Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РЕЗИНОМОТОРНАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА «СТРЕКОЗА»

Основные узлы и детали резиномоторной модели самолета выполнены из бальзы, распил которой на заготовки требуемых типоразмеров сделан на ленточной пиле собственного изготовления и разработки. Некоторые применяют также готовый импортный материал. Например, «Микро-икс ультра-си 4—4 1/2 эль-би-би (США). Требуемая плотность: 0,06—0,08 г/см3— нервюры, 0,09—0,1 г/см3— лопасти и ступицы вин та, а также кромки.

Причем срез на нервюры толщиной 0,4 мм должен иметь чешуйчатый рисунок, при котором прочность материала, как показала практика, максимальная. В отличие от многих спортсменов я предпочитаю резаные нервюры. Работаю, пользуясь целлулоидными поворотными шаблонами и самодельным остро заточенным ножом из стали Р18. Для кромок издавна применяю бальзовую рейку 0,84 X1,05 мм.

Законцовки — из предварительно размоченного в воде, изогнутого и высушенного на соответствующих оправках, изготовленных согласно таблице, листового материала со срезаемым впоследствии «на ус» 10-мм напуском. Оправки, по моему убеждению, лучше сделать из 8 мм пенопласта: удобны, изящны, не разбухают от воды. Фюзеляж модели самолета с целью упрощения конструкции при одновременном обеспечении требуемой жесткости, удобства при транспортировки, хранении и сборке рекомендую изготовлять из двух, телескопически входящих одна в другую на 10 мм частей.

Первая (моторная) склеивается из предварительно размоченной листовой бальзы на металлической трубке диаметром 6,4 и длиной 410 мм. Вторая — на дюралевом конусе длиной 410 мм и диаметрами на концах соответственно 2,3 и 6,0 мм. В разрезы на торцах моторной части фюзеляжа самолета вклеиваются на эмалите (растворенном в ацетоне целлулоиде) трапецеидальные основание бобышек из 0,3-мм бальзы с укрепленными на них деталями навески мотора, выполненными из листового дюралюминия.

V-образные стоечки на моторной части фюзеляжа я, как и другие моделисты, изготовляю также из бальзы. Но применяю ее уже в виде прутков с соответствующими диаметрами: 0,9—1,2 мм — для узла, расположенного в центре, и 0,8— 1,1 мм — для стоечек на концах. Расчалки предпочитаю из вольфрамовой проволоки диаметром 0,013 мм. Материал этот хотя и уступает, скажем, нихрому по несколько большей плотности, но зато меньше подвержен атмосферным воздействием, что для летающих микромоделей и наших отечественных залов с царящими там сквозняками — фактор немаловажный.

Фюзеляж самолета (с трех сторон, как »то показано на рис. 1, вид А), киль, законцовки и другие несущие бальзовые элементы конструкции нуждаются, согласно моим расчетам, а дополнительном усилении. Лучше всего здесь, на мой взгляд, подходит бороволокно диаметром 0,09 мм, а в качестве универсального клея — опять-таки эмалит. Теперь о микропленке, изготовление которой многие спортсмены почему-то предпочитают хранить в секрете. У меня же никаких «секретов» от собратьев по моделизму нет.

В качестве исходного сырья использую состав: 97% лака НЦ-3, 2% клев «Суперцемент», 1% эвкалиптового масла. Разведеная до требуемой плотности (чтобы «текла» пленка), эта смесь выливается в импровизированную ванночку. Например, я сбитую из 40—50-мм деревянной рейки раму размерами 400X1300 мм, на которую сверху уложена полиэтиленовая пленка и налита дистиллированная вода. Убедился: лить исходное сырье на подготовленную таким образом поверхность нужно достаточно быстро, струйкой вдоль оси симметрии рамы.

Образующаяся тут же, буквально на глазах, пленка аккуратно разравнивается, берется на рамку из алюминиевой мягкой 4-мм проволоки размерами 310X810 мм, закрученные концы которой образуют крючок ( для подвески, и высушивается в течение 1—2 недель а вертикальном положении. Сборку модели самолета осуществляю на стапелях, изготовленных из бальзовых брусочков сечением 15X8 мм а соответствии с оправками ушак которые могут устанавливаться под требуемым углом, стабилизатора, кипя и с учетом характерных особенностей асимметричного моноплана, предназначенного для полетов по кругу а зале.

На 1 5 мм стоечки с углублениями-направляющими укладываются нервюры. К ним на эмалите прикрепляются рейки, законцовки. Несущие элементы модели я армирую, где нужно, бороволокном. Затем слегка смачиваю водой и накрываю микропленкой, аккуратно расправляя ее. Излишек пленки удаляю кисточкой, погруженной до этого я ацетон. Что касается стоек крыла и козелка выполненных из бальзы сечением 1,05X0,85 мм, расчалок и пр. деталей, то их также устанавливаю в нужной последовательности на свои маета.

При сборке модели использую для достижения требуемого натяжения попуторограмовые грузики, которые после высыхания модели удаляю. Последним обычно устанавливают винт, в уже непосредственно парад попетом — тарированную на динамометрическом стенде (1400—1500, иногда и все 2000 оборотов) резину. Я тоже придерживаюсь такой практики.

В модели рекомендую использовать резиновую петлю сечением 1.5 х 10 мм и длиной 440 мм, обработанную силиконовой смазкой или касторовым маслом. Винт резиномоторной модели самолета — асимметричный, изготовлен согласно шаблону на оправка, выполненной а соответствии с хорошо зарекомендовавшим на практика соотношением т

где: Т — ширина требуемого для оправки бруска, Д — диаметр винта (а данном случае 500 мм), х — высота бруска (например, 65 мм), Н — шаг винта (750 мм). Укрепляемый на оправке спереди косячок с вырезами служит для удобства работы с винтом. Выполнен из того же материала, что и оправка. Контур попасти винта и нервюры — из бальзы плотностью 0,085 г/см3 и сечениям 0,5 0,5 мм.

Идущий по оси попасти тральный силовой элемент изготавливаются тоже из бальзы, но уже плотностью 0,1 г/см3. Имеет он (на рис не показано) форму конуса длиной 243 мм и диаметрами соответственно 0,5 и 1,8 мм. Лопасти обтянуты микропленкой и крепятся к петлеобразным концам осей эмалитом. Конструкция механизма ВИШ — винта с изменяемым, а полете шагом, на которую поступает сейчас большое число запросов,— предельно проста и вместе с тем достаточно эффективна.

С высокой надежностью она позволяет наилучшим образом реализовать силовые (энергетические) возможности резиномотора, продлевая время полета каждой микромодели, а среднем на 20%. Втулки вращения лопастей а также самой оси винта вытачиваются из сплава Д16Т. Как, впрочем, и поводок для поворота лопастей. Причем при обработке самого поводка последний советую приклеить на специальную оправку и лишь после этого отторцевать его.

Поела сборки модели самолета, тщательной проварки всех узлов и конструкции в цепом, убедившись в соблюдении угла установки крыла, смело можно переходить к пробной закрутка резины (на 50% от указанного выше максимума: 1400— 1500 оборотов). Выполнять эту операцию следует на специальном устройстве для исключения каких бы то ни было поломок при возможном обрыве резиномотора. Следующий этап — установка закрученного резиномотора на модель.

Выполнив его, отпускают винт. Плавно без толчка дают возможность взлететь модели в воздух. Дальнейшее, как правило, обходится без особых хлопот и треволнений. Удостоверяются, что модель петит по кругу диаметром 8—10 м. Не зависнет и не пикирует. Значит, можно смело приступать к запускам по полной программе.

(Автор: В. КОМАРОВ, мастер спорта СССР)

 Модель  самолета Стреказа в сборе

Рис. 1. Модель самолета Стреказа в сборе.

Профили

Рис. 2. Профили: 1— центральная нервюра крыла, 2— нервюра ушка, 3— центральная нервюра стабилизатора, 4— концевая нервюра стабилизатора, 5— стойка киля.

Координаты для изготовления оправок: а —оправка «ушка» крыла, б —оправка стабилизатора, в —оправка киля (от линии, соединяющей концы стойки). В первых строках приведены координатные размеры по горизонтальной оси оправок, во вторых —соответствующие координаты кривых.

Р и с. 4. Бобышка ВИШ: 1—втулка-подшипник поворота лопасти, 2—втулка оси винта, 3— ось винта с крючком навески резиномотора и загнутым, проходящим через ступицу винта концом, 4— ось лопасти, 5— ступица (бальзовая трубка), 6— торсион, 7— поводок.

Оправка для изготовления винта

Р и с. 5. Оправка для изготовления винта: 1— брусок-заготовка, 2— контур лопасти (вычертить по приставленному к срезу шаблону), 3— срезаемая часть бруска, 4—косячок (крепить на торце бруска).

Фюзеляж модели самолета

Р и с. 3. Фюзеляж модели самолета: 1— ось винта с крючком для навески резиномотора, 2— П-образный кронштейн оси воздушного винта, 3— торцевая заглушка (бальза), 4—основание (бальза, клеить в пропиле торца фюзеляжной трубки), 5— моторная часть (бальза, клеить в форме трубки), 6— заднее основание для заделки крюка (бальза, клеить в пропиле фюзеляжной трубки), 7— крюк.