Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

СХЕМАТИЧЕСКАЯ РЕЗИНОМОТОРНАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА

Схематическая модель самолета простейшего типа показана на рис. 116. Его постройка доступна каждому учащемуся средней школы, а тем более умеющему строить схематические модели планера. Основные размеры и характеристики модели следующие:

  • Размах крыла — 800 мм;
  • Средняя хорда — 103 мм;
  • Максимальная хорда — 120 мм;
  • Удлинение крыла — 7,8;
  • Площадь крыла — 8,25 дм2;
  • Длина модели — 950 мм;
  • Размах стабилизатора — 280 мм;
  • Площадь стабилизатора — 2,1 дм2;
  • Высота киля — 115 мм;
  • Площадь киля— 0,8 дм2;
  • Диаметр винта — 260 мм;
  • Резиномотор — 6 нитей 1 X 4 X 830 мм или 24 нити 1,5 X 1,5 X 830 мм; масса модели — 83 г;
  • Нагрузка на несущую поверхность 8,1 г/дм2.

Как всегда, выполним сначала чертежи основных деталей модели в натуральную величину. Изготовление модели начнем с крыла (рис. 117). Все его детали сделаем из бамбука. Сечение кромок в центре 2X4 мм; на концах — 2 X 2 мм, нервюр — 1X2 мм. Параметры нервюр даны в табл. 3. Для крепления крыла к фюзеляжу вырежем кабанчик из липовой дощечки размером 6 X 14 X 170 мм. Его передний выступ сделаем на 6 мм выше заднего.

Кромки стабилизатора (бамбуковые) должны иметь сечение в центре 2X2 мм, на концах — 1,5 X 1,5 мм. Кромки обращены своей круглой стороной вверх, плоской — вниз. Центральная нервюра — из сосны, плоская, сечением 1,5 X 5 мм и длиной 115 мм. Прикрепим ее к стабилизатору так, чтобы концы выступали за кромки на 10 мм. Силовую рейку (из сосны) выстругаем сечением 6 X 11 мм. В конце ее для облегчения сделаем срез на угол длиной 70 мм. Для крючка резиномотора возьмем стальную проволоку диаметром 1 мм и длиной 50—60 мм.

Укрепим его в рейке на расстоянии 90 мм от ее конца. Внизу крючок отогнем так, как показано на рис. 116. Он будет служить не только для зацепления резиномотора, но и третьей точкой опоры модели. Стойки шасси изготовим из бамбука (рис. 118). Сечение их вверху 3X6 мм, внизу 2X4 мм.

К нижним концам стоек привяжем оси для колес из проволоки диаметром 1 мм. Чтобы оси лучше держались, расплющим их, а в стойках сделаем для них желобки. Оси для колес можно также заострить и воткнуть в стойку. Стойки шасси наглухо прикрепим к силовой рейке в 200 мм от ее переднего конца при помощи кронштейнов из проволоки диаметром 1,5 мм. Для большей жесткости крепление усилим двумя проволочными подкосами диаметром 1 мм и длиной 100 мм.

Концы подкосов расплющим, а затем привяжем их к рейке и стойкам шасси. Для крепления стоек к силовой рейке еще удобнее специальная перекладина (см. рис. 118), которая не позволяет колесам разъезжаться. Колеса шасси сделаем из тонкой фанеры и обклеим бумажными конусами. В центре колеса просверлим отверстие диаметром, равным диаметру оси. После того как на ось надеты колесо и шайба, расклепаем ее конец.

Высота шасси должна быть такой, чтобы при горизонтальном положении модели конец опущенной вниз лопасти воздушного винта находился на уровне оси колес. Слишком высокое шасси утяжеляет модель и увеличивает сопротивление. При слишком низком шасси винт на взлете может касаться земли, и модель не взлетит. Воздушный винт — самая трудная часть в изготовлении схематической модели самолета. Делать его надо с особой тщательностью и вниманием.

Воздушный винт модели может быть одно- или двухлопастным. На схематических моделях самолетов чаще всего ставят двухлопастный. Прежде чем приступить к изготовлению винта для нашей первой схематической модели самолета, разберемся, как винт рассчитывают. Это необходимо нам, чтобы самостоятельно делать винты для будущих моделей, исходя лишь из их диаметра.

Диаметр винта является основной его характеристикой. Зная диаметр и то, что у схематических моделей самолетов относительная ширина винта b отн (рис. 119) берется равной 13—15% от диаметра, можно найти ширину b лопасти:

Другая важнейшая характеристика винта — его шаг Н. Шаг винта — это расстояние, которое преодолевает ось винта за один полный оборот при неподвижном воздухе. У сухопутных моделей шаг винта достигает 1,5 диаметра, у гидромоделей более 1,3 диаметра не бывает. Для удобства расчетов винт характеризуется относительным шагом. Под этим термином подразумевается величина

У схематических моделей самолетов относительный шаг винта берется в пределах 1,1 —1,4. Значит, взяв эту величину, мы сможем найти шаг винта Н по формуле:

Современные винты являются винтами постоянного шага. Это значит, что шаг одинаков для любого сечения лопасти. Это достигается постепенным уменьшением угла наклона лопасти от ступицы к концу. Из-за разниц углов наклона лопасть как бы закручена. На рис. 120 приведен графический способ определения закрутки лопасти винта постоянного шага в любом ее сечении при заданных диаметре и относительном шаге лопасти, а в табл. 4 даны пара- метры сечений лопасти.

Изготовленный по таким расчетам винт для резиномоторной модели должен быть легким и тонким, сохранять неизменными углы установки и кривизну профиля. Теперь, когда мы знаем, как рассчитывать параметры винта, приступим к его изготовлению. Материалом для него может служить липа, ольха, береза или осина. Для нашей первой схематической модели самолета воспользуемся готовыми расчетами винта (рис. 121). Разметив по шаблону брусок, начнем его обрабатывать, как показано на рис. 122.

Опыт изготовления и обработки винтов из дерева у нас уже есть (см, с» 76—78). Толщину сечения лопастей будем измерять кронциркулем или штангенциркулем. Особое внимание обратим на то, чтобы лопасти были совершенно одинаковые. После окончательной обработки проверим, равны ли лопасти по весу. Как это делать, мы тоже знаем (см. с. 78). Перетягивающую лопасть уравновесим с более легкой зачисткой. Готовый винт можно отполировать и покрыть лаком.

После этого необходимо снова проверить его балансировку. Подшипники для схематических моделей самолетов применяют различных конструкций. На рис. 123 показаны некоторые из них. Самый простой из них изображен под буквой а. В отверстие для уменьшения трения вставлена трубочка, скрученная из тонкой жести. Подшипники б и г сделаны из жести толщиной 0,5 мм.

Места соединения пропаяны оловом. Для подшипника модели, над которой мы сейчас трудимся, возьмем жесть от консервной банки. Развертка подшипника и способ его изготовления показаны на рис, 124. Ось должна свободно вращаться в получившейся трубочке. В таком подшипнике надежно и удобно закрепляется не только ось винта, но и силовая рейка.

В окончательной отделке части модели должны иметь следующую массу:

  • Силовая рейка — 32 г,
  • Крыло — 13 г,
  • Оперение — 5 г,
  • Винт с подшипником — 12 г,
  • Резиномотор — 21 г.
  • Масса всей модели — 83 г.

Сборку схематических моделей будем всегда производить в такой последовательности:

1) крепление к силовой рейке хвостового оперения, винта с подшипником, шасси, подвешивание резиномотора;

2) нахождение ЦТ модели;

3) установка крыла и его закрепление.

Установив крыло, можно приступить к пробным регулировочным запускам модели на планирование и с закруткой резиномотора на 100—150 оборотов. Отрегулировав модель на малых оборотах, увеличим их количество до 600—800. Любую сухопутную модель самолета можно переоборудовать в гидросамолет, если колесное шасси заменить на поплавковое, а резиномотор усилить на несколько ниток. Каркас поплавков для гидросамолетов изготавливают из сосны или бамбука.

Сечение поплавков может быть прямоугольной или ромбовидной формы (рис. 125). Обтягивают их папиросной бумагой одним слоем с боков, двойным — снизу, чтобы избежать проколов при посадке на землю. Для водонепроницаемости поплавки со всех сторон покрывают эмалитом. Во время сборки гидромодели обратим особое внимание на установку поплавков (рис. 126). Передние, когда модель стоит горизонтально, должны иметь взлетный угол 5°. Хвостовой поплавок поставим параллельно фюзеляжу или под отрицательным углом к модели.

Параметры нервюр для крыла (мм)

Общий вид и сборочный чертеж первой схематической модели самолета

Рис. 116. Общий вид и сборочный чертеж первой схематической модели самолета

Детали и сборка крыла и стабилизатора

Рис. 117. Детали и сборка крыла и стабилизатора

Шасси для модели   самолета

Рис. 118, Шасси для модели самолета

 Воздушные винты схематических моделей самолетов

Рис. 119. Воздушные винты схематических моделей самолетов

Графическое построение винта с постоянным шагом

Рис. 120, Графическое построение винта с постоянным шагом

Высота α и толщина б сечений лопасти (% от D)

Чертеж винта схематической модели самолета

Рис. 121. Чертеж винта схематической модели самолета

Изготовление винта

Рис. 122, Изготовление винта

Подшипники    для   схематических    моделей самолетов

Рис. 123, Подшипники для схематических моделей самолетов

Развертка и изготовление подшипника для первой схематической модели самолета

Рис. 124. Развертка и изготовление подшипника для первой схематической модели самолета

Шасси для схематической модели гидросамолета

Рис. 125. Шасси для схематической модели гидросамолета

Расположение поплавков шасси гидросамолета

Рис. 126. Расположение поплавков шасси гидросамолета