Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РЕЗИНОМАТОРНАЯ
СХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА «ЧИЖИК»

На рис. 103 приведен общий вид модели и ее чертеж с основными размерами. На листе бумаги вычертим в натуральную величину крыло, стабилизатор и киль модели. Постройку модели начнем с изготовления воздушного винта (рис. 104) из гладко выструганного липового бруска размером 240X26X15 мм. На обеих широких сторонах бруска вдоль и поперек него проведем точно посередине прямые линии.

В точке пересечения этих линий просверлим отверстие для оси. Оно должно пройти точно через пересечения линий на обеих сторонах бруска. В случае даже небольшого отклонения отверстия в сторону брусок будет негоден и его придется заменить новым. Ось изготовим из проволоки. Винт должен быть насажен на нее плотно. Поэтому отверстие для оси лучше сделать по диаметру проволоки. Сделаем из плотной бумаги шаблоны лопасти винта. Установим верхний шаблон на бруске так, чтобы средние линии на шаблоне и на бруске совпали (рис. 105, а). Очертим сначала одну лопасть, а затем, повернув шаблон вокруг оси, вторую. Точно так же вычертим шаблоны винта и на оборотной стороне бруска. Прежде чем приступить к срезанию лишних частей древесины, сделаем на бруске ножовкой пропилы, как показано на рисунке. Это облегчит работу по изготовлению винта. Аккуратно вырежем ножом винт по контуру.

Места обработки зачистим напильником. На боковых сторонах каждой лопасти обрисуем боковой шаблон (рис. 105, б) и срежем лишнюю часть древесины (рис. 105, в). Дальше начинается самая ответственная работа — вырезание лопастей винта. Обработку кромок начнем, срезая верхний правый угол сначала одной лопасти, а затем другой. Нижняя поверхность лопасти плоская, поэтому срежем лишнюю часть древесины по диагонали бруска (рис. 105, г). А теперь верхней части лопасти придадим форму верхнего обвода профиля. Форма сечений лопасти видна из ( рис. 105, д, е.) Вырезав лопасти винта ножом, обработаем их напильником и шкуркой. Обработку надо вести до тех пор, пока толщина лопастей у втулки не будет равна примерно 2,5 мм, уменьшаясь к концам лопасти до 1 мм. Обе лопасти должны иметь одинаковую форму. >Готовый, винт центрируют. Надев его на тонкую стальную проволоку, дадим лопастям легкий толчок — винт должен «замирать» в горизонтальном положении. Если одна из лопастей опустится вниз, то это значит, что она тяжелее. Ее следует зачистить шкуркой в тех местах, где она на ощупь кажется толще другой лопасти, и добиться равновесия.

Готовый винт покроем нитролаком.- Теперь сделаем рейку-фюзеляж. Ее длина 950, ширина 6 и высота 9 мм. Под стабилизатором рейка плавно утончается до сечения 6X6 мм. Поверхность рейки зачистим шкуркой. К передней части рейки снизу крепится подшипник, назначение которого удерживать ось винта и обеспечить его легкое вращение. Вырежем ножницами полоску жести шириной 6 и длиной 50 мм. Отступая 12 мм от каждого конца, просверлим небольшие сквозные отверстия, чтобы ось винта свободно входила в них. Плоскогубцами согнем полоску так, как показано на (рис. 106, а). Изгиб нужно сделать точно, чтобы высота, на которой находятся отверстия, была одинаковой на обеих половинках подшипника. Вырежем ножом брусочек (вкладыш) и установим его точно между согнутыми концами подшипника.Вдоль нижнего края сделаем желобок, в котором, не задевая его стенок, будет вращаться ось винта. На переднем конце рейки сделаем для подшипника вырез глубиной 1 мм. Подшипник вместе с вкладышем вставим в этот вырез, туго примотаем нитками и промажем нитки клеем. Прикрепив подшипник, установим на место винт. Для этого один конец оси изогнем по форме крючка, проденем ось в подшипник, наденем на нее две жестяные шайбочки и вставим ось в отверстие ступицы винта.

Конец оси изогнем плоскогубцами, как показано на рисунке. Установив винт, проверим, легко ли он вращается, не погнута ли ось. При вращении винт не должен качаться из стороны в сторону. На заднем конце рейки, под килем, укрепим второй крючок для резино-мотора. Форма крючка и его крепление к рейке показаны на (рис. 106, б.) Приступим к изготовлению крыла. Передняя и задняя кромки крыла одинаковы. Изготовим их из сосновых реек длиной 600 мм. Длина кромок меньше полного размаха крыла, так как к их концам еще будут крепиться закругления. В середине крыла кромки толще (4X3 мм), к концам — тоньше (ЗХ 2 мм.) Напильником и шкуркой придадим краям кромок овальное сечение. Заготовленные ранее прямые кромки следует изогнуть. Каждую из них перегнем у середины. Для проверки правильности изгиба наложим кромки на чертеж (сначала на вид сверху, а затем на вид спереди).

Придадим кромке угол поперечного V. Изгибать кромки будем над огнем спиртовки (свечи или электропаяльника), предварительно вымочив середины кромок в течение 15 мин. Оба концевых закругления сделаем из одной сосновой или бамбуковой рейки шириной 7—8 и толщиной 2 мм. Согнутую рейку надколем посередине в нескольких местах и затем расколем на два закругления. Каждое из закруглений зачистим напильником. Сечение после зачистки должно быть 3X2 мм. Закругления соединим с кромками «на ус». Места соединений обмотаем нитками, которые затем промажем клеем. Нервюры (рис. 107) имеют ширину 3 и толщину 1 мм. Они различны как по длине, так и по форме, так как крыло сужается от середины к концам. Пронумеруем нервюры на одной половине крыла, начиная от средней, которую будем считать нулевой. На кромках крыла разметим карандашом места крепления нервюр, сделаем в этих местах проколы-гнезда и вставим на клею нервюры. Устанавливая нервюры, нужно проверять, не скошены ли они, одинакова ли их высота. Изготовленный каркас крыла прикрепим нитками к стойке и планке (рис. 108). Установочный угол крыла должен быть в пределах +3°. Планку прикрепим к рейке-фюзеляжу с помощью хомутиков, вырезанных из жести, или привяжем резинкой.

Проверим точность изготовления крыла: все ли нервюры установлены ровно, нет ли выступающих «горбом». Замеченные неисправности устраним до обтяжки. Сначала одну, а затем вторую половину крыла обтянем папиросной бумагой. Полоски бумаги возьмем с припуском 2—3 см по длине и ширине крыла. Нужно добиться очень ровного натяжения бумаги на крыле. Смазав клеем только среднюю нервюру, наложим на нее конец бумажной полосы. Затем, смазав клеем верхнюю поверхность остальных нервюр половины крыла, кромки и закругление, наложим бумагу, аккуратно расправляя ее по крылу. Затем проделаем такую же операцию и на второй половине крыла. Припуски бумаги не следует подвертывать под кромки крыла; их надо срезать ножом или сошкурить (после полного высыхания клея).

Процесс изготовления стабилизатора подобен процессу изготовления закруглений крыла. Разница только в том, что берется более широкая рейка, чтобы сделать сразу три закругления: два для стабилизатора и одно для киля. Две половинки рейки для стабилизатора соединим между собой «на ус». Изогнутую рейку для киля укоротим так, чтобы высота киля была 100 мм. Роль нервюры посередине стабилизатора будет выполнять планочка. К ней прикрепим стабилизатор и киль, как показано на ( рис. 109). Стабилизатор привяжем к рейке-фюзеляжу резинкой. Оперение обтянем папиросной (или конденсаторной) бумагой: стабилизатор — только сверху, а киль — с двух сторон.


рис-103 , а-общий вид , б-чертёж модели , в-чертёж крыла , г-чертёж стабилизатора

рис-104 , а-боковой шаблон , б-верхний шаблон

рис-105 , а-расчерченная заготовка , б-заготовка вырезанная по верхнему шаблону , в-заготовка вырезанная по боковому шаблону , г-вырезание лопасти (1-срезать верхний правый край бруска,2-срезать по диагонали нижнюю поверхность лопасти,3-придать верхней части лопасти форму верхнего обвода профиля) д-готовый винт , г- сечение лапасти винта

рис-106 , а-изготовление подшибника ,б-задний крючок резиномотора

рис-107 нервюры крыла

рис-108 конструкция крепления крыла

рис-109 конструкция оперения