Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

ТАЙМЕРНАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА

6 последние годы большинство ведущих зарубежных таймеристов используют «пластиковые» модели, имеющие крыло увеличенного удлинения (размах около 2600 мм). Заметьте, что до недавнего времени спортсмены считали такую величину слишком большой. Но сейчас подобный размах принимается уже как стандартный для современной модели класса F1C. Увеличенное удлинение несущих плоскостей имеет и модель, представляемая сегодня вашему вниманию. Основные геометрические параметры крыла соответствуют схеме Вербицкого. Здесь нужно отметить, что на международных соревнованиях этого года наилучших результатов добивались с моделями, построенными именно по такой схеме. Рассматриваемая в статье модель была построена к началу сезона 2000 года и участвовала в нескольких российских соревнованиях. На последнем этапе Кубка России и на соревнованиях МАП она принесла автору первые места.

Двигатель и воздушный винт таймерной модели самолета

На модели используется самодельный двигатель, разработанный П.Алаторцевым и А.Конторовичем (описание и характеристики мотора можно найти в журнале №4 за 2000 год). В завершившемся спортивном сезоне автором были изготовлены и испытаны новые однолопастные пропеллеры увеличенного диаметра. Лучше всего себя показали винты диаметром 215 мм. Двигатель дает с ними около 30000 об/мин. Топливный бак изготовлен из резинового медицинского катетера №24, купленного в аптеке. Он обеспечивает принудительную подачу топлива под давлением, что повышает стабильность режима двигателя на всех этапах его работы.

Моторама таймерной модели самолета

Эта деталь выточена и фрезерована из сплава Д16Т. Двигатель устанавливается на ней с помощью четырех винтов МЗ. Сама моторама в свою очередь крепится на углепластиковой носовой части фюзеляжа четырьмя винтами М2,5. Костыль, согнутый из трехмиллиметровой проволоки ОВС, фиксируется в гнезде моторамы винтом МЗ.

Носовая часть фюзеляжа таймерной модели самолета

На последних моделях применена углепластиковая выклейка, зацело формуемая за один раз в оригинальной пресс-форме. В результате получается практически готовый к покраске «носик» таймерной модели, который теперь не нужно собирать из отдельных частей. Кроме того, еще при формовке углепластика в пресс-форму закладываются заранее подготовленные металлические детали крепежа моторамы, платы таймера и регулируемой «бабочки», трубка выхлопа и резьбовая втулка переходника хвостовой балки. Таким образом, из формы выходит уже полностью оформленный, практически не требующий последующих доработок узел.

Наружная поверхность выклейки носовой части выложена из семи слоев углеполотна ЭЛУР толщиной 0,1 мм (продольные и поперечные слои угля чередуются) и одного наружного слоя стеклоткани 0,05 мм. Для формовки этой углепластиковой детали также можно применять отечественную углеткань «УРАЛ» или импортное плетеное углеполотно. В качестве связующего использована эпоксидная смола марки КДА. Трубка выхлопа проводится от выхлопного окна двигателя через весь пилон. Теоретически подобное оформление выхлопной системы должно положительно сказываться на работе мотора.

Сверху и снизу от выхлопной трубки располагаются вкладыши, сделанные из термостойкого пенопласта. Отсек топливного бака замыкается сзади круглым шпангоутом, переклеенный из бальзы и двух слоев миллиметрового стеклотекстолита. Он предотвращает попадание горючего в отсек таймера, защищая его механизмы. Стеклопластиковый контейнер для радиомаяка вклеивается впереди от отверстия основного штыря. Готовая носовая часть окрашивается двухкомпонентной полиуретановой или акриловой эмалью. Внутри выклейки закреплен свинцовый груз. Дело в том, что полностью подготовленная к полетам модель получилась легче нормы на 40 г. Загрузочный свинец прикреплен к внутренней поверхности в зоне резьбовой втулки (кстати, - это говорит еще о том, что хвостовая часть модели получилась весьма легкой).

Крыло таймерной модели самолета

Крыло имеет двойной излом. При его изготовлении использован профиль, спроектированный автором с учетом многолетнего опыта. Относительная толщина профиля изменятся на всем размахе. Начиная от корневой части профиль плавно «разгибается» (уменьшается кривизна средней линии), и к концу второго ушка нижняя дужка профиля становится почти плоской. Консоли имеют симметричные крутки: центроплан - 0 мм, первое ушко минус 2,5 мм, второе ушко - минус 0,5 мм. Еще одна особенность крыла его малая масса (две готовые консоли весят 185 г). Этого удалось добиться за счет некоторого уменьшения запасов прочности, обычно закладываемых в конструкцию несущих плоскостей.

На данной модели уменьшены сечения полок лонжерона, задних кромок, ширина «корок» кессона, а также применена более легкая бальза при изготовлении нервюр (плотностью 0,1 г/см3 вместо традиционной 0,14-0,16 г/см3). Конечно, такое крыло требует более внимательного обращения с моделью при ее эксплуатации в неблагоприятных условиях. Однако все эксплуатационные трудности окупаются улучшением летных характеристик. Модель с легким крылом лучше ведет себя в термичную погоду, и не так критично относится к ошибкам, допущенным спортсменом во время запуска. Крыло имеет «пластиковую» конструкцию. Лонжерон центроплана-цельноформованный углепластиковый.

В коренной части в зоне штыря ему придано прямоугольное сечение (ширина 7 мм), которое далее переходит в двутавр (ширина 4 мм). Полки лонжерона ушек: первое ушко 0,6x4 мм > 0,6x2,5 мм, второе ушко 0,5x2,5 мм > 0,5x1 мм. Посередине бальзовой стенки лонжерона проложен уголь толщиной 0,08 мм с перпендикулярным слоем (на первом ушке до середины его размаха идет три слоя, дальше два, а на втором ушке - до середины два слоя, дальше один). Лонжерон на всем размахе обмотан кевларовой нитью. Углепластиковые задние кромки имеют толщину 0,8 мм на всем размахе.

Их ширина на центроплане равна 3 мм, на первом ушке 3 > 1 мм, на втором ушке 1 мм. «Корки» кессонов изготовлены вакуумной формовкой двух слоев угля толщиной 0,08 мм с направлением волокон ±45°. Нервюры армированы углепластиком два слоя 0,08 мм. Центроплан и ушки склеиваются встык, а место стыка усиливается полосками стеклоткани 0,1 мм разной ширины. Корневая нервюра изготовлена из миллиметрового стеклотекстолита. После ее приклейки на широкую бальзовую нервюру накладывается полоса стеклоткани 0,1 мм, которая проходит по всей хорде. Перед обтяжкой консоли окрашены белой акриловой краской. Крыло обтянуто пленкой английского производства FIBAFILM.

Эта пленка специально разработана для моделей с ДВС. Она состоит из двух слоев. Внутренний - синтетическая бумага «полиэстер» - позволяет хорошо приклеить обшивку к любой поверхности и не дает пленке разрываться, и внешний - пленка типа тонкого монокота - защищает от топлива и масла, и хорошо натягивается при нагревании. Обшивка крыла весит около 30 г.

Стабилизатор таймерной модели самолета

Его конструкция, включая «корку» кессона шириной 20 мм, подобна крылу. Углепластиковые полки лонжерона имеют сечение 0,5x3 мм в центре и 0,5x1 мм на концах стабилизатора. Между полками вклеена стенка из бальзы. Задняя кромка углепластик 1x1 мм. Нервюры армированы углем 0,08 мм. Стабилизатор крепится на площадке с помощью стальной трубки (игла от шприца диаметром 2 мм), которая фиксируется в двух стеклотекстолитовых носиках нервюр. Центральная нервюра и часть кессона рядом с ней покрыты слоем стеклоткани 0,1 мм. Стабилизатор обтянут пленкой FIBAFILM. Масса готового стабилизатора 19-20 г.

Киль таймерной модели самолета

Его каркас собран из косых бальзовых нервюр, армированных углем 0,08 мм, углепластиковой задней кромки сечением 1x1 мм, и передней кромки, согнутой из бамбуковой рейки сечением 1,5x1,5 мм. Корневая нервюра и законцовка сделаны из бальзы плотностью 0,08 г/см3. Ось киля выполнена из стальной трубки 03x0,75 мм, заделанной в хвостовой балке. Дюралевая втулка 05x1 мм вклеена в бальзовую бобышку киля. Пружина, переводящая киль в режим планирования, навита из корда 0,3 мм и расположена с правой стороны. Ограничитель отфрезерован из Д16Т, имеет регулировочные винты М2. Киль обтянут пленкой FIBAFILM. Опасения, что цельноповоротный киль будет критичен к регулировкам, не оправдались. Регулировка оказалась плавной, модель предсказуемо откликается на поворот киля.

Хвостовая балка таймерной модели самолета

Трубка намотана на конусной оправке из одного слоя дюралевой фольги 0,03 мм, слоя углеленты ЭЛУР 0,1 мм, слоя бальзы 0,08 г/см3 1 мм и слоя стеклоткани 0,03 мм. Правда, последний опыт эксплуатации показал, что можно улучшить характеристики балки, отказавшись от применения бальзы и стеклоткани. Новые трубки имеют такую последовательность слоев: снаружи фольга 0,03 + уголь 0,08 (слой поперек) + уголь 0,12 (слой вдоль) + фольга 0,03 внутри. Углепластик и внутренний слой фольги формуются на КДА, а затем накладывается наружный слой фольги на смоле ВК-9. Средняя масса такой трубки длиной 1 метр около 40 г. Дюралевый переходник, соединяющий балку с носовой частью, имеет резьбу. На переходнике есть резиновая прокладка толщиной 0,5 мм, которая выбирает люфт резьбы. Три потайных винта М2,5 фиксируют хвост модели от поворотов и перекосов.

Регулировка таймерной модели самолета

Модели с большим удлинением крыла имеют свои особенности при запуске. Чтобы обеспечить стабильность траектории взлета, требуется повышенная точность броска, - ошибка на старте может привести к большой потере высоты. Усложняется также и запуск при сильном ветре, так как такую модель сложнее ровно выставить и отпустить. Данная модель отрегулирована на прямой взлет (на взлете она не вращается вокруг своей продольной оси). При правильном броске, спокойной атмосфере и необходимой регулировке команд «кивка», можно добиться ровного выхода на планирование без потери высоты.

Еще опыт показывает, что значительно снизить вероятность потери высоты на старте из-за плохого «выхода» позволяет введение дополнительной команды - перехода на «зажатое» планирование. Ее тяга должна идти на червяк таймера, что даст возможность устанавливать любую продолжительность срабатывания данной команды. Возможен вариант, когда во время дополнительного тура с помощью этой команды модель «подвешивается» через несколько минут полета.

(Автор: А.Конторович, АСКМАИ, Москва. источник журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид таймерной модели самолета класса  F1C

Носовая часть таймерной модели самолета класса  F1C

Координаты корневого профиля крыла (L = 100 мм)

Крыло таймерной модели самолета класса  F1C