Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

ДИСКОВАЯ КАЧАЛКА ДЛЯ КОРДОВОЙ МОДЕЛИ САМОЛЕТА

Один из важнейших узлов системы управления кордовой авиамодельюкачалка, служащая соединительным звеном между нитями корд и тягами рулей. Конструкций этих узлов известно много. Но, по сути, все они делятся лишь на две группы — классические качалки и дисковые.

Обеим традиционным схемам присущи свои врожденные недостатки. Так, обычная качалка в связи с изменением угла относительно направления кордовых нитей при своем повороте имеет переменное передаточное число.

Кроме того, эта система занимает немало места в модели, а при больших потребных управляющих усилиях размах качалки становится столь значительным, что узел по массе начинает приближаться чуть ли не ко всему хвостовому оперению.

Дисковые качалки лучше и компактнее обычных, однако, имеют ограниченное применение — при возникновении вопроса о достаточности управляющих усилий они вообще не подходят. На дисковых качалках проблему представляет жесткая заделка троса в пазу, и вообще надежность и ресурс этого капризного сочленения всегда проблематичны.

Однако оказывается, что все недостатки обеих схем можно ликвидировать, как говорится, одним махом. Достаточно для этого воспользоваться новой уникальной схемой, совмещающей в себе признаки обеих традиционных.

Суть предлагаемой системы в том, что гибкий кусок троса, соединяющий обе кордовые нити, перебрасывается через простой шкив, диаметр которого ограничен лишь гибкостью используемого троса.

При этом сам трос на шкиве не фиксируется и может, поэтому перетягиваться в модели на всю длину в обе стороны. На одном плече тросового полукольца крепится заделка, на которой удерживается один из рычагов легкой простой полукачалки.

Если внимательно рассмотреть принцип работы новой системы, станет ясно, что подбором параметров полукачалки удается обеспечить любые параметры системы управления в целом. Похоже, что уникальная качалка вообще не имеет недостатков. На рисунках показано, как можно модифицировать предлагаемый механизм в зависимости от компоновки его на модели.

На компактных микросамолетах появляется возможность провести обе кордовые нити через один крыльевой канал. На больших «пилотажках» теперь без увеличения размеров узла можно применить схему, по сути, соответствующую обычной качалке с размахом чуть ли не 150-200 мм, причем столь же легковесную, как и на гоночной модели.

При привязке новой качалки к модели учтите, что совершенно необязательно искать качественный трос для гибкого сочленения — вполне подойдет для этих целей и тонкая стальная лента.

(Автор: В.ЯКОВЛЕВ, мастер спорта)

Р и с 1. Дисковая качалка нового типа: 1 — большой шкив, 2 — трос, 3 — вспомогательные шкивы-ролики, 4 — промежуточная угловая качалка, 5 — закрепленная на модели ось промежуточной угловой качалки. А — равноценный вариант дисковой качалки с одним вспомогательным шкивом-роликом, Б — вариант дисковой качалки, применимый при достаточности места в крыле модели для проводки поводков.

Рис. 2. Варианты компоновки дисковой качалки в крыле модели: А — плотная компоновка (скоростные и гоночные кордовые модели), Б — вариант с отдельным приводом закрылков (пилотажные модели), В — компоновка, используемая в том числе для привода дифференцированных закрылков (пилотажные модели).