Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РЕЗИНОМАТОРНЫЙ ПЛАНЕР КЛАССА В1

Прежде чем приступить к постройке КРЫЛА, с максимальной точностью переведите с чертежа профиль плоскостей и изготовьте из фанеры три шаблона нервюр (один , будет контрольным). Наклейте два из них на боковые грани бальзового бруска размером 110X80Х20 мм, предварительно обрезав шаблоны по носику на 6 мм, по хвостовой части — на 10 мм и окрасив их по контуру чернилами.

Брусок обработайте, ножиком и напильниками, чтобы получилась своеобразная толстая нервюра. При этой работе следить за точностью действий поможет закрашенный торец шаблонов; как только начнет счищаться цветном слой, обработка прекращается. Прямолинейность поперечного сечения бруска контролируется с помощью линейки. Затем по линейке же (лучше использовать металлическую) брусок остро отточенным скальпелем разрезается вдоль слоев на отдельные нервюры толщиной 1,6—1,8 мм. Заготовки доводятся наждачной бумагой до толщины 1,2 мм и покрываются жидким эмалитом. Кромки крыла сделайте тоже из бальзовых пластин: толщина передней — 8 мм, задней — 3 мм. Прорези в них под нервюры выполните скальпелем.

Подготовьте также полки лонжерона (сосна сечением 3X2 мм) и проделайте в нервюрах пазы под них. Теперь можно приступить к сборке. Начинайте ее с центроплана. Сначала вклейте в кромки три нервюры — центральную и две по концам. Остальные установите лишь после полного высыхания клея. Лонжерон крепится в последнюю очередь.

Все операции по сборке проводите на ровной доске-стапеле, каркас крыла должен оставаться на ней же до полного высыхания. Следующий этап — сборка «ушек» крыла. Семь пар их нервюр можно подготовить двумя способами. Первый «фотографический»; отснятый на пленку контур профиля проецируется на бумагу с предварительно размеченной на Ней длиной хорды. Второй менее точен, зато более практичен: нервюры, вырезанные по основному профилю крыла, укорачиваются по хвостику до нужной длины (она «скалывается» с чертежа). Затем они закрепляются в подготовленных кромках «ушек», на образовавшемся каркасе монтируются законцовки.

После просушки врежьте нижнюю полку лонжерона, предварительно плавно уменьшив ее сечение к концу крыла до ЗХ1 мм. Толщине законцовки в месте расположения лонжарона доводится до толщины 5,5 мм, и весь набор по верхнему обводу сводится на клин до торцевой нервюры и законцовки. Остается врезать верхнюю полку лонжерона и с помощью длинного бруска с наклеенной шкуркой всем нервюрам «ушек» одновременно придать требуемый профиль. Центроплан с «ушками» стыкуется по лонжерону фигурными фанерными косынками.

Нервюры в этом месте устанавливаются более жесткие, из липы толщиной 2 мм. Чтобы мягкая обшивка лучше «держала» заданный профиль, в передней части крыла между нервюрами установите дополнительные полунервюры — «носики». Повысить жесткость консолей на кручение помогут дополнительные косые нервюры. Не забудьте, что и эти этапы сборки следует вести на стапеле. После высыхания клея -каркас крыла обрабатывается мелкой наждачной бумагой, а затем обтягивается тонкой длинноволокнистой бумагой на эмалите. Масса конструкции до обтяжки 23—24 г, готовой — 31 г

. СТАБИЛИЗАТОР изготавливается по аналогичной технологии. Склеив по чертежу «рамку» из кромок и звконцовок, выполните в ней пазы под нервюры м разместите их. Сосновый лонжерон сечением 2Х1 мм расположен по верху образующей профиля. После сборки каркаса стабилизатора к центральной нервюре (ее лучше сделать из липы) нитками привяжите крючки из стальной проволоки, промажьте эти узлы клеем и зашейте центральную секцию бальзовым шпоном. Собранный стабилизатор обработайте наждачной бумагой и обтяните.

Масса готового горизонтального оперения — 6,5 г. ФЮЗЕЛЯЖ формуется из стеклопластика на цилиндрической оправке диаметром 28 мм и длиной 500 мм. Обмотав оправку слоем лавсановой пленки и закрепив ее по концам, наложите той слоя стеклоткани толщиной 0,1 мм, предварительно отожженной и пропитанной эпоксидной смолой. После отверждения смолы прошкурьте полученную трубку и укоротите ее до 445 мм. Передний и задний концы силовой части фюзеляжа усиливаются намоткой дополнительной ленты стеклоткани.

Хвостовая балка фюзеляжа изготавливается тем же способом, но из двух слоев стеклопластика. Задний ее конец несет площадку крепления стабили* затора с упором для задней кромки оперения и стальным проволочным крючком навески фитиля. Киль модели — бальзовая пластинка толщиной 2,5 мм — врезан в хвостовую балку.

ПИЛОН КРЫЛА —брусок бальзы размером 123X30X19 мм. На его верхнюю поверхность, обработанную по нижней образующей профиля, впереди и сзади наклеиваются полоски из целлулоида для фиксации положения крыла. Оно закрепляется на пилоне круглой резиновой нитью длиной 500 мм на бамбуковых штырьках. (Резину наматывают параллельными витками, не очень сильно натягивая. Крестообразные петли недопустимы: при неудачном приземлении модели крыло с таким креплением не сойдет с пилона и сломается.) Масса полностью готового фюзеляжа не должна превысить 52 г.

ВИНТОМОТОРНАЯ ГРУППА состоит из двухлопастного воздушного винта со складывающимися лопастями, бобышки и резиномотора. Лопасти пропеллера вырезаны по шаблонам из плотной бальзы и оклеены на эмалите длинноволокнистой бумагой. Места навески на штангу ступицы усилены целлулоидными накладками. Масса каждой лопасти 5,5 г. Вал винта и поперечную штангу выгните из стальной проволоки марки ОВС диаметром 2 мм, эти детали обматываются по стыку тонкой медной проволокой и пропаиваются.

Между штангой и бобышкой, вырезанной из липы, установите «булавочную» пружину, обеспечивающую стопорение вала в определенном положении после полного раскручивания резиномотора. Этой же цели служит и ввернутый в задний торец бобышки стальной штифт. Складывание лопастей осуществляется за счет усилия легчайших спиральных пружин кручения, навитых из проволоки ОВС диаметром 0,3 мм и надетых на оси лопастей так, что один конец каждой из них прижимается к штанге, а другой отжимает лопасть винта назад.

Масса пропеллера вместе с осью и бобышкой — 25 г. Резиномотор выполнен из круглой резиновой нити диаметром 1,1 мм, называемой моделистами «венгеркой». Для подготовки мотора вбейте в доску два гвоздя на расстоянии 800 мм (две длины резиномотора) и обмотайте вокруг них резиновую нить массой 24 г, свободные концы ее свяжите. Чтобы нити не распадались и были одним жгутом, перевяжите пучок в Двух местах такой же резиной.

Готовый мотор промойте с мылом в теплой воде, просушите, смажьте касторовым маслом и упакуйте в темную стеклянную банку. Для тренировок и соревнований советуем подготовить 10—12 двигателей. Для определения максимального числа витков, на которое можно закручивать резиномотор данной длины и сечения, испытайте один из них, доведя его закрутку до разрыва. Остальные, зная предельно допустимое число витков (для нашего двигателя оно составляет 360—370 оборотов), подвергните динамической формовке.

Самый простой способ выполнения этой операции — последовательное закручивание и раскручивание жгута. Начните с 20% допустимого числа оборотов, затем добавляйте по 10—15%. Для двигателей названной длины формовку проводите в пять этапов — 70, 125, 175, 225, 280 оборотов. После формовки вновь промойте резиномоторы, смажьте и упакуйте их. Использовать эти двигатели на модели советуем через 7—10 дней (время так называемого «отдыха»).

Желательно на каждый пучок завести простейший технический паспорт, где будут записаны данные об условиях эксплуатации, числе оборотов закрутки и указана периодичность использования. После циклов максимальной закрутки резиномоторы обычно вытягиваются. Их следует перемотать. На ответственных стартах соревнований в каждом туре лучше всего применять свежие двигатели, использование одного в нескольких полетах значительно уменьшает энергоотдачу резинового жгута.

ПОЛЕТНУЮ РЕГУЛИРОВКУ МОДЕЛИ советуем проводить в два этапа. Первый — отладка планирующего полета. Собрав модель (полностью укомплектованная, она должна иметь массу 140 г), проверьте, нет ли перекосов плоскостей и взаимного положения элементов (крыла, стабилизатора и киля) при видах спереди и сверху. Отыщите место положения центра тяжести модели с установленным на ней резиномотором — он должен находиться на расстоянии 30 мм перед задней кромкой крыла. В противном случае загрузите носовую или хвостовую часть фюзеляжа. Добившись нужной центровки аппарата, займитесь регулировкой планирования.

Держа модель за фюзеляж, плавно толкните ее. Если резиномоторка кабрирует, опустите вниз заднюю кромку стабилизатора, немного уменьшив высоту упора, если переходит в пикирование — поднимите кромку. Подобрать высоту упора удобнее, когда он заранее сделан с запасом: во время регулировок останется лишь понемногу подрезать его. Хорошо отрегулированная модель должна пролетать по прямой 25—30 м. После окончания доводки режима планирования отогните немного руль поворота, задав полет по кругу. Второй этап — регулировка моторной фазы полета. Закрутите двигатель на 80—85 оборотов и легким толчком горизонтально пустите модель. Она должна понемногу набирать высоту (угол набора около 15 градусов ) с правым виражом.

Постепенно увеличивая закрутку (прибавляя по 50 оборотов), доведите ее до максимально допустимой. При этом время работы воздушного винта, оно же время выработки закрученного резинового жгута, должно составить 28—32 с. Если оно окажется меньше — увеличьте шаг винта, больше — поступите наоборот. Шаг лопастей подбирается за счет подгиба проволоки штанги.

И последний совет. Все возникающие при запусках недостатки моторного полета (нет набора высоты, полет без нужного виража и т. п.) устраняйте только смещением оси вала винта, подпиливая торец моторной части фюзеляжа. На данной модели смещение этой оси составляет 1° вправо и 1 ° вниз.