Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РЕЗИНОМОТОРНАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА

Чертеж резиномоторной модели самолета. В схеме данной представительницы современных спортивных аппаратов класса F1B нет ничего лишнего, но при этом она имеет современный дизайн. В ее конструкции применены новейшие композиционные материалы и технологии сборки.

Крыло резиномоторной модели самолета

Здесь использован профиль, разработанный В.Федоровым и В.Мироненко, который отлично зарекомендовал себя на протяжении последних лет. Конструкция крыла типична для аппаратов сегодняшнего дня. К основному углепластиковому силовому элементу, представленному кессонной выклейкой совместно с лонжероном, пристыкованы армированные углем хвостовики нервюр. Оболочка («корка») кессона формуется из двух слоев углеполотна ЭЛУР толщиной 0,08 мм в вакууме, на дюралевой оправке. В качестве связующего используется смола КДА. Лонжерон состоит из двух углепластиковых полок и бальзовой стенки, оклеенной с боков немецким плетеным углем толщиной 0,1 мм. Для стенки используется бальза плотностью 0,1 г/см3 с продольным направлением слоев древесины.

В центроплане конусные углепластиковые полки лонжерона имеют сечение 0,8x3,5 > 0,8х2 мм, а на ушке 0,8x2 > 0,8x1 мм (указаны корневые и концевые сечения полок центроплана). Полость под штырь оформляется следующим образом. В готовых лонжеронах на необходимую глубину сверлятся отверстия диаметром 3,5 мм, в которые заливается смесь эпоксидной смолы со стеклосферой. Тут же оба лонжерона насаживаются на штырь, предварительно покрытый разделительным слоем «эдельвакса», и устанавливаются на ровном стапеле (штырь диаметром 3 мм термообработан, отхромирован и отшлифован). Задняя кромка отформована из углепластика и имеет постоянное сечение 0,5x2,5мм в центроплане, и 0,5x2,5 > 0,5x1,5 мм на «ушках». Нервюры изготавливаются из цельного бальзового бруска (применяется бальза плотностью 0,15 г/см3). Металлические шаблоны приклеиваются циакрином по торцам бруска, ширина которого рассчитана с учетом его последующего распила с помощью фрезы толщиной 1 мм.

Затем брусок обрабатывается по шаблонам и оклеивается армировочным слоем угля толщиной 0,08 мм (этот процесс происходит в вакуумном мешке, на профилированной подложке). Остается распилить блок на циркулярке, и нервюры готовы. Сборка центропланных частей крыла и «ушек» производится на плоском стапеле. К торцам кессонов на циакрине приклеиваются металлические шаблоны, при этом заранее задается нужная крутка. Задние кромки шаблонов прижимаются к плоскости стапеля. Нервюры и кромка приклеиваются на циакрине, а затем эти места промазываются смолой. Ушки и центропланы склеиваются встык, без уголков, причем потом место стыка усиливается двумя слоями стеклоткани 0,1 мм. В зоне корневых нервюр вблизи лонжерона выполняются углубления, внутри которых заклеиваются проволочные крючки.

При сборке модели на них надевается резиновое кольцо, предотвращающее сползание консолей со штыря. Крыло имеет следующие крутки. Внутренняя (правая) консоль — центроплан +0,3 мм, ушко -1,0 мм; внешняя (левая) — центроплан -0,3 мм, ушко -1,5 мм. Крыло обтянуто бумагой «литеспан» и раскрашено яркими лаками типа «цапон», либо нитрокрасками. Диаметр турбулизатора равен 0,6 мм. Общая масса двух консолей составляет 55 г.

Стабилизатор резиномоторной модели самолета

Его основной силовой элемент — трубчатый лонжерон, который формуют на стальной цилиндрической оправке диаметром 4 мм из одного слоя углеполотна 0,08 мм (слои расположены вдоль оправки) и слоя стеклоткани 0,02 мм. Задняя кромка—углепластиковая, сечением 0,5x1,2 мм. Две центральные нервюры вырезаются из стеклотекстолита толщиной 0,5 мм. Пространство между ними обшивается по профилю миллиметровой бальзой (слои перпендикулярны нервюрам). Нервюры, изготовленные блочным методом аналогично крыльевым, также армированы углепластиком толщиной 0,08 мм. Передняя кромка сделана из бальзовой рейки сечением 3,5x3,5 мм. После сборки стабилизатора она обрабатывается так, чтобы вписанный диаметр носика профиля равнялся 2,5 мм. Стабилизатор крепится на площадке фюзеляжа с помощью стальной трубки (игла шприца 0 0,9 мм), вставленной между текстолитовыми нервюрами. Обтяжка выполнена бумагой «аэроспан». Масса готового стабилизатора около 3,5 г.

Киль резиномоторной модели самолета

Киль набран из бальзовых реек и обтянут бумагой «аэроспан». Руль поворота цельнобальзовый. Элементы подвески руля сделаны из целлулоида или текстолита. Полностью готовый киль крепится на хвостовой балке с помощью хомута из тонкой дюралевой полоски.

Хвостовая балка резиномоторной модели самолета

Трубка хвостовой балки намотана из двух слоев углеполотна 0,08 мм, одного слоя стеклоткани 0,03 мм и слоя анодированной дюралюминиевой фольги 0,03 мм. Технология изготовления балки такова: сначала стальная оправка покрывается разделительным слоем «эдельвакса». Затем раскроенные сразу на два слоя полосы углеполотна и стеклоткани пропитываются на стекле эпоксидной смолой (смола обязательно должна быть жидкой, и лучше всего подойдет «голубая» импортная, либо свежая марки КДА). Готовый «сэндвич» наматывается на оправку и покрывается технологическим слоем титановой фольги. Последний этап — обмотка резиновой нитью.

После того, как смола полностью встала, поверхность балки следует вышкурить до угля. Слой дюралевой фольги приклеивается жидко разведенным клеем «Момент» с использованием утюга (чтобы не поцарапать поверхность металла, лучше гладить через полосу тонкого фторопласта). Готовая трубка весит 8 г. Переходной конус имеет конструкцию, подобную хвостовой балке. Конус стыкуется с трубкой балки с помощью тонкостенного переходника. Он изготовлен в отдельной пресс-форме из двух слоев плетеного угля 0,1 мм и имеет форму плоского кольца с двумя присоединенными конусами.

Носовая часть фюзеляжа резиномоторной модели самолета

Моторная трубка намотана на оправке из трех слоев ткани СВМ толщиной 0,1 мм с использованием смолы КДА. «Корка» пилона выклеивается в пресс-форме из трех слоев стеклоткани толщиной 0,03 мм и двух слоев углеполотна ЭЛУР толщиной 0,08 мм, укладываемых поочередно. В отформованную «корку» вклеивается стеклопластиковый отсек для трансмиттера (радиомаяка), вырезаются окна под таймер, кнопку, механизм «бабочки», после чего устанавливаются узлы их крепления (дюралевые пластинки с резьбой М1,6). Посередине пилон усилен бальзовым шпангоутом. Место, где проходит штырь крыла, заливается смолой с наполнителем и усиливается полосками стеклоткани.

Тяги, идущие от бабочки и кнопки на таймер проходят по тонким медным трубкам. Готовый пилон грунтуется и окрашивается акриловой краской. Пилон длинный, поэтому удобно выставлять необходимую центровку, закрепляя в нужном месте свинцовый груз. Бобышка разработана В.Федоровым и имеет систему флюгирования лопастей (задержка раскручивания резиномотора после броска равна примерно 0,5 с). Масса бобышки без лопастей 46 г. Угол установки лопастей равен 34° (замеряется на R = 210 мм). Диаметр воздушного винта равен 610 мм. Применяются лопасти двух типов. В первом случае они делаются из бальзы плотностью 0,1 г/см3 и покрываются слоем стеклоткани толщиной 0,03 мм. В корневую часть врезаются липовые клинья, в которые, в свою очередь, вклеиваются дюралевые втулки.

Корневые части лопастей обматывается тонкой нитью СВМ, виток к витку, что предотвращает раскалывание древесины. При этом масса одной лопасти составляет 3,5-4 г. Второй вариант — формовка лопасти в пресс-форме с углеполотном ЭЛУР толщиной 0,08 мм. В этом случае вкладыш изготовлен из плотного пенопласта. Таким образом, получается более прочная лопасть. Но и масса ее увеличивается до 7 г. Преимущество бальзовых лопастей также и в том, что их легко починить, в то время как угольные служат лишь до первой поломки.

Особенности регулировки резиномоторной модели самолета

Московскую школу резиномоторных моделей отличает типичная, сложившаяся за последние несколько лет регулировка моторного этапа полета. Взлет модели начинается со стремительного «прострела» на высоту 50-70 метров. Далее модель продолжает интенсивный набор высоты, «вкручиваясь» в небо. При этом угол тангажа составляет около 60-70°. На третьем, непродолжительном этапе модель плавно опускает нос и переходит в планирующий полет. Первая команда таймера (киль и «зажимка» стабилизатора) срабатывает примерно через 5 с после старта, вторая (киль и «бабочка) — примерно через 35 с. Обычно время раскрутки резиномотора (резина FAI, сечение ленты 1 х4 мм) не превышает 30 секунд. При базе 300 мм он закручивается в среднем на 350 оборотов.

(Автор: П.Гераськин. источник журнал Моделизм спорт и хобби)

Чертеж резиномоторной модели самолета