Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РЕЗИНОМОТОРНАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА КЛАССА F1B

Большинство современных резиномоторный моделей самолета класса F1B, используемых спортсменами России и других стран, имеют близкие геометрические параметры. Различия в основном заключаются в используемой механизации, материалах и методах сборки. При этом у каждого спортсмена имеется в запасе несколько своих, проверенных временем способов изготовления модели. Возможно опыт, полученный автором этой статьи, будет интересен другим спортсменам, занимающимся резиномоторными.

Первая модель самолета данной схемы (с обычными лонжеронами и бобышкой В.Федорова - посмотреть другую конструкцию бобышки для моделей самолетов этого класса) была спроектирована зимой 2000 года и построена к «Кубку Казани». Однако впервые она себя показала лишь в конце того сезона - на «Кубке памяти Туполева», где был лишь один незначительный срыв. Впоследствии была изготовлена вторая, усовершенствованная модель. На ней установлена бобышка системы П. Хорошева и крылья с формованными углепластиковыми лонжеронами.

Крыло резиномоторной модели самолета

Использован профиль «Андрюков», который позволяет добиваться стабильных результатов в различных погодных условиях при полетах в турах. Крыло модели имеет несколько нестандартные пропорции. По сравнению со среднестатистическим показателем увеличена длина центроплана, и одновременно увеличен угол подъема «ушек». По мнению автора, это хорошо сказывается на качестве планирования, а также повышается стабильность траектории на «простреле» и в моторном полете модели.

Необычен и подход к изготовлению крыла. Во-первых, в крыле установлены лонжероны, изготовленные по оригинальной технологии. Во-вторых, кессон стыкуется с нервюрами с помощью вспомогательной бальзовой пластины. Для этого к задней поверхности лонжерона заранее подклеивается шпон толщиной 2 мм, а после того, как кессон будет закрыт, в накладке делаются пропилы под нервюры. Таким образом, теперь углепластиковая армировка нервюр не заходит на поверхность корки кессона, и выступающие полоски угольной армировки нервюр не нарушают обводов профиля. Кстати, - такое решение уже было испытано на моделях планеров и таймерных. В остальном конструкция крыла подобна общепринятой у большинства спортсменов и уже описанной на страницах предыдущих журналов. Крыло обтянуто при помощи утюжка синтетической пленкой «Литешпан» на клее «Момент». Масса крыла составляет 70 г.

Стабилизатор модели самолета имеет формованный трубчатый лонжерон, намотанный из слоя углеволокна ЭЛУР 0,08 и слоя стеклоткани 0,03 мм на цилиндрической стальной оправке 04 мм. Стабилизатор подвешивается на площадке с помощью медицинской игла 01,2 мм, закрепленной в двух стеклотекстолитовых носиках. Масса готового стабилизатора 4 г. Бобышка собственного изготовления (имеет моментный стопор и систему «прискладывания» лопастей) оснащена лопастями, изготовленными из бальзы по приведенным проекциям (геометрия А.Бурдова). Лопасти покрыты стеклотканью 0,03 мм на эпоксидной смоле, вышкурены, покрыты лаком и заполированы. Угол установки лопастей на радиусе 210 мм составляет 29°. Диаметр разложенного винта - 600 мм. Масса бобышки в сборе с лопастями 41 г.

Фюзеляж резиномоторной модели самолета

Моторная трубка намотана из трех слоев ткани СВМ 0,1 мм. Пилон отформован также из ткани СВМ 0,1 мм, только в два слоя. Внутри пилона установлены две бальзовые перегородки, одна из которых (усиленная текстолитом) служит еще и местом крепления механизма «бабочки». Данный механизм обеспечивает изменение угла установки одной консоли крыла на этапе взлета. Установленная на основании подпружиненная качалка посредством жесткой тяги (ОВС диаметром 1 мм) переставляет консоль на угол, заданный двумя регулировочными винтами.

Четырехкомандный таймер имеет традиционную, хорошо известную конструкцию и не требует особого описания. Кнопка включения таймера системы В.Федорова была описана в одном из предыдущих журналов. Трубчатая хвостовая балка намотана из двух слоев угля ЭЛУР 0,08 мм, слоя стекла 0,03 мм и слоя дюралюминиевой фольги 0,05 мм. Киль изготовлен из бальзовых реек и обтянут пленкой «монокот». Трехпозиционный ограничитель руля поворота изготовлен из дюралюминия и примотан к балке нитью СВМ.

Регулировка резиномоторной модели самолета

Данная модель отрегулирована на следующие характеристики полета: задержка (0,5-1 с, в зависимости от силы броска), прострел (вертикальный набор высоты 5-6 с), взлет по спирали (4-5 витков под углом 30°-45° к горизонту в течение 30-35 с), планирование в зависимости от времени «максимума», и парашютирование.

(Автор; А.Ларин авиамодельный клуб «Сокол»)

Технология изготовления лонжеронов для резиномоторной модели самолета

Примененные на модели зацело формованные лонжероны имеют ряд преимуществ перед традиционными (которые собираются на базе отдельных пиленых углепластиковых полок). Новая технология упрощает работу - теперь готовый лонжерон получается за одну операцию. А калибровка сечения лонжерона позволяет более точно выдержать профиль крыла. Также формованные лонжероны получаются прочнее и эластичнее, чем обычные сборные. Отсутствие в технологическом процессе этапа обработки углепластика является еще одним немаловажным фактором. Зацело формованные лонжероны изготавливаются в пресс-форме.

Ее основание - металлическая (стальная или алюминиевая) пластина толщиной 15-20 мм. Стенки пресс-формы -калиброванные стальные пластины сечением 7x30 мм. Они изготавливаются с высокой точностью и имеют ровные плоскости. Для их закрепления применяются потайные винты М4 (5-6 штук). Прижимная плита также изготовлена из металла и имеет ровную рабочую плоскость. При формовке лонжерона используется вкладыш. Он изготавливается следующим образом. В собранную пресс-форму устанавливается макет лонжерона, изготовленный из липы и пропитанный «эдельваксом». Сверху укладывается стекловолокно, пропитанное смолой, после чего пресс-форма закрывается прижимной плитой, придавливаемой грузом. При этом стеклопластик должен заполнить всю полость над макетом лонжерона. После полимеризации смолы с вкладыша удаляется облой и устраняются внешние дефекты.

Перед началом формовки лонжерона к основанию привинчивается одна из стальных стенок. Затем на поверхности основания выкладывается стенка лонжерона из углеполотна ЭЛУР 0,08 мм (слои углеволокна располагаются поперек лонжерона). Один из пропитанных эпоксидной смолой жгутов углеволокна УКН (полка лонжерона) укладывается к боковой плоскости стенки пресс-формы и прижимается бальзовой вставкой лонжерона. Затем укладываются жгуты второй полки лонжерона, и вторая стенка пресс-формы наживляется двумя винтами. Только после того, как будет поставлен вкладыш, затягиваются все винты, и загружается прижимная плита. Изменив положение направляющих пластин и изготовив различные вкладыши, можно использовать одну пресс-форму для получения лонжеронов различного сечения, как для центропланов, так и для ушек.

(Источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид резиномоторной модели самолета класса F1B

Крыло и стабилизатор резиномоторной модели самолета класса F1B

Пилон и хвостовая часть резиномоторной модели самолета класса F1B