Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РЕЗИНОМОТОРНАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА КЛАССА F1G

В журнале Моделизм сорт и хобби №5 за 1999 год была опубликована статья с описанием резиномоторной модели самолета класса F1G. Более чем двухлетний опыт эксплуатации позволил объективно оценить достоинства и недостатки предложенной конструкции. Напомним вкратце ее основные особенности. Крыло большого удлинения с углепластиковым кессоном, сосновыми лонжеронами и бальзовой задней кромкой не только обеспечивает высокие летные качества модели, но и при малой массе (28 г) выдерживает летные нагрузки на всех режимах, а также падения модели при регулировочных и просто небрежных запусках начинающими авиамоделистами.

Моторная трубка из электрокартона, окрашенная нитрокраской, не потеряла за прошедшее время ни прочности, ни нарядного вида. При этом стремление упростить общую схему модели и снизить ее массу заставило поначалу использовать фитильный ограничитель времени планирования. Позже выяснилось, что отсутствие механизации не позволяло полностью реализовать все потенциальные возможности этой модели. Кабрирующий момент, возникающий при большой скорости полета в начале раскрутки резиномотора, приходилось компенсировать наклоном бобышки воздушного винта вниз. Старт производился горизонтально или под небольшим углом к горизонту, чтобы исключить «зависание» впервые секунды полета. Все это приводило к снижению высоты взлета.

Кроме этого, необходимость разжигания фитиля перед запуском модели самолета сильно затрудняло быстрый старт под уже парящую модель. Да еще на некоторых аэродромах запрещается использование тлеющих фитилей из условий пожарной безопасности. Поэтому в конце концов было решено оборудовать модель таймером, постаравшись снизить массу всех деталей до минимума. Модифицирование коснулось пилона, хвостовой балки и крыла. Теперь на заднем торце хвостовой балки модели установлен откидывающийся кронштейн с регулировочным винтом, к которому прижимается стабилизатор в режиме планирования. Под стабилизатором на хвостовой балке установлен винт регулировки начального стартового момента моторного взлета, так называемого «прострела». Изменилась и конструкция киля. На нем добавлен кронштейн с регулировочным винтом, задающим положение руля поворота при работающем резиномоторе.

Таймер модели самолета изготовлен из автоспуска фотоаппарата. Платы крепления шестеренок изготовлены заново, из текстолита толщиной 1 мм. Сами же шестеренки облегчены путем сверления отверстий. На таймере применена пружина от будильника «Слава» или от телефонного аппарата. Она крепится к плате таймера алюминиевым кронштейном. Латунные столбики заменены на дюралевые. Собранный часовой механизм крепится к плате таймера, изготовленной из текстолита толщиной 1 мм. На ней смонтирована кнопка включения с фиксацией и кронштейны с рычагами исполнения команд. Масса готового таймера 12,5 г.

Моторная часть фюзеляжа наматывается на оправке из двух слоев углеткани толщиной 0,08 мм с расположением слоев ±45°, плюс дюралюминиевая фольга 0,03 мм (масса готовой трубки 9 г). В носовую часть трубки вклеен фланец из капролона с тремя регулировочными винтами М1,6, которые позволяют точно выставить ось воздушного винта. В конце трубки вклеивается дюралюминиевое кольцо. В это кольцо вставляется переходник и сверлится отверстие под штифт.

Переходник можно изготовить из углеткани. Пилон выклеивается на оправке из двух слоев стеклоткани толщиной 0,06 мм и одного слоя углеткани 0,13 мм. Оправка изготавливается из липы, покрывается шпатлевкой и зачищается мелкой наждачной бумагой. Перед выклеиванием пилона оправку необходимо покрыть мыльным раствором. Крыло новой резиномоторной модели увеличено в размахе и по площади. Из-за более прогрессивной технологии сборки крыла, масса одной консоли уменьшилась до 11 г. Вместо кессона и лонжеронов делается трубочка, повторяющая в сечении носик профиля крыла. Такое решение значительно упрощает весь процесс изготовления консолей.

Трубочка выклеивается на буковой оправке, обмотанной тонкой фторопластовой лентой. Внутренний слой трубки - углеткань 0,08 мм, наружный - стеклоткань 0,03 мм. Задняя кромка изготовлена из углепластика сечением 1,5x0,6 мм. Нервюры сделаны из бальзы толщиной 1 мм. В корневой части крыла и в месте стыка центроплана и ушка устанавливаются бальзовые нервюры толщиной 4 мм. Для жесткости к корневой нервюре приклеивается стеклотекстолитовая нервюра толщиной 0,4 мм.

Бальзовые нервюры приклеиваются к лобику и задней кромке, а затем армируются углепластиковыми полосками толщиной 0,1 мм на клее «БФ». В месте крепления штыря, в лобик вставляется «пыж» длиной 60 мм из бальзы. В месте стыка ушка и центроплана в лобики вставляются «пыжи» длиной 5 мм. Бобышка воздушного винта имеет упрощенную конструкцию, легко понятную из приведенных чертежей. Для простоты изготовления и облегчения, лопасти винта крепятся к бобышке на смоле и не снимаются. Угол установки лопастей составляет 30-35°, и при необходимости регулируется подгибанием проволочных дуг.

Регулировка резиномоторной модели самолета

Каждая фаза полета модели регулируется по отдельности, что упрощает весь процесс отладки моторного взлета и планирования. Начинать надо с последней фазы и, далее, до момента старта. Установкой ограничителя (им может стать кусочек кембрика, одетый на леску и завязанный узлом) добиваются угла отклонения стабилизатора в положении парашютирования, равного 45°. Затем, при полностью заведенном таймере, на диске делается риска, и как продолжение ее - на плате таймера. Это начальное положение таймера, которое необходимо контролировать перед каждым полетом.

Таймер включается на 4 с и останавливается. Замечается положение рычага «прострела» на диске. В этом месте диска делается пропил для выскакивания рычага. Таймер заводится вновь и включается на 30 с. Отмечается положение рычага «руль поворота моторного полета» и делается пропил в диске. Далее следует завести таймер и одеть на рычаг «прострела» тягу, прижимающую стабилизатор к нижнему винту, и тягу руля поворота, прижимающую его к левому винту.

Винтом устанавливается нейтральное положение руля поворота. На рычаг «моторного руля» надевается тяга. Рычаг «время полета» устанавливается на 60 с, и на него надевается тяга откидывающегося кронштейна хвостовой балки. Таймер включается на 35 с и останавливается. При этом сработают команды моторного полета и останется 25 с для планирования. В этом положении устанавливается отклонение руля поворота на 1 мм от нейтрали. Теперь можно запустить модель самолета на планирование с рук. Регулировкой руля поворота и положением стабилизатора добиваются хорошего планирования по кругу диаметром около 40 м.

Заводится таймер и включается на 15 с. При этом сработают команды «прострела» и останется 15 с «моторного» полета. Винтом регулировки «моторного руля поворота» устанавливается отклонение руля поворота чуть меньшее, чем на планировании. Резиномотор закручивается на 100 оборотов, после чего модель выпускается вдоль земли. Она должна лететь по кругу диаметром 30 м с набором высоты. Добиться этого можно, регулируя отклонение руля поворота (но не более чем на планировании) и изменяя наклон бобышки воздушного винта. Как правило, ее необходимо отклонять вправо и вверх.

Если не удается добиться набора высоты при работающем резиномоторе, - необходимо поработать с резиномотором и воздушным винтом. Резиномотор должен обеспечивать интенсивное вращение лопастей. Если этого не происходит, нужно уменьшить его длину. При быстром вращении винта недостаток тяги может быть вызван малым углом лопастей. Добившись полета с набором высоты, закрутка резиномотора увеличивается до 200 оборотов. При этом перед запуском сбрасывается с заведенного таймера 10 секунд. Корректируется регулировка моторного полета и планирования. Устанавливается зазор между стабилизатором и винтом регулировки «прострела» равный 3 мм, полностью заводится таймер и закручивается резиномотор.

Модель самолета запускается под углом 60-70° к горизонту. Следует внимательно следить за поведением модели в первые секунды после старта. Если модель пикирует, выкручивается винт «прострела», и наоборот, при кабрировании модели он вкручивается. Модель самолета должна лететь по прямой и через 4 с перейти в правый вираж. Если при срабатывании команды «прострела» модель задирает нос, необходимо увеличить время «прострела» на 0,5 с. Если же до срабатывания этой команды модель опускает нос и начинает пикировать - время «прострела» уменьшают. Следует отметить, что модели с такой механизацией и регулировкой строги к траектории запуска. Хорошо отрегулированная модель при грубых ошибках в запуске может либо «зависнуть», либо спикировать.

(Автор: В.Шурыгин ДТШ город Сэров, источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид резиномоторной модели самолета класса  F1G

Крыло, стабилизатор и фюзеляж резиномоторной модели самолета класса  F1G

Координаты профиля крыла и винта   резиномоторной модели самолета класса  F1G