Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КОНСТРУКЦИЯ ДВУХМЕСТНОГО УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОГО САМОДЕЛЬНОГО САМОЛЕТА «Ф-3»

(часть-1)

Самодельный двухместный учебно – тренировочный самолет часть-1

Самодельный двухместный учебно – тренировочный самолет часть-2

Самолёт Ф-3, о котором пойдёт речь ниже, явился развитием предыдущего — Ф-1. К проектированию и постройке Ф-3 я приступил в конце 2003 г. Большую помощь в строительстве самолёта мне оказал Александр Чиликин. Первый полёт на Ф-3 совершил в марте 2005 г., а зарегистрировал его как ЕЭВС АОН 17.05.2007 г.

Самолёт — двухместный, учебно-тренировочный, туристический. По аэродинамической схеме — это классический свободнонесущий моноплан с нижним расположением крыла и хвостовым оперением без расчалок. Конструкция — деревянная, со стеклопластиковой обшивкой. Для неё использовался в основном готовый листовой стеклопластик марки СТЭФ-05 (толщина — 0,5 мм).

Силовая установка самолёта — двигатель VW-2100 фирмы «Фольксваген» мощностью 112 л.с. при 4800 оборотах в минуту, четырёхцилиндровый, четырёхтактный, жидкостного (тосол) охлаждения. Работает на бензине А-95.

Моторама самолета выполнена из трубы наружным диаметром 25 мм и толщиной стенки 1,5 мм. Материал трубы — сталь 20. В точках подвески двигателя к мотораме установлены резиновые амортизаторы. Вращение от выходного вала двигателя на вал воздушного винта осуществляется через шестерёнчатый редуктор с передаточным отношением 2,05.

Воздушный винт — заводского изготовления, трёхлопастный, изменяемого и фиксируемого на земле шага, марки ВФШ-183/1800 (диаметр ометаемой им поверхности — 1800 мм). Лопасти — стеклопластиковые. Статическая тяга винта на взлётном режиме — 200 кгс.

Фюзеляж самолёта — деревянный, ферменной конструкции. Все его силовые элементы (лонжероны, раскосы, шпангоуты) изготовлены из высокосортной древесины — прямослойных сосновых брусков без сучков с проверенной прочностью на растяжение (830 кг/см2) и на сжатие (350 кг/см2). Склейка всех узлов производилась эпоксидной смолой марки К-153 с прочностью на разрыв 80 кг/см2. Стыки усиливались треугольными вставками толщиной тоже 25 мм.

Шпангоуты выполнены из брусков сечением 25x25 мм в форме прямоугольных рамок. Передний шпангоут перекрыт противопожарной перегородкой из дюралюминиевого (Д16Т) листа толщиной 2 мм. По углам, в точках стыковки передних концов лонжеронов с первым шпангоутом установлены узлы для навески мото- рамы — стальные кронштейны-ушки, усиленные приваренными к ним шайбами. Верхние лонжероны от первого до третьего шпангоута (в районе кабины) — усиленные — из двух сплочённых по высоте и склеенных брусков.

Ещё по бортам кабины между вторым и третьим шпангоутом по обе стороны каждого шпангоута центроплана смонтированы стойки, подкреплённые подкосами. Стойки, как и третий шпангоут, закреплены под углом 4° к вертикали — по углу установки крыла. Третий шпангоут служит одновременно и опорой спинки сиденья. На этом же шпангоуте сверху укреплена дуга безопасности высотой 510 мм, выполненная на оправке из переклея сосновых брусков.

Опорой самого сиденья служат лонжероны центроплана. Кроме этого, сиденье усилено собственными стойками, перекладинами и подкосами, скреплёнными между собой косынками (треугольными вставками) на эпоксидной смоле. Всего фюзеляж имеет девять шпангоутов. Размеры их рамок и расположение по длине фюзеляжа приведены в таблице 1. Для формообразования гаргрота фюзеляжа сверху на четвёртый, пятый, шестой и седьмой шпангоуты установлены дужки из 3-мм фанеры, подобные по форме дуге безопасности, скреплённые между собой стрингерами из сосновых реек сечением 10x10 мм.

Ещё одна дужка смонтирована между 3-м и 4-м шпангоутом. Обшивка фюзеляжа осуществлена готовым листовым стеклопластиком, приклеиваемым к элементам каркаса эпоксидным связующим, с предварительной зачисткой наждачной бумагой соединяемых кромок для придания им шероховатости. Капот состоит из нижней и верхней крышек, выклеенных из стеклоткани на эпоксидной смоле К-115 в пенопластовых матрицах.

Крыло самолёта имеет профиль NASA-23018, данные по которому приведены в таблице 2. Крыло — прямое без сужения, двухлонжеронное, технологически делится на центроплан и консоли. Передний лонжерон воспринимает около 70% нагрузки, второй задний — около 30%. Лонжероны — коробчатые, их верхние полки — из переклея сосновых брусков, нижние у главных — из обычных, у вспомогательных — тоже из переклея, стенки — из 3-мм фанеры.

По размаху крыла полки лонжеронов консолей облегчаются — изнутри уменьшаются по высоте. Профилеобразующие нервюры изготовлены из 3-мм фанеры, облегчены круглыми отверстиями и усилены от переднего до заднего лонжерона сосновыми дужками сечением 15x15 мм. Площадь крыла — 10,8 м2, хорда — 1300 мм. Угол установки крыла и его поперечное V одинаковые — по +4°. В центроплане (между лонжеронами) по обе стороны от фюзеляжа расположены два топливных бака общей ёмкостью 80 л (по 40 л каждый).

Баки сварены из стального листа толщиной 1 мм и соединены с расходным баком вместимостью 1л резиновыми шлангами диаметром 16 мм. Носок крыла расположен на расстоянии 284 мм от первого шпангоута. Полости между нервюрами в носке крыла заполнены пенопластом. За-концовки крыла, как и задние вставки, — тоже пенопластовые.

Обшивка центроплана и консолей — стеклопластиковая, причём от переднего до заднего лонжерона — таким же готовым стеклопластиковым листом марки СТЭФ-05, который использовался для обшивки фюзеляжа. Узлы навески консолей крыла и центроплана выполнены из стальных пластин толщиной 4 мм в виде ответных проушин, закреплённых на верхних и нижних полках лонжеронов, причём так, чтобы обеспечивался угол установки консолей относительно центроплана +4°.

Отверстия в проушинах под стыковочные болты усилены приваренными шайбами. Элероны и закрылки по конструкции одинаковые — изготовлены из пенопласта с деревянными П-образными лонжеронами (полки из сосновых брусков, а стенки — из 3-мм фанеры) и оклеены стеклотканью. Закрылки — составные (центропланные и консольные). Между собой соединены карданными шарнирами.

(Автор: О.ФЕФЁЛОВ, г. Ленинградская обл.)

самолёт Ф-3

Основные лётно-технические характеристики самолета


Взлётная масса, кг

700

Масса пустого, кг

442

Масса снаряжённого самолёта, кг

457

Скорость, км/ч: взлёта крейсерская максимальная сваливания

80 150 180
75

Скороподъёмность, м/с

3

Длина разбега, м

180

Длина пробега, м

150

Максимальная дальность полёта, км

600

Максимальная продолжительность полёта, ч

6

Практический потолок, м

3000

Расчётная перегрузка, пу

+3/—1,5

Сборка самолёта Ф-3

Сборка самолёта Ф-3

Сборка самолёта Ф-3
Таблица 1.


№№ п/n

Высота шпангоута

Ширина шпангоута

Расстояние от первого шпангоута

1

475

945

0

2

533

1047

425

3

565

1080

1495

4

498

813

2225

5

433

618

2775

6

378

460

3225

7

330

318

3625

8

285

185

4000

9

255

80

4240

 Двухместный  учебно – тренировочный самолет Ф-3

Двухместный учебно – тренировочный самолет Ф-3: 1—воздушный трёхлопастный винт ВФШ диаметром 1800; 2 — капот двигателя (стеклопластик); 3 — остекление кабины; 4 — фюзеляж; 5 — киль; 6—руль направления; 7—хвостовое колесо; 8—шасси; 9—консоль крыла (2 шт.); 10—центроплан; 11—элерон (2 шт.); 12—закрылки (4 шт.); 13—стабилизатор; 14—руль высоты; 15—накладка (2 шт.)

Центроплан и консоль крыла

Центроплан и консоль крыла (на общем виде обшивка условно не показана): 1—фюзеляж; 2—центроплан; 3—верхний передний узел стыковки консоли крыла и центроплана (2 шт.); 4—накладка; 5—верхний задний узел стыковки консоли крыла и центроплана (2 шт.); 6 — нервюры консоли крыла; 7—передний лонжерон консоли; 8 — носок крыла; 9—законцовка консоли крыла (пенопласт, 2 шт.); 10—элерон (2 шт.); 11—задний лонжерон консоли; 12—закрылок консоли крыла (2 шт.); 13—закрылок центроплана (2 шт.); 14—топливный бак; 15—задний лонжерон центроплана; 16—передний лонжерон центроплана: 17—противопожарная перегородка; 18—пол кабины; 19—опора пола; 20—лонжерон фюзеляжа (брусок 25x25, 2 шт.); 21—передняя стойка сиденья (брусок 25x25, 2 шт.); 22—подкосы сиденья (брусок 25x25. 4 шт.); 23—задняя стойка сиденья (брусок 25x25, 2 шт.); 24—шпангоут №3; 25—опора сиденья (брусок 25x25,2 шт.); 26—сиденье (фанера); 27—вставка (пенопласт); 28—лонжерон закрылка; 29—нижний задний узел стыковки консоли крыла и центроплана (2 шт.); 30—обшивка центроплана (стеклопластик СТЭФ-05); 31 —нижний передний узел стыковки консоли крыла и центроплана (2 шт.) 32 —наполнитель носка (пенопласт); 33—косынка

Таблица 2. Профиль NАСА-23018,С=18


х,%

1,25

2,5

5,0

7,5

10

15

20

25

30

40

50

60

70

80

90

100

ув, %

4,01

5,33

7,07

8,28

9,17

10,22

10,7

10,9

10,86

10,31

9,29

7,93

6,3

4,48

2,45

0

ун, %

1,97

2,7

3,65

4,33

4,91

5,81

6,49

6,86

7,15

7,1

6,6

5,77

4,69

3,4

1,9

00

Стабилизатор и руль высоты: 1 —основной лонжерон стабилизатора; 2—вспомогательный лонжерон стабилизатора; 3—заполнитель носка стабилизатора (пенопласт); 4—нервюра (фанера s3,10 шт.); 5—проушина подвески руля высоты (3 шт.); 6—обшивка стабилизатора (стеклопластик); 7—законцовка стабилизатора (2 шт.); 8—лонжерон руля высоты; 9—носок руля высоты; 10—лопасть руля высоты (пенопласт, 2 шт.); 11 —противовес; 12—обшивка руля высоты (стеклопластик); 13—ушко навески руля высоты на стабилизатор (3 шт.); 14—законцовка руля высоты (2 шт.); 15—кабанчик руля высоты; 16—фюзеляж

Скачать чертежи самодельного самолета Ф-3