Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

ТАЙМЕРНАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА

Таймерная модель самолета своими руками. В 1996 году FAI (международная федерация авиамодельного спорта) приняла новый класс таймерных моделей самолетов, получивший обозначение F1J. В нем действуют лишь два ограничения — двигатель рабочим объемом не более 1 см3 и вес не ниже 160 г. Соревнования проводятся в пять туров с зачетным временем по две минуты каждый. При проведении «fly-off» (дополнительный тур) к первому и каждому последующему прибавляется одна минута. Первые международные соревнования в этом классе должны были проводиться в Турции в сентябре 1997 года, в рамках первых Всемирных Воздушных Игр. Так как класс F1J показался нам интересным и перспективным, в кружке началась разработка новой спортивной техники.

Первая серия моделей была построена за зиму 96-97 года. Эти таймерные прошли апробацию во время учебно-тренировочных сборов в городе Орле. Заметим, что первоначальная ставка на «резиночную» схему F1B в конце концов, себя не оправдала. Но, тем не менее, эта крылатая техника позволила войти в состав сборной России. На упомянутых Воздушных Играх автор статьи занял третье место. В 97-98 годах с учетом недостатков первой серии моделей была построена вторая (с чертежами и техническим описанием такой таймерной мы и предлагаем познакомиться сегодня). При ее проектировании увеличили размах крыла, удлинили хвостовую балку, и коренным образом видоизменили конструкцию носовой части фюзеляжа (применено новое решение). Кроме того, изменился и воздушный винт.

Новые самолеты были опробованы в апреле 1998 года в городе Нарткале (Кабардино-Балкария). Заложенные в модели идеи теперь оправдали себя в полной мере. Время планирования значительно увеличилось. Доработанная аэродинамическая схема позволила добиться большего аэродинамического качества, а новый пропеллер обеспечил более высокий взлет. В августе 1998 года такие модели принесли автору первое место на Чемпионате Мира, проводившемуся в Румынии. В третьем дополнительном туре в ровную, атермичную погоду таймерная налетала 4 минуты секунд. В том же году был выигран этап Кубка Мира среди юниоров, и занято третье место среди взрослых спортсменов (проиграно 8 секунд украинцу Валерию Струкову). Для информации — в 1999 году построен самолет третьей серии, позволивший выиграть Чемпионат России. Но в августе 1999 года в Чемпионате Европы он не использовался. Модель именно второй серии, предлагаемая вашему вниманию, помогла завоевать там четвертое место.

ОПИСАНИЕ ТАЙМЕРНОЙ МОДЕЛИ САМОЛЕТА, КАК СДЕЛАТЬ СВОИМИ РУКАМИ

Фюзеляж таймерной модели самолета

Особенность носовой части состоит в том, что она образована цельной тонкостенной композитной оболочкой, форма которой одновременно включает в себя и пилон крыла. Вся носовая часть выклеивается за одну операцию в закрытой пресс-форме. Поэтому она не имеет продольных швов. Результат — выигрыш, как по весу, так и по прочности. Основа композиционного материала носовой части фюзеляжа — стеклоткань толщиной 0,1 мм (верхний слой), слой углеленты 0,1 мм (слои вдоль фюзеляжа) и слой стеклоткани 0,03 мм (внутренний слой). Дополнительно в зону стыковочного кольца кладется СВМ. Формовка производится в закрытой матричной форме на смоле КДА. Давление на выложенную пропитанную ткань в пилонной части создает закладываемый туда при формовке пенопласт, который так и остается потом внутри готовой детали.

При стягивании половинок формы пенопласт создает давление, постепенно оседая за счет своей пористой структуры. В трубчатой зоне прессование стенки осуществляется силиконовой трубкой, накачиваемой автомобильным насосом. Диаметр этой трубки в два раза меньше диаметра внутренней полости детали, поэтому, при стравливании воздуха, трубка отлипает от стенок готовой детали, и вынимается из еще не разобранной пресс-формы. Для усиления зоны крыльевого штыря еще при формовке заделываются дюралевые полосы толщиной 0,5 мм. Масса готовой, обрезанной от облоя выклейки составляет 25-27 г. Заметьте, что носовая часть традиционной схемы (с отдельно формуемым пилоном) не только слабее по прочности и сложнее в изготовлении, но и имеет увеличенную до 40-45 г массу.

Моторама таймерной модели самолета

Растачивается и фрезеруется из Д16Т (вес готовой детали равен 20 г). Она вклеивается в пилон с предварительно вставленным в нее паяным баком (для этого используется силиконовый герметик). В задней части носовой оболочки вклеен цанговый зажим стыковочного кольца для крепления хвостовой балки. Капот двигателя выклеивается из стеклоткани в матрице, и подгоняется по месту. Окно охлаждения в капоте имеет сечение 2x14 мм.

Хвостовая балка таймерной модели самолета

Пластиковая — 2 слоя угля толщиной 0,1 мм и 1 слой стеклоткани 0,03 мм, частично сошкури-ваемый при доводке поверхности. Сверху балка покрывается анодированной дюралевой фольгой толщиной 0,03 мм на смоле ВК-9. Масса готовой балки равна 17-18 г. Узел крепления хвостовой балки к носку фюзеляжа имеет схему цангового зажима. Переходник балки вставляется в стыковочное кольцо фюзеляжа, после чего остается лишь затянуть винт М2, расположенный на этом кольце. Четкая фиксация положения балки по углу поворота осуществляется с помощью запрессованного штифта диаметром 1 мм.

Киль таймерной модели самолета

Выполнен в виде наборного каркаса из бальзы. Его масса равна 3 г. Киль приклеивается к балке с применением специального хомута, выгнутом на балочной оправке из дюралевой полосы толщиной 0,3 мм и шириной 5 мм. Стабилизатор угольно-бальзовой конструкции имеет профиль «Кларк» 6%. Обтяжка — лавсановая пленка.

Крыло таймерной модели самолета

Имеет профиль «модифицированный Бенедек», который позволяет добиться очень важного для таймерной модели сочетания стабильного, высокого взлета и хорошего планирования. «Кессоны» образуют, лобик крыла, одновременно являясь основой его силовой схемы. Выполняются они из двух слоев углеволокна, положенных под углом ±45' к передней кромке. При формовке «кессонов» используется смола ЭД-20, пластифицированная нами самостоятельно. Процентное соотношение пластификатора к смоле составляет 2-2,5%. «Кессоны», как и балки, изготавливаются на металлических оправках, подвергаясь термической обработке. Лонжероны можно изготовить различными способами.

Для получения наборного лонжерона сначала формуется пластина из углеволокна, затем она распиливается на отдельные части. Они склеиваются в один пакет, и в таком виде сошкуриваются на конус. Полученные полки лонжеронов приклеиваются к нервюрам. Затем между ними вклеивается стенка на смоле К-115. Другой способ изготовления лонжеронов — формование в металлической форме. Нарезанное углеволокно пропитывается смолой ТЭ-АТ-1, и затем укладывается в форму. Далее форма собирается и прогревается в печи. Задние кромки крыла нарезаются из углепластиковой пластины, прессованной на вакуумной плите. Подобно лонжеронам, они собираются в пакет и вышкуриваются на конус.

Окантовка нервюр (толщиной 0,2 мм на центроплане и 0,1 мм на «ушке») выполняется из отформованного углепластика, нарезанного на полосы. Они наклеиваются на нервюры клеем БФ-2. Крыло обтянуто пленкой Listepan. Обтяжка имеет один клеевой шов на задней кромке (пленка огибается вокруг передней кромки). При обтяжке используется клей «Момент». Масса готового крыла находится в пределах 61-65 г. Передний штырь имеет диаметр 3 мм, задний — 1,2 мм. Крылу заданы следующие крутки. Левое ухо — минус 2 мм, левый центроплан — 0, правый центроплан — плюс 1 мм, правое ухо — минус 1,5 мм. Установочный угол крыла — плюс 3,15 мм. Угол стабилизатора относительно крыла (деградация) равен 6-6,5мм.

Стабилиз таймерной модели самолета

Стабилизатор— наборный. Лонжерон имеет сечение 1 х 5 мм и изготавливается следующим образом. На пластину бальзы, толщиной равную высоте стенки лонжерона, на смоле КДА наклеиваются полосы угля толщиной 0,1 мм (3 сверху и 2 снизу). После отверждения смолы полученная пластина нарезается на отдельные полосы (лонжероны) на циркулярной пиле. Нервюры к лонжерону приклеиваются встык, затем окантовываются углем 0,1x1 мм на клее БФ-2. Площадка стабилизатора сделана по двухстоечной схеме из Д16Т и имеет массу 1,1г. Конструкция «кивка» массой 0,9 г заимствована у моделей планеров F1A. Это поворотный рычаг изменяемой длины с роликом. Величина «кивка» определяется высотой площадки. В данном случае она составляет 9 мм.

Таймер

Крепится на дюралевой площадке размером 24x44 мм. Три его тяги на плате и одна (моторная) на самом пилоне выполняют пять классических команд. 1 — перезалив, тормоз (моторная тяга на пилоне), 2 — киль, столбик кивка, 3 — «удавка», 4 — тяга двухминутного ограничения времени планирующего полета. Двигатель «АКМ» рабочим объемом 1 см3 изготовлен М. Журавлевым (Москва) и оборудован двухлопастным воздушным винтом диаметром 149 мм. Мотор развивает с ним 29800-30000 об/мин на земле и 32000-32700 об/мин в воздухе. Используется свеча типа «Нельсон». Центровка подготовленной к полету модели относительно САХ равна 62%.

(Источник: Егор Канахин, тренер С. С. , г. Владимир. источник журнал Моделизм спорт и хобби)

Таймерная модель самолета класса F1J

Крыло таймерной модели самолета класса F1J