Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РЕЗИНОМОТОРНАЯ МОДЕЛЕЙ САМОЛЕТА КЛАССА В 1

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ РЕЗИНОМОТОРНОЙ МОДЕЛИ


Масса, г:
фюзеляж . . ... . 28
крыло с пипоном и штырями . . 1 . . . . 35
стабилизатор . . . . 5
воздушный винт с бобышкой . . .1 . . 30
резиномотор со смазкой . 25
полная полетная . . .123
Размах, мм . . .... 1040
Длина, мм.:. ....... ... 910
Несущая площадь, дмг . . 13,63


Необычную конструкцию имеет фюзеляж резиномоторной. За счет при­менения пенопластовых пластин удалось избавиться от многих недостатков известных вариантов (высокой трудоемкости, дефицитности исходных материалов или токсичности работ со стек­лопластиком). Изготовление древесно-пенопластовой трубки квадратного сечения занимает несколько часоз, а результат ни по массе, ни по прочности не уступает лучшим  образцам. Прежде всего необходимо подобрать высококачественную сосну для продольных лонжеронов (их четыре, сече­нием 2X2 мм): без косослоя и смолистости.     Заготовки     должны     иметь мельчайшие, будто вычерченные рейсфедером слои. Вместо сосны лучше использовать ель, желательно плотную, большого удельного веса, Однако при этом не надо путать плотную древесину со смолистой: удельный вес у них иной раз одинаков, а прочность даже сравнивать нельзя. Возможны два варианта сборки фю­зеляжа.

Первый — когда на плоском стапеле с чертежом, закрытым прозрачной пленкой, собираются боковины фюзеляжа, монтируемые затем без стапеля в единую балку. Глазное при этом — не забыть перед окончательной сборкой оклеить внутренние поверхности моторной части тонкой плотной бумагой (скажем, сульфатированной крафтбумагой с глянцевым лаковым слоем, применяемой для мешков под цемент), после чего отлакировать их. Эта операция необходима для предохранения полости фюзеляжа от впитывания касторового масла, покрывающего нити резинозого жгута мотора. Сборку лучше вести на пластифицированной эпоксидной смоле (при ее ко­личестве, нужном для приклейки реек сечением 2X2 мм к торцам пенопластовых пластин, токсичностью смолы допустимо пренебречь). Все работы — только в медицинских резиновых перчатках.

Случайно попавшие на кожу капли  тут же смывают ацетоном, а ,затем руки моют теплой водой с содой или хозяйственным мылом. Второй вариант технологии изготовления фюзеляжа предусматривает применение стапеляоправки — липовой квадратной рейки, по форме точно соответствующей внутренним формам полого фюзеляжа. Ее поверхность тщательно вышкуривают и несколько раз покрывают нитролаком.Цель — добиться абсолютно гладкой поверхности, к которой не пристанет внутренняя об­шивка стенок фюзеляжа. Полезно до­полнительно располировать оправку восковыми составами для мебели, не со­держащими каких-либо жиров.

При  таком  методе     последовательно собирается носовая (моторная) часть и хвостовая (балка), — после отделки части состыковываются, Работа над отдельными частями начинается с оборачивания оправки крафт-бумагой с аккуратной подклейкой швов.На полученной таким образом внутренней обшивке фюзеляжа без напряжений монтируют пенопластовые панели и лишь в последнюю очередь — лонжероны. Возможно, в первый раз подобная работа покажется непривычной и несколько неудобной. Зато уже при изготовлении второго фюзеляжа-балки вы поймете, что использование подоб­ного импровизированного стапеля на са­мом   деле  не  только  упрощает   выполнение всех операции, но и значитель­но повышает точность и качество сборки. Готовый фюзеляж немного подшкуривается, округляются острые грани, наружные поверхности обшиваются крафтбумагой на клее ПВА. Используется не слишком жидкое связующее, чтобы не размачивать обшивку.

После просушки бумагу покрывают спиртовыми лаками. По такой же технологии отделки идет работа и над килем. По сравнению со стабилизатором данная деталь должна иметь повышенную прочность. Ведь стабилизатор при перегрузках попросту сбрасывается, киль же принимает на себя все нагрузки от «капотирования» на посадке. Дополнительную прочность увязки киля с тонкой балкой фюзеляжа можно получить за счет размещения внутри последнего легких пенопластовых шпангоутов. Винтомоторная группа модели — классического типа.

Лучшее время полета достигается при установке жгута из 20 нитей сечением 1X3 мм резины «пирелли». Неплохие результаты дает применение круглой «венгерки» (45 нитей). На предварительных отладочных стартах полезно предусмотреть перестановку лопастей воздушного винта, для чего можно не заклеивать их на комлевых дюралюминиевых вставках намертво, а лишь на «точках». Поначалу лучше и пилон крыла оставить без клеевой фиксации — передвижением всего крыльевого узла по фюзеляжу легко добиться требуемой центровки аппарата и при необходимости добалансировать его. После отладок пилон клеится   на   верхней   панели   фюзеляжа.


Основные размеры резиномоторной модели: 1 — штырь навески резиномотора, 2 — киль, 3 — стабилизатор, 4 — центральная часть крыла, 5 — «ушко» крыла, 6 — пилон, 7 — носовая часть фюзеляжа, 8 — бобышка с воздушным винтом.


Фюзеляж: 1 — носовой шпангоут (фанера 1 мм), 2 — усиление носовой части (липа), 3 — стенка моторной части (пенопласт марки ПХВ толщиной 2 мм). 4 — лонжероны (сосна мелкослойная, плотная. 2X2 мм. к хвосту сечение уменьшить, начиная от середины фюзеляжа, до 1X1 мм), 5 — пилон (пенопласт упаковочный, обшитый со всех сторон липовым шпоном 0,4—0,5 мм), 6 — силовая стенка (липа 2 мм), 7 — штырь навески резиномотора, 8 — шпангоут (фанера 1 мм), 9 — стенка хвостовой части Фюзеляжа (пенопласт упаковочный толщиной 2 мм), 10 — дополнительные шпангоуты (пенопласт марки 11ХВ толщиной 2 мм). 11 — обрамление киля (липа), 12 — киль (пенопласт упаковочный толщиной около 3 мм). 13 — ложе стабилизатора (фанера 1 мм. береза 2,5X2,5 мм), 14 — пятка ложа стабилизатора (липа), 15 — крючок навески фитильного ограничителя времени полета, 18 — штырек под резиновую петлю крепления стабилизатора, 17, 18 — обшивка фюзеляжа бумагой изнутри и снаружи
.


Крыло: 1 — законцовка (липа 0.6 мм), 2 — обшивка законцозки (липа 0,4 мм), 3 — передняя кромка (сосна 3X4 мм), 4 — нервюры стыка (липа 4 мм), 5 — дополнительная обшивка (микалентная бумага на эмалите), 6 — основная обшивка (лавсановая пленка), 7 — усиленная нервюра (липа 1,5 мм), 8 — центральная нервюра (липа толщиной 12 мм, облегчить за счет выпиловки окон), 9 — раскос, 10 — оси штырей навески «ушек» на центроплане, 11 — нервюра типовая (пенопласт, оклеенный шпоном), 12 — задняя кромка, 13 — лонжерон в сборе; а — районы установки одинарной стенки лонжерона.


Шаблоны профилей несущих поверхностей модели. Окантовка нервюр крыла — липовый шпон толщиной 0,5 мм, «наполнитель» — пенопласт марки ПС-4-40 или упаковочный мелкошариковый.


Моторная часть: 1 — кок (эластичный пластик), 2 — кронштейн лопастей викта (проволока ОВС 2 мм, паять с обмоткой шва тонкой медной проволокой), 3 — шайба, 4 — пружина автомата стопорения вала (проволока ОВС 0,3 мм), 5 — передний подшипник (бронза), 6 — бобышка (липа), 7 — носовой шпангоут фюзеляжа (фанера 1,5 мм), 8 — усиление шпангоута (липа 3 мм), 9 — вал винта (проволока ОВС 2 мм), 10 — жгут резиномотора, 11 — штифт стопорения вала, 12 — задний подшипник (фторопласт), 13 — комлевая вставка лопасти (Д16Т), 14 — лопасть воздушного винта, 15 — пружина складывания лопасти (проволока ОВС 0,4 мм).


Лопасть воздушного винта: 1 — стеклотканевая обшивка комля, 2 — клиновидная вставка (береза, граб), 3 — лопасть (легкая липа), 4 — стеклотканевая обшивка конца попасти.

БАЛАНСИРОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ РЕЗИНОМОТОРНОЙ МОДЕЛИ
Центровка, % САХ . . . 50—60
Угол установки крыла, град.........+2,5
Угол установки стабилизатора, град. ..... 0
Крутка концевых нервюр
«ушек», град...... — 1
Угол наклона оси воздушного винта:
вниз, град..... 4
вправо, град. ... 3
Направление виража:
на моторном участке
полета ...... правое
на планировании . . левое