Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РЕЗИНОМОТОРНАЯ МОДЕЛЕЙ САМОЛЕТА

Не так давно в категории свободнолетающих моделей резиномоторных самолетов появился новый класс F1G — уменьшенные резиномоторные модели. Теперь он принят и в нашей стране. Каждый юный спортсмен в возрасте до 14 лет может выступать с такими моделями на городских, областных и всероссийских соревнованиях. Интересно отметить, что возрастные ограничения введены лишь в России. За рубежом класс моделей F1G очень популярен среди взрослых спортсменов, и соревнования по «малым резинкам» собирают большое число участников. Основной ограничительный параметр в новом классе — масса резиномотора.

Она не должна превышать 10 г Минимальная масса модели — 70 грамм. Остальные же параметры определяются самим моделистом. Предлагаемая резиномоторная модель появилась в результате анализа ранее созданных конструкций и экспериментов с передовыми технологиями. На тренировочных полётах новая техника приятно удивила хорошими характеристиками. К сожалению, на областных соревнованиях модель попала в мощный восходящий поток и была потеряна. Однако сейчас ребята, занимающиеся в нашем авиамодельном клубе, уже построили и успешно облетали новые резиномоторки этой серии.

Крыло. На всем размахе использован профиль А.Егорова, хорошо зарекомендовавший себя на чемпионатных моделях (координаты приведены в таблице). Лобик выклеивается на оправке из углеткани толщиной 0,08 мм и стеклоткани 0,03 мм. Лонжерон изготовлен из сосны сечением 4 х 1 мм. В центроплане его сечение постоянное, а к концу «ушка» оно уменьшается до 2 х 1 мм. Между полками лонжерона по всей длине вклеены бальзовые вставки толщиной 0,8 мм.

Корневая нервюра (бальзы 3 мм) усилена снаружи липовой нервюрой толщиной 0,5 мм. Задняя кромка бальзовая. Центральный штырь диаметром 2 мм имеет длину 90мм. Второй штырь диаметром 1 мм — длиной 32 мм. Крыло обтягивается тонкой микалентной бумагой или лавсановой пленкой толщиной 6-8 мкм. Турбулизатор расположен на 7% хорды. Задаваемые крутки: на правой консоли центроплан плюс 1 мм, а «ушко» минус 3 мм, на левой консоли — центроплан 0 и «ушко» минус 3 мм.

Стабилизатор изготавливается из бальзы. Лонжерон сосновый, сечением 0,8 х 3 мм. Нервюры имеют толщину 1,2 мм. После сборки между полками лонжерона в центральной части на длине 170 мм вставлена бальзовая стенка. Центральная нервюра сделана из бальзы толщиной 5 мм. В месте соприкосновения с винтом регулировки на стабилизатор следует приклеить пластинку из целлулоида. Обтяжка — из лавсана толщиной 5-6 мкм.

Моторная часть фюзеляжа наматывается из двух слоев электрокартона толщиной 0,15 мм на эпоксидной смоле. Возможен вариант изготовления трубки из двух слоев угля 0,08 мм с расположением слоев ±45°, плюс дюралюминиевая фольга 0,03 мм. В носовую часть вклеен дюралюминиевый фланец с тремя регулировочными винтами М1,6. Они позволяют точно выставлять ось воздушного винта. Пилон склеивается из бальзовых пластин толщиной 3 мм. В задний конец трубки фюзеляжа вклеивается дюралюминиевое кольцо-переходник.

Хвостовая балка выклеивается на конусной оправке из слоя углеткани 0,08 мм, слоя стеклоткани 0,03 мм или микалентной бумаги и слоя фольги 0,03 мм. В конце трубки вклеена пробка из капролона с регулировочным винтом (в капролоновых деталях резьбу нужно нарезать только первым метчиком).

Киль собирается из бальзовых реек. Руль — цельнобальзовый, подпружиненный. Киль, как и стабилизатор, обтягивается лавсановой пленкой.

Воздушный винт. Лопасти выстругиваются из бальзовых пластин размером 180 х 40 х 8 мм. С целью экономии дефицитного материала сначала изготовляется шаблон лопасти при виде сверху. На плотном картоне проводится осевая линия, на которой отмечаются точки Х=0...180 мм, взятые из таблицы. Через них проводятся перпендикуляры, на которых отмечаются значения полуширины лопасти (В/2) в обе стороны от осевой линии. Отмеченные точки соединяются плавной кривой, и шаблон вырезается.

Затем шаблон кладут на пластину бальзы толщиной 8 мм, обводят его остро заточенным карандашом, и аккуратно выпиливают заготовки лопастей. Теперь уже на древесине отмечают точки, по которым строился контур шаблона. Из этих точек проводят линии на торцах бальзовых деталей. На них размечается половина толщины заготовки (4 мм от края). Потом от полученных точек откладывают разметку передней и задней кромки лопасти по таблице (С/2). При этом для задней кромки значения С/2 берутся из таблицы с обратным знаком. То есть для передней кромки до Х=70 мм точки С/2 откладываются вверх, после Х=70 мм вниз, а для задней кромки наоборот. Точки разметки соединяются плавной линией. Можно начинать выстругивать лопасти снизу.

Потом наждачной бумагой необходимо создать небольшую вогнутость профиля. А ближе к комлю лопасти должны иметь двояковыпуклый профиль. Затем лопасти обрабатывают сверху. После того, как обе лопасти будут окончательно вышкурены и отбалансированны, останется покрыть их паркетным лаком и вклеить узлы навески. В завершение следует установить угол атаки лопастей 30° на радиусе 130 мм от оси вращения. Бобышка воздушного винта — обычной схемы, с моментным стопором. Имея в распоряжении весь комплект готовых узлов и деталей, можно клеить пилон крыла к фюзеляжу. Требуемая центровка модели находится в пределах 60% от передней кромки корневой нервюры. Она определяется при установленном резиномоторе и сложенных лопастях воздушного винта.

Регулировка. Собранная модель запускается с рук на планирование. Добиваются ее легкого кабрирования, после чего задняя кромка стабилизатора опускается примерно на 0,3 мм. Резиномотор закручивают на 50 оборотов, и модель горизонтально выпускают в полет. Она не должна снижаться при работающем моторе, а после раскрутки жгута обязана нормально планировать. Регулировка режима планирования осуществляется подбором положения стабилизатора и руля поворота. Если при работающем двигателе модель снижается, нужно обратить внимание на интенсивность вращения лопастей и скорость полета. При достаточной скорости за счет поднятия вверх оси винта добиваются легкого набора высоты.

Если изменение наклона оси вращения не дает требуемого эффекта, уменьшают шаг винта, либо длину резиномотора с соответствующим увеличением его сечения. Добившись набора высоты при малых закрутках резиномотора и хорошего планирования, увеличивают закрутку на 50,100,150, и 200 оборотов, корректируя при этом планирующий и моторный полет. Если при этом планирование нормальное, регулировку моторного полета производят изменением угла наклона воздушного винта, его шагом, и длиной резиномотора.

Следует учесть, что чувствительность модели к повороту бобышки очень большая. Не следует выкручивать регулировочные винты М1,6 в переднем шпангоуте более чем на 1/2 оборота за один подлет. Максимальное число оборотов резиномотора зависит от сорта резины и длины резиномотора (он должен быть приблизительно на 30 мм короче расстояния между бобышкой и штырем крепления). При закрутке на 360 оборотов время раскрутки составляет около 25 секунд. При больших закрутках резиномотора модель выпускается против ветра под углом 45° к горизонту.

(Автор: В. Шурыгин, В. Тютин, город Сэров. источник журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид резиномоторной модели самолета класса F1G

Кординаты профиля крыла

Кординаты шаблона лопасти (вид сверху и спереди)