Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

СХЕМАТИЧЕСКАЯ КОМНАТНАЯ РЕЗОНОМОТОРНАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА КЛАССА К-1

Схематическая комнатная модель самолета класса К-1 (рис. 77) имеет следующие основные размеры и характеристики:
  • Размах крыла — 350 мм; средняя хорда — 110 мм;
  • Максимальная хорда — 120 мм;
  • Площадь крыла — 3,85 дм2;
  • Длина модели — 440 мм;
  • Площадь стабилизатора — 168 дм2;
  • Площадь киля — 0,18 дм2;
  • Диаметр винта — 240 мм;
  • Резиномотор — 2 нити 1,5 X 250 мм или 3 нити 1 X 1 X 250 мм;
  • Масса модели — 2,03 г; нагрузка на несущую поверхность — 0,38 г/дм2.

На рис. 78 модель показана в трех проекциях. По размерам, указанным на этом чертеже, сделаем в натуральную величину чертежи крыла, стабилизатора, киля и лопасти винта. Чертежи нервюр сделаем по рис. 79. Скругление всех деталей будем производить строго по ним. Для скругления соломинку разогревают над электрическим паяльником или лампой и, наложив на чертеж, дают ей застыть в нужной форме. Постройку модели начнем с крыла.

Крыло модели состоит из двух отдельных половинок. Правая половина длиннее левой на 10 мм (см. рис. 78). Крыло имеет две передние и две задние кромки, два концевых закругления, семь нервюр. Кромки изготовим из соломинок диаметром 0,8 мм, нервюры и концевые закругления — диаметром 0,5 мм. Длина левых кромок — 150 мм, правых — 160 мм. Концы закруглений заострим, смажем клеем, вставим в кромки.

Положив контур крыла на чертеж, отметим карандашом места установки нервюр, шилом или иглой сделаем проколы. Вставим в них заостренные, смазанные клеем кончики нервюр. На готовых половинках крыла отогнем уши, после этого соединим половинки так же, как мы соединим кромки и концевые закругления. Затем установим центральную нервюру. Крыло готово. Для стоек крыла подберем две соломинки длиной по 40 мм и диаметром 1,2 мм.

Один конец каждой из них заострим, смажем клеем и вставим в расщепление, сделанное на стыке кромок крыла. Приступим к изготовлению стабилизатора (рис. 80). Он состоит из передней и задней кромок, двух концевых закруглений и пяти нервюр. Для кромок нужны соломинки диаметром 0,8 мм, для концевых закруглений — диаметром 0,5 мм, для нервюр — 0,3—0,4 мм.

Длина кромок 195 мм. Заострив концы закруглений, вклеим их в кромки. Наметим по чертежу места установки нервюр, сделаем проколы и вклеим нервюры. Нервюры должны быть изогнуты не сильно. Киль изогнем по чертежу из соломинки диаметром 0,5 мм. Следующая наша задача — сделать фюзеляж (рис. 81). Для его силовой рейки необходима соломинка диаметром 2,5 мм и длиной 220 мм. В более тонкий конец соломинки плотно вставим соломинку такой длины, чтобы она выходила из силовой рейки на 20 мм.

В эту соломинку — переходную втулку— будет вставляться хвостовая балка. Она должна входить в нее плотно, двигаться с трением. Подобрав хвостовую балку, заострим ее задний конец и вклеим в киль. Затем, положив на балку стабилизатор, приклеим его к ней в местах кромок. Из проволоки диаметром 0,5 мм согнем крючок для резиномотора и аккуратно примотаем его тонкими шелковыми нитками на клею к заднему концу силовой рейки фюзеляжа.

Для изготовления воздушного винта (рис. 82) возьмем, прежде всего, соломинку диаметром 2 мм и длиной 55 мм. Это будет ступица винта. Подберем две соломинки длиной 130 мм с таким диаметром, чтобы они плотно входили в ступицу, но вращались. Это будут лонжероны лопастей винта. Возможность вращать их в ступице позволит менять угол установки лопасти при регулировке модели. В центр ступицы вставим ось винта из стальной проволоки диаметром 0,5 мм.

Изогнутый в виде восьмерки конец оси обмотаем вместе со ступицей шелковыми нитками. Там, где ось выходит, приклеим к ступице шайбу, сделанную из целлулоида, диаметром 3 мм и толщиной 0,3 мм. Теперь изготовим две лопасти винта. Для них нужны четыре кромки диаметром 0,6— 0,7 мм и длиной по 110 мм, десять нервюр диаметром 0,4—0,5 мм и два кусочка бальзы для ступиц лопастей.

Собираются лопасти так же, как крыло и стабилизатор. Когда лопасти высохнут, положим, их, согласно чертежу, на лонжероны и склеим лонжероны и нервюры в местах соединения. Подшипник для винта изготовим из липовой дощечки размером 10 X 20 мм и толщиной 3 мм. Нарисовав на ней вид сбоку подшипника, вырежем его по контуру и затем обработаем, как показано на рис. 83.

Сделаем в подшипнике отверстие проволокой диаметром 0,5 мм. Для уменьшения трения от натяжения резиномотора между ступицей винта и подшипником наденем на ось две шайбы. После установки оси винта в подшипнике загнем свободный конец оси в виде крючка. На него будет надеваться передний конец резиномотора (см. рис. 77, 78). Для того чтобы винт хорошо тянул и модель долго летала, набрав высоту, на лопастях делают закрутку.

Для придания им одинаковой закрутки изготовим шаблон из кусочка липы (рис. 84) и аккуратно изогнем лопасти по этому шаблону, подогрев их над паяльником. Лопасти воздушного винта можно сделать из бальзы или липы. Чтобы сделать лопасти из липы, вычертим их на двух пластинках толщиной 0,4—0,5 мм (рис. 85), аккуратно вырежем и зачистим так, чтобы они сходили к краям на нет. К внутренним концам лопастей приклеим соломинки.

Соломинки другим концом должны плотно входить в ступицу. Закрутку лопастям из липы придают таким же способом, как и лопастям из соломы. Теперь, когда все составные части модели готовы, приступим к обтяжке крыла, стабилизатора и киля. Прежде чем обтягивать детали модели, отберем по цвету нужную микропленку. Имеющиеся перекосы на крыле и хвостовом оперении устраним, подогревая их над электрическим паяльником или электрической лампой.

Подлежащую обтягиванию деталь в местах соединения с микропленкой смочим слюной или смажем раствором сахара с водой, после этого приложим к микропленке и слегка прижмем пальцами. Крыло модели обтянем в три приема — сначала центральную часть, а затем загнутые концы — уши.

Для обтяжки крыла в пленке, параллельно узкой стороне съемника, кистью, смоченной в ацетоне, прорежем щель, немного большую, чем ширина крыла. На расстоянии, равном длине центральной части крыла, прорежем вторую щель. Крыло аккуратно просунем в первую щель, продвинем так, чтобы его дальнее от нас ухо прошло во вторую щель. Под пленкой оказалась центральная часть крыла.

Прижмем ее к пленке. Проверим, по всей ли поверхности соприкосновения микропленка приклеилась к кромкам и нервюрам. Теперь обрежем микропленку на расстоянии 5— 10 мм от краев детали. Для этого существуют три способа: 1-й способ. Микропленку обрезают смоченной в ацетоне заостренной палочкой или тонкой кисточкой. Ацетон растворяет микропленку.

Надо быть осторожным и не приближать палочку к краю детали ближе 5—10 мм, так как ацетон может проникнуть и на обтянутую поверхность. Лучше всего смачивать палочку слегка или предварительно стряхивать образующуюся на конце каплю. I 2-й способ. Он также требует большого внимания и аккуратности. Берут тонкую палочку из дерева (лучше всего из бамбука), зажигают один ее конец, когда образуется уголек, огонь тушат. Этим угольком и разрезают микропленку.

Слишком большой уголек применять не следует, так как пленка может вспыхнуть и сгореть. 3-й способ. Заключается в применении прибора для выжигания по дереву. Мы обтянули микропленкой пока только центральную часть крыла. Таким же образом, прорезав щели на другом съемнике или воспользовавшись остатками микропленки на первом, покроем микропленкой загнутые концы крыла, стабилизатор, киль.

Если на обтяжке оказались небольшие дыры, их можно залатать. Материалом для заплат служит сухая микропленка, изготовленная из 2-го состава. Ее надо заранее заготовить и хранить между листами папиросной бумаги в книге. Заплату вырезают, взяв микропленку вместе с папиросной бумагой. Сняв один слой бумаги, накладывают микропленку на отверстие, прижимают ее. Когда заплата приклеится, аккуратно снимают и верхний слой папиросной бумаги.

После обтяжки крыло еще очень слабое, ему нужно придать жесткость. Для этого по его центральной нервюре сверху поставим V-образный кабанчик и к нему приклеим тонкие капроновые нити (см. рис. 79), которые другими концами с натяжением приклеим к кромкам крыла. Закончив обтяжку, произведем окончательную сборку модели. Установим на фюзеляже винт с незакрученным резиномотором, вставив подшипник заостренным концом в силовую рейку, и стабилизатор с килем.

Теперь определим положение ЦТ фюзеляжа. Отступив от него вперед 85 мм, получим место расположения передней кромки крыла. Примерив, крыло, отметим на фюзеляже места крепления стоек на фюзеляже. Для стоек подберем соломинки длиной 20 мм, внутренний диаметр которых немного больше, чем диаметр стоек крыла.

Укрепив стойки фюзеляжа, установим в них крыло (см. рис. 81). У полностью готовой модели подогнем киль влево под углом 15—20°. Это нужно для полета модели с левым разворотом. С таким положением киля модель должна разворачиваться устойчиво, почти в горизонтальном положении.

Рис. 77. Схематическая комнатная модель самолета класса К-1

Сборочный   чертеж   схематической   комнатной   модели самолета класса К-1

Рис. 78. Сборочный чертеж схематической комнатной модели самолета класса К-1

Нервюры и сборка крыла модели

Рис. 79. Нервюры и сборка крыла модели

Стабилизатор и киль модели

Рис. 80. Стабилизатор и киль модели

Силовая рейка модели и крепление на ней крыла

Рис. 81. Силовая рейка модели и крепление на ней крыла

Лопасть и детали винта

Рис. 82. Лопасть и детали винта

Подшипник     для   соединения   винта   силовой рейки

Рис. 83. Подшипник для соединения винта силовой рейки

 Шаблон лопасти винта

Рас. 84. Шаблон лопасти винта

Изготовление лопасти воздушного   винта из бальзы или липы

Рис. 85. Изготовление лопасти воздушного винта из бальзы или липы