаметром 6 мм. По месту приклеивают «центроплан-зализ» и проводят окончательную обработку, - болванку шпаклюют и покрывают 4x5 слоями нитролака с промежуточной шлифовкой.

Для создания промежуточного слоя используют какую-либо восковую мастику. Из куска фанеры толщиной 10 мм делают подставку и ввинчивают штырь диаметром 6 мм. Посадка болванки на нем - свободная, но без люфта. Для выклейки корок используют стеклоткань толщиной 0,05 мм и эпоксидную смолу типа КДА. Предварительно стеклоткань аккуратно отжигают для удаления восковой пропитки. Первый кусок ткани укладывают на поверхность и «сухо» пропитывают.

Излишек смолы приведет к тому, что при укладке внешних слоев высока вероятность смещения внутренних, уже уложенных. Толщина корок различна, от 0,5 мм до 0,9 мм в «силовых» местах. Оклеенную болванку снимают со штыря и помещают в двойной полиэтиленовый пакет. Скотчем герметично приматывают резиновую трубку и подключают к вакуумному насосу, желательно через емкость-рессивер. В качестве насоса может послужить бытовой пылесос.

В процессе работы не забудьте открыть регулировочную задвижку на шланге для доступа к двигателю охлаждающего воздуха. Создав вакуум, аккуратно удаляют оставшийся между слоями ткани воздух. При этом постарайтесь не сдвинуть саму ткань. Закончив работу, перегибают (передавливают) шланг, подходящий к шлангу пылесоса. «Накопленное» разряжение останется в ресивере. При наличии вакуумного насоса поступают в соответствии с инструкцией.

После полимеризации смолы, заготовку вынимают из пакета и обрабатывают водостойкой шкуркой. Возможно, «мокрая» работа и неприятна, но, поверьте, стеклянная пыль здоровья не добавит. Затем размечают и отрезают крышку. Это удобно сделать резаком типа «коготь».

Затем размечают стыковой шов и разрезают сами корки фюзеляжа. Для данной операции вполне подойдет тонкое полотно по металлу. Следует отметить, что в процессе эксплуатации были выявлены некоторые неудобства. В режиме «снял - зарядил» приходится откручивать 6 винтов. Возможно, удобнее использовать короткие (по длине) блоки, а крышку разделить на две части - для отсека аппаратуры и отсека аккумуляторов.

Для точной разметки шпангоутов можно в соответствующих сечениях распилить болванку. Так же необходимо учитывать ширину ножовочного полотна. Моторный шпангоут выполняют из переклея стеклотекстолита и легкой фанеры. Остальные шпангоуты выпиливают из авиационной фанеры. Имейте в виду, что форму окна облечения шпангоутов №2 и №3 выполняют по форме силовых аккумуляторов, с учетом толщины прокладки. Затем на шпангоуты №4÷6 приклеивают накладки из авиационной фанеры. Для изготовления резьбовых втулок используют трубки из мягкой стали с внутренним диаметром 1,8 мм.

Багинеты (стыковочные штыри) сгибают из проволоки ОВС и контролируют шаблоном. Хомуты выпиливают из толстой жести, их последующий монтаж осуществляют винтами М2,5 и пластинами с резьбовыми отверстиями. Сборку фюзеляжа мотопланера начинают с установки шпангоутов и панели рулевых машинок на одну из корок. Проверяют и подгоняют «ложемент» хвостовой балки.

Временно устанавливают вторую корку, зафиксировав ее скотчем, и проверяют отсутствие зазоров в шве и над шпангоутами. Регулируют положение багинетов, изменяя высоту установки хомутов. Для установки багинетов стабилизатора в хвостовую балку вклеивают пробку из плотной бальзы.

Сам багинет сгибают из проволоки ОВС. Деталь временно устанавливают в балку и проверяют углы. Фиксацию узла осуществляют эпоксидной смолой. Одновременно устанавливают оконцовку из плотной бальзы и зализ. После полимеризации клея, устанавливают боудены. Желательно использовать продукцию известных фирм с проволочной жилкой.

Протащив их через полость балки, с другого конца надевают пробки-шпангоуты и трубой меньшего диаметра «впрессовывают» на место. Монтаж хвостовой балки мотопланера и дополнительную фиксацию багинетов крыла проводят эпоксидной смолой. Естественно, предварительно детали обрабатывают шкуркой и тщательно обезжиривают. Затем эпоксидной смолой приклеивают вторую корку и полоской стеклоткани усиливают шов. После шпаклевки производят чистовую обработку фюзеляжа.

Крыло мотопланера. Силовые нервюры выпиливают из авиационной фанеры. Особое внимание обратите на точность изготовления отверстий диаметром 5 мм. Заготовки типовых нервюр корневой половины консоли из бальзы средней плотности, концевых - из легкой. Длинными шпильками заготовки стягивают в пакет между двумя шаблонами. Полки лонжерона изготавливают из высококачественной мелкослойной сосны. Кромки консолей так же из сосны, обрабатывают их до нужной формы с минимально возможным припуском.

Сборку консолей проводят на ровной поверхности. Для силовых элементов применяют смолу, для остальных швов - цианоакрилатный клей. Для обшивки подбирают листы однородной легкой бальзы, которые стыкуют на «ус». Оклейку начинают с нижней части консолей. Высушив швы, длинным бруском с мелкой шкуркой подправляют хвостовые участки.

Перед оклейкой верхней части торцевые поверхности нервюр необходимо загрунтовать одним слоем жидкого нитролака, а стыковка с обшивкой - на эпоксидной смоле. На следующем этапе проводят чистовую обработку носового и хвостового участков консолей и приклеивают кромки. Затем устанавливают законцовки и внешние корневые нервюры и обрабатывают поверхность. Затем корневую часть, до нервюры №6, оклеивают стеклотканью 0,03 мм на паркетном лаке.

Хвостовое оперение мотопланера. Для заготовки стабилизатора подбирают пластину из бальзы средней плотности. На торцевые участки «точками» приклеивают шаблоны и брусками со шкуркой профилируют детали. Острым резаком отделяют руль «высоты» и дополнительно его обрабатывают.

Стыковочный узел склеивают эпоксидной смолой. Затем детали устанавливают на «усы» и размечают половинки стабилизатора. Окончательную сборку, как и монтаж кромок, законцовок и корневых нарвюр проводят эпоксидной смолой. Обработанную поверхность грунтуют нитролаком. Корневой участок оклеивают стеклотканью 0,03 мм на двухкомпонентном паркетном лаке. На последнем этапе стабилизатор шпаклюют, шлифуют и грунтуют под окраску.

Двигатель мотопланера. На модели был установлен электродвигатель SPEED 300. Однако он оказался маломощным для этой модели. Рекомендуется установка более мощных электродвигателей, с соответствующей коррекцией размеров носовой части. Двигатель крепится винтами за стеклотекстолитовую часть шпангоута №1. Для отвода горячего воздуха под шпангоутом №2 необходимо сделать отверстие.

Отделка радиоуправляемого мотопланера

После чистовой шлифовки консоли грунтуют под окраску. В качестве подслоя под краску и для фюзеляжа и для консолей крыла и оперения рекомендуются светлые двухкомпонентные автомобильные грунтовки типа «Body». Модель окрашена синтетическими автомобильными эмалями из аэрографа (насадки для «факела» 080-100 мм).

(Источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Конструкция фюзеляжа радиоуправляемого мотопланера с электродвигателем

Конструкция стабилизатора  радиоуправляемого мотопланера с электродвигателем

Конструкция стабилизатора   радиоуправляемого мотопланера с электродвигателем