Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

ТАЙМЕРНАЯ

МОДЕЛЬ САМОЛЕТА

СО СКЛАДНЫМИ КРЫЛЬЯМИ

Потенциал таймерной модели самолета со складным крылом бесспорен. Неудивительно, что моделисты давно интересуются этой схемой. Правда, многочисленные эксперименты длительное время не давали ожидаемых результатов. Поэтому в прошлые годы интерес к «раскладушкам» в конце концов, полностью угас. В наше время революционный шаг был сделан Леонидом Фузеевым, решившимся на создание уникальной модели самолета стройным складыванием крыла. Применив нетрадиционные схемные и конструктивные решения, он смог доказать перспективность подобной работы. Сейчас важно отметить, что таймерная модель Фузеева поставила ряд вопросов перед аэродинамиками-теоретиками.

Проблема вот в чем. Все эксперименты прошлых лет подразумевали наличие механизма, смещающего сложенное крыло вперед. Таким образом, обеспечивалось сохранение оптимального запаса устойчивости (его избыток никогда и нигде еще полезен не был). Логика здесь проста. Двух- или трехкратное уменьшение площади крыла неизбежно приводит к соответствующей сдвижке аэродинамического фокуса модели самолета назад. Если сложенное крыло оставить на месте, то во взлетной конфигурации расстояние между центром тяжести и фокусом (уточним, что это и есть запас устойчивости, выраженный в долях САХ) выйдет за все обычно допустимые пределы.

Именно для того чтобы удержать запас устойчивости в привычных рамках, сложенное крыло раньше сдвигали вперед. При этом, естественно, САХ крыла перемещалась вперед, «утаскивая» за собой вперед и фокус модели. Так как положение центра тяжести модели самолета изменялось весьма незначительно, центровка становилась очень задней. Но именно это и было нужно при новом соотношении площадей сложенного крыла и стабилизатора. Таймерная модель Фузеева как бы «не знает» этого принципа, достаточно устойчиво взлетая без сдвижки сложенного крыла. Что это - удачное совпадение множества факторов, или что-то иное?

Моделистская теория ответа на этот вопрос пока не знает. Обеспечение устойчивости таймерной модели самолета при вертикальном взлете до сих пор исследовано крайне слабо. Множество работ посвящено устойчивости моделей на планировании или при «мягком» наборе высоты. А вот про вертикальный взлет с большим избытком тяги, похоже, моделистские аэродинамики «скромно забыли». Надеемся, что, в конце концов, такая теория все же появится.

Когда она будет в состоянии ответить, какой в действительности запас устойчивости является оптимальным, и какой должна быть оптимальная балансировка на взлете, тогда... таймеристам может пригодиться одна старая идея. Появившись у автора этой статьи в 1987 году, в те времена она была «захоронена» в связи с малой актуальностью и небольшим интересом к складным крыльям. Сейчас же она может пригодиться проектировщикам новых «раскладушек».

Реализация этой идеи дает возможность обеспечить сдвижку САХ сложенного крыла без изменения положения самого крыла. Требуемый эффект получается за счет придания различным элементам крыла сравнительно небольшой стреловидности. Подбирая конкретные углы стреловидности, легко обеспечить желаемую величину смещения САХ. Все настолько просто, что не требует никаких дополнительных пояснений. Нужно заметить лишь, что в зависимости от того, потребуется увеличить или уменьшить запас устойчивости, можно будет пользоваться как положительной, так и отрицательной стреловидностью. На рисунках показано складное крыло, имеющее постоянный угол стреловидности.

Конечно, это не единственное решение. Например, добиться сдвижки фокуса модели вперед удастся и при прямом центроплане, имея стреловидность лишь на складных «ушках». При тройном же складывании крыла вариантов может быть еще больше, вплоть до замысловатой Z-образной формы консоли. Здесь же нужно отметить, что проблема оптимизации запаса устойчивости таймерной на взлете может решаться и другим путем. Ведь совершенно необязательно смещать именно фокус модели самолета, - достаточно изменять лишь положение центра тяжести. Реализовать требуемый эффект можно по-разному.

Первый приходящий в голову способ - наличие внутри фюзеляжа балансировочного груза, который передвигается с помощью ходового механизма. Однако конструкция такого механизма получится весьма сложной. Да и из-за ограниченной дистанции хода потребуется груз большого веса. Здесь гораздо проще воспользоваться другим решением. Под фюзеляжем шарнирно подвешивается поворачивающийся на 180° рычаг, несущий на своем свободном конце балансировочный груз. За счет подбора длины рычага (не ограниченной внутрифюзеляжными объемами) легко обеспечить значительную перебалансировку даже при небольшой массе груза.

Механизм поворота и фиксации рычага в крайних положениях спроектировать и выполнить сравнительно несложно. Узел подвески рычага можно сделать переставляемым вдоль фюзеляжа, а место положения груза по длине рычага - регулируемым. Тогда отладочная настройка рычажного механизма будет иметь очень широкие пределы. Отметьте для себя, что идея весовой перебалансировки хорошо подходит не только для «раскладушек», но и для обычных моделей, причем не только таймерных!

(Автор: В. Тихомиров. источник журнал Моделизм спорт и хобби)

    Различные схемы перебалансировки таймерной модели самолета со складным крылом

Различные схемы перебалансировки таймерной модели самолета со складным крылом: А - обычная таймерная модель с жестким крылом, Б - устаревшая модель, имеющая механизм сдвижки сложенного крыла вперед, В - схема современной модели со складным крылом, Г - схема модели со стреловидным крылом, обеспечивающим постоянство положения аэродинамического фокуса как при сложенном, так и при раскрытом крыле.

Схема работы рычажного механизма изменения центровки модели самолета

Схема работы рычажного механизма изменения центровки модели самолета. (для наглядности рычаг условно вынесен вниз наружу из лунки фюзеляжа