Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КОНСТРУКЦИЯ ДВУХМЕСТНОГО УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОГО САМОДЕЛЬНОГО САМОЛЕТА «Ф-3»

(часть-2)

Самодельный двухместный учебно – тренировочный самолет часть-1

Самодельный двухместный учебно – тренировочный самолет часть-2

Горизонтальное оперение самолета включает стабилизатор и руль высоты. Стабилизатор — свободнонесущий, по конструкции он такой же, как и крыло: двухлонжеронный, с фанерными нервюрами, усиленными сосновыми рейками (сечением 10x10 мм). Носок — из пенопласта и оклеен стеклотканью на эпоксидной смоле в два слоя. Законцовки тоже пенопластовые, оклеенные.

Стабилизатор прикреплён к верхним лонжеронам и двум последним шпангоутам фюзеляжа, а также связан с задним (дополнительным) лонжероном и нижней нервюрой киля. На задний лонжерон стабилизатора навешивается шарнирно руль высоты, для чего на лонжероне смонтированы три проушины.

Руль высоты самолета — однолонжеронный, носок и хвостовик — из пенопласта. Оклеен стеклотканью на эпоксидном связующем. Он состоит из двух частей, объединённых между собой одним лонжероном. Лонжерон — коробчатого типа. Нижняя и верхняя полки — из цельных сосновых брусков, а стенки — всё из той же 3-мм фанеры. На лонжероне смонтированы ответные ушки подвески к стабилизатору. Вместе со средним ушком смонтированы ещё противовес руля высоты и кабанчик управления рулём.

Груз противовеса — свинцовый. Вертикальное оперение самолета состоит из киля и руля направления. Киль — двухлонжеронный, связан с фюзеляжем конструктивно: его передний лонжерон проходит через каркас и скреплён с нижним бруском седьмого шпангоута, а также установлен враспор между верхними лонжеронами с помощью продольных пенопластовых вставок, оклеенных стеклотканью.

Задний лонжерон киля представляет собой колонку, на которую навешивается шарнирно руль направления. Руль направления самолета — однолонжеронной конструкции. На лонжероне смонтированы ответные ушки навески руля на киль и кабанчик управления. Нервюры — фанерные. Полость носка заполнена пенопластом. Вся поверхность руля оклеена двумя слоями стеклоткани.

Шасси самолёта — трёхопорное, с хвостовым колесом, приспособленное для эксплуатации самолёта с грунтовых взлётно-посадочных полос. Основная опора — рессорного типа, снабжена двумя тормозными колёсами размерами 400x120 мм. Две стойки-рессоры сечением 90x14 мм длиной 850 мм использованы от автомобиля КаМАЗ.

Крепление рессоры к главному лонжерону центроплана осуществляется с помощью сварного кронштейна из стального (ЗОХГСА) листа толщиной 4 мм с помощью другого (тоже сварного) кронштейна к нижнему концу рессоры крепится ось основного колеса. Размер хвостового колеса — 250x80 мм. Хвостовая опора — тоже автомобильный рессорный лист, только сечением 80x10 мм и короче (её длина — 420 мм).

Прикреплена одним концом к фюзеляжу двумя болтами М10. На другом (заднем) конце смонтирована (подвешена на оси из болта М14 без подшипника) вилка колеса с кабанчиком управления им. Колёса основных опор шасси снабжены тормозами барабанного типа. В действие приводятся через тросы от гашетки левым пилотом и от педалей — правым пилотом.

Все колёса позже оборудованы обтекателями, выклеенными в пенопластовой матрице из стеклоткани на эпоксидном связующем. Кабина самолёта — двухместная, с расположением пилотов «бок о бок», находится между первым и третьим шпангоутами. На верхней поперечине второго шпангоута закреплена приборная доска. Сиденье пилотов — поролоновое, с основанием из фанеры, сверху обшито тканью типа «флок», какой обшивают автомобильные кресла, оборудовано привязными ремнями.

Все их точки крепления связаны с силовыми элементами конструкции фюзеляжа. Борта кабины обшиты ещё и изнутри стеклопластиком СТЭФ-05. Пол кабины — из 6-мм фанеры, под педалями приклеены резиновые коврики-подследники. Остекление кабины из плексигласа толщиной 3 мм Фонарь — с двумя откидывающимися вверх частями (типа «чайка»).

Ручка управления самолётом (РУС), смонтирована на полу кабины между пилотами. Открытие дроссельной заслонки карбюратора двигателя осуществляется от ручки управления двигателем (РУД), установленной на левом борту кабины. Здесь же расположена и ручка управления триммером руля высоты, а рядом на полу — ручка управления закрылками.

Электропитание оборудования и приборов обеспечивают аккумулятор на 12 В ёмкостью 38 А/ч; генератор на 12 В мощностью 1 кВт, три преобразователя на 36 В х 400 Гц. Самолёт имеет на борту радиостанцию IC-A200, а также необходимый набор пилотажно-навигационных приборов для полёта в простых метеоусловиях. Ф-3 в зимний период оборудуется лыжным шасси и эксплуатируется с заснеженных аэродромов. Лыжи — дюралюминиевые. Заправка самолёта осуществляется через горловину в левом баке с перетеканием топлива через расходный бак — в правый.

(Автор: О.ФЕФЁЛОВ. г. Кингисепп. Ленинградская обл.)

 

Основные лётно-технические характеристики самолета
Взлётная масса, кг.............................................................................700
Масса пустого, кг..............................................................................442
Скорость, км/ч
отрыва................................................................................................80
крейсерская.....................................................................................150
максимальная..................................................................................180
Скороподъёмность, м/с..........................................................................3
Длина разбега, м................................................................................180
Длина пробега, м...............................................................................150
Максимальная дальность полёта, км..............................................600
Максимальная продолжительность полёта, ч................................... 6
Практический потолок, м...............................................................3000
Расчётная перегрузка, g.............................................................3/— 1.5

Самолёт Ф-3 на лыжном шасси

Самолёт Ф-3 на лыжном шасси

Хвостовая часть самолёта

Хвостовая часть самолёта: 1 —передний (подкосный) лонжерон; 2—задний лонжерон; 3—законцовка киля; 4—заполнитель носка стабилизатора (пенопласт); 5—нервюра киля (фанера s3); 6—проушина для навески руля направления (2 шт.); 7—лонжерон руля направления; 8 -законцовка киля (пенопласт, покрытый двумя слоями стеклоткани на эпоксидном связующем); 9—заполнитель (пенопласт); 10—нервюра (3 шт.); 11 —ушко навески руля направления на киль (2 шт.); 12— обшивка руля направления (два слоя стеклоткани на эпоксидном связующем); 13—качалка руля направления; 14—обшивка киля (два слоя стеклоткани на эпоксидном связующем), условно не показана; 15—стабилизатор; 16—каркас фюзеляжа; 17—каркас гаргрота

Фрагмент центральной части планера

Фрагмент центральной части планера: 1—тяга управления элеронами; 2—левый топливный бак; 3—ручка управления самолётом (РУС); 4—верхний лонжерон (усиленная часть); 5—третий шпангоут; 6—вал управления закрылками; 7—подкос каркаса фюзеляжа; 8—тяга управления рулём высоты; 9—стрингер гаргрота; 10—сиденье; 11 — дужка гаргрота; 12—обшивка гаргрота; 13—дуга безопасности; 14—внутренняя обшивка кабины; 15—место установки приборной доски; 16—подкос центропланной стойки; 17—приборный отсек; 18—стойки; 19—шпангоуты (первый и второй); 20—нижний лонжерон фюзеляжа; 21 —лонжерон консоли крыла; 22—нервюра консоли крыла

Пол кабины

Пол кабины (вид снизу). Под полом качалки педалей соединены тягой, а от качалок идут тросы к рулю направления и хвостовому колесу

Схема управления закрылками

Схема управления закрылками: 1—ручка управления; 2—замок отключения закрылков на 3 положения; 3—тяга ручки управления закрылками; 4—качалка; 5—вал поворота закрылков (дюралюминиевая труба диаметром 30x1,5); 6—подшипники (2 шт.); 7—закрылок центроплана (2 шт.); 8—закрылок консоли крыла (2 шт.); 9—соединение вала и закрылка центроплана (2 шт.); 10—карданный шарнир соединения закрылков центроплана и консоли крыла (2 шт.); 11 —фюзеляж

Узел управления закрылками

Узел управления закрылками: вверху над фанерным полом—замок выпуска закрылков и ручка; под полом—нижний конец ручки и тяга. На переднем плане справа—сварной кронштейн крепления рессоры к основному лонжерону центроплана

Схема управления рулём высоты

Схема управления рулём высоты: 1 - ручка управления самолётом; 2 — передняя (короткая) тяга ; 3 —качалка; 4—задняя (длинная) тяга; 5 — кабанчик руля высоты; 6—руль высоты; 7—весовой компенсатор руля высоты; 8—ручка триммера; 9—трос триммера; 10—пружина триммера

Схема
управления
элеронами

Схема управления элеронами: 1 —ручка управления самолётом; 2- основная тяга; 3—промежуточная качалка (2 шт.); 4 — дифференциальная качалка (2 шт.); 5—элеронная тяга (2 шт.); 6—ушки навески элерона на консоль крыла (6 шт.); 7—элерон (2 шт.)

Под полом кабины

Под полом кабины, посередине (между лонжеронами), смонтирован расходный топливный бак ёмкостью 1 л, а за ним—короткая (передняя) тяга (от РУС до промежуточной качалки) управления рулем высоты

Задний лонжерон центроплана

Задний лонжерон центроплана (вид снизу). Выше поперёк проходит основная (длинная) тяга управления рулём высоты. Сквозь лонжерон пропущены тросы: справа (более тонкие)—управления хвостовым колесом; слева—тросы управления рулём направления с капроновыми роликами для обхода проходящего вдоль лонжерона вала управления закрылками

Схема управления рулём направления и задним колесом

Схема управления рулём направления и задним колесом: 1 — педали пилотов (2 пары); 2 -межпедальная тяга; 3 —тросы управления рулём направления; 4 качалка руля направления; 5—руль направления; 6—тросы управления задним колесом; 7—заднее колесо; 8—качалка педалей (2 шт.); 9—демпфирующие пружины; 10 -тандеры; 11—хвостовая опора-вилка; 12 - качалка хвостового колеса; 13—качалка межпедальной тяги (2 шт.)

Конструктивные схемы

Конструктивные схемы: α—закрылка (α1—центропланной части, α2—консольной части) и δ—элерона: 1 — лонжерон закрылка; 2—носок закрылка; 3—закрылок; 4—обшивка (два слоя стеклоткани на эпоксидном связующем); 5—ушко навески закрылка на крыло (4 шт.); 6—лонжерон элерона; 7—носок элерона; 8—элерон; 9—обшивка (два слоя стеклоткани на эпоксидном связующем); 10—ушко-кронштейн навески элерона на крыло (2 шт.)

Моторама

Моторама: 1 —лонжерон фюзеляжа; 2—двигатель; 3—верхнее ушко крепления элементов моторамы к фюзеляжу (сталь, лист s4,2 шт.); 4—нижнее ушко крепления элементов моторамы к фюзеляжу (сталь, лист s4,2 шт.); 5 -растяжка (стальная труба диаметром 25,2шт): 6—распорка (труба диаметром 25, 2шт); 7—подкос (труба диаметром 25): 8—подмоторная связь (труба диаметром 25,2шт); 9—упор (сталь, лист s4); 10—расположение проушин на задней стенке двигателя

Узлы крепления консоли крыла и рессоры основного колеса к лонжерону центроплана

Узлы крепления консоли крыла и рессоры основного колеса к лонжерону центроплана: 1 —фюзеляж; 2—основной лонжерон центроплана; 3—основной лонжерон консоли крыла; 4—сварной кронштейн крепления рессоры к основному лонжерону центроплана (сталь, лист s4); 5—рессора (сечением 90x14 от автомобиля КамАЗ); 6—нижнее ушко стыковочного узла центроплана и консоли крыла (8 шт.); 7—верхнее ушко стыковочного узла центроплана и консоли крыла (8 шт.); 8—сварной кронштейн крепления основного колеса к рессоре (сталь, лист s4); 9—тормозной барабан; 10—основное колесо; 11 —задний лонжерон центроплана; 12—задний лонжерон консоли; 13—крепление узла подвески консоли к центроплану (болт Ml6, 4 шт.)

Схема крепления привязных ремней

Схема крепления привязных ремней: 1 —плечевые ремни левого пилота; 2—плечевые ремни правого пилота; 3—поясные ремни левого пилота; 4—поясные ремни правого пилота; 5—спинка сиденья пилотов; 6 — сиденье пилотов; 7—полка

Схема расположения анероидных приборов

Схема расположения анероидных приборов: 1- -приёмник полного воздушного давления; 2 — приёмник статического воздушного давления; 3—шланг полного давления; 4—шланг статического давления; 5—разветвитель (тройник) статического давления; 6—указатель скорости; 7—высотометр; 8—вариометр

Приборная доска

Приборная доска, под ней — педали управления рулём направления и хвостовым колесом. На переднем плане—РУС, слева—ручка управления закрылками

Скачать чертежи самодельного самолета Ф-3