Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РЕЗИНОМАТОРНАЯ ФЮЗЕЛЯЖНАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА «ВОРОБЕЙ»

На рис. 127 приведены общий вид и чертеж модели с основными размерами. Фюзеляж модели состоит из двух трубок: носовой и конусообразной хвостовой. Обе трубки склеены из двух слоев чертежной бумаги. В качестве оправки для выклеивания носовой части фюзеляжа можно использовать кусок трубы диаметром 25—27 мм. >Хвостовую часть выклеим на конусообразной оправке, выструганной из соснового брусочка. Для усиления носовой части фюзеляжа сделаем фанерное кольцо.

Заготовку для кольца шириной 10 мм вырежем из фанеры толщиной 1 мм, так чтобы наружные слои фанеры были расположены поперек пластинки. Заготовку распарим в горячей воде, плотно обернем вокруг оправки, примотаем резиновой нитью и оставим для просушки.Высохшую заготовку снимем, концы срежем «на ус», подгоним друг к другу, а затем, промазав клеем, вставим кольцо внутрь трубки. В хвостовой части трубки установим штырь для крепления резиномотора.

Места установки штыря надо усилить, подклеив в них целлулоидные колечки. Штырь изготовим из дюралюминиевой трубки диаметром 5 мм или из бамбука. Киль собираем из реек сечением 4X2 мм. Руль направления вырежем из шпона толщиной 0,5 мм. Крыло неразъемное, однолонжеронное. Лонжерон сделаем из сосновой рейки сечением 3X5 мм, нервюры — из липового шпона толщиной 1 мм. Для нервюр крыла выберем профиль NАСА-6409 (рис. 128, а).

Его координаты возьмем из табл. 4. Процесс изготовления шаблона, вырезание и обработка нервюр нам уже знакомы по постройке модели планера «Сокол». Переднюю (сечением 3><2 мм) и заднюю (сечением 8X2 мм) кромки изготовим из сосновой рейки. В задней кромке сделаем пропилы глубиной 2 мм, в которые войдут хвостики нервюр. Таблица 4 Продолжение нижней Сборку крыла выполним целиком, т. е. одновременно соберем его центральную и концевые части («ушки»). После того как все крыло будет собрано и клей высохнет, отпилим «ушки» лобзиком или шлицовкой. Они стыкуются с центропланом под углом 25° с помощью металлических уголков.

Стабилизатор состоит из передней (сечением 2X2 мм), задней (сечением 5X2 мм) кромок, лонжерона (сечением 3X2 мм) и нервюр Стабилизатор этой модели по конструкции отличается от тех, которые мы строили раньше. Для увеличения жесткости он имеет перекрещивающиеся нервюры (см. рис. 127, б). Координаты профиля стабилизатора СLАRК-6% (рис. 128, б) возьмем из табл. 5 Процесс изготовления шаблона и нервюр для стабилизатора такой же, как и для крыла. Однако пазы для лонжерона вырезать пока не нужно. Это мы выполним тогда, когда вставим и вклеим нервюры.

В задней кромке сделаем пропилы для хвостиков нервюр. Сначала вклеим один ряд нервюр, а после того как клей высохнет, вклеим перекрещивающиеся нервюры, предварительно разрезанные пополам; затем сделаем в нервюрах прорези для лонжерона и вклеим его в них (рис. 129). Крыло крепится к фюзеляжу с помощью подкосов, выгнутых из стальной проволоки диаметром 1,5—2 мм. Передний подкос должен быть выше заднего на 3—5 мм.

Каждый подкос обмотаем нитками и приклеим к фюзеляжу. Продольные рейки лучше всего сделать из бамбука. Модель обтянем цветной длинноволокнистой бумагой, располагая ее слои вдоль лонжеронов и кромок. Сначала приклеим нижнюю обшивку крыла. Следует помнить, что некачественное клеевое соединение нижней обшивки может привести к ее отрыву от каркаса крыла после покрытия эмалитом. Всю обтяжку покроем эмалитом 2—3 раза.

Сушить крыло и стабилизатор желательно в стапеле (или на ровной доске). Винтомоторная группа модели состоит из резиномотора и воздушного. винта. В целях снижения лобового сопротивления модели лопасти винта в конце моторного полета складываются, откидываясь назад под действием воздушного потока. Для этой цели они соединены со ступицей шарнирно (рис. 130, а). >Винт имеет стопор, назначение которого останавливать винт всегда в одном положении. Чтобы стопор работал, между ступицей винта и бобышкой установлена пружина.

Когда натяжение резиномотора в конце моторного полета ослабнет, вал винта под воздействием пружины переместится вперед. При этом хвостовая часть крючка зацепится за стопор и лопасти винта сложатся. Винт изготовим из липового брусочка. Модели можно сделать с винтами разного диаметра: 350 или 400 мм. Размеры для вычерчивания заготовки винта возьмем из табл. 6 и рис. 130, б. Готовый винт распилим лобзиком на три части: на две лопасти и ступицу (рис. 130, в). Таблица 6 Примечание. Все размеры приведены в миллиметрах.

Шарнир складывания лопастей состоит из двух щечек, приклеенных к ступице, двух скобочек, вмонтированных в комель лопастей, и двух осей. Щечки, изготовим из листового дюралюминия толщиной 1,2 мм и приклеим их к ступице клеем БФ-2. Просверлим два отверстия диаметром 3 мм и вставим в них на клею два бамбуковых штырька. В комель лопасти вставим скобки из алюминия толщиной 1 мм (рис. 130, г) или целлулоидные щечки (рис. 130, д). Бобышку выточим из липового брусочка. Вал винта сделаем из стальной проволоки диаметром 2 мм.

Пружину стопора изогнем из стальной проволоки диаметром 1 мм. На кольцо вала наденем хлорвиниловую трубочку. В качестве упора стопора используем шуруп. Ввертывая или вывертывая этот шуруп, отрегулируем весь механизм стопорения так, чтобы лопасти складывались в тот момент, когда до полной раскрутки резиномотора останется 15—20 оборотов. Сборку модели начнем с установки резиномотора в фюзеляже.

Его удобно устанавливать с помощью специальной рейки с проволочной рогулькой (рис. 131). При отладке модели планирующий полет будем регулировать изменением угла установки стабилизатора и отклонением руля направления, а моторный полет — изменением наклона оси винта вниз и вбок. Если на планировании модель разворачивается слишком круто, то надо изменить отклонение руля направления. Добившись нормального планирования, приступим к регулировке моторного полета. Первый запуск сделаем с мотором, закрученным на 50 оборотов.

Легким плавным толчком пустим модель из рук. Она должна лететь горизонтально — прямо или с небольшим разворотом вправо.Если модель с работающим мотором кабрирует, то вал винта следует опустить вниз. Регулировку модели будем продолжать, увеличивая каждый раз закрутку резиномотора на 50 оборотов, но только в том случае, если предыдущие полеты прошли хорошо.

таблица-4

 

х, %

0

1,25

2,5

5

7,5

10

15

20

25

у, %

верхней точки

0

2,06

2,96

4,30

5,42

6,31

7,78

8,88

9,56

нижней точки

0

—0,88

— 1,11

— 1,18

— 1,08

—0,88

—0,36

0,17

0,69

 

продолжение

х, %

30

40

50

60

70

80

90

95

100

У- %

верхней точки

10,13

10,35

9,81

8,78

7,28

5,34

2,95

1,57

0.09

нижней
точки

1,05

1,65

1,86

1,92

1,76

1,36

0,74

0,35

—0,09

 

таблица-5

Х,   %

0

2,5

5

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

у, %

верхней точки

1.25

3,25

3,93

4,81

5,64

5,86

5,70

5,26

4,59

3,76

2,77

1,61

0,12

нижней точки

1,25

0,73

0,47

0,20

0,01

0

0

0

0

0

0

0

0

 

таблица-6 (примечание-все размеры приведены в миллиметрах)

Диаметр винта

а1

а2

b1

Ь2

0,1 D

1/2 b 1

400

48

32

28

9,2

40

14

350

42

28

24,5

8,0

     35

12

 

 

рис-127, а-общий вид , б-чертёж

рис-128 , а-профиль крыла NASA-6409 , б-профиль CLARK-6%

рис-129 , а-установка целых нервюр , б-установка разрезаных нервюр в-установка законцовок и лонжерона

рис130 , а-устройство , б-верхний и боковой шаблоны , в-процес изготовления

рис-131 установка резиноматора