Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

ЧЕРТЕЖ РЕЗИНОМАТОРНОЙ МОДЕЛИ САМОЛЕТА КЛАССА F1B

(часть-2)

ПИЛОН изготавливают следующим образом. Сначала выпиливают его боковины из фанеры толщиной 0,8 мм. В левой прорезают окно под четырех-командный таймер, который обеспечивает выполнение пяти разных функций модели. Причем тяги 1-й команды на руль направления и 1-й команды на стабилизатор сдублированы, так как они накидываются на кронштейн 1 -й команды таймера.

По периметру правой боковины пилона приклеивают контур и перегородку из бальзовых реек сечением 15x6 мм. Затем внутри пилона монтируют механизм стопорения, состоящий из рычага и двух тяг. Вклеивают блок из двух бальзовых вкладышей с целлулоидными шайбами.

Между шайбами на оси из проволоки ОВС диаметром 1 мм закрепляют нажимной рычаг. Для удобства монтажа механизма стопорения параллельно нижней рейки контура вклеивают опору — рейку 3x3 из бальзы, на которую опирается стеклотекстолитовая пластина. После проверки надежности этого механизма приклеивают левую боковину, а с торцов — бальзовые бруски-обтекатели. Снизу контур пилона профилируют по обводу моторной балки. Готовый пилон покрывают лаком и красят.

БОБЫШКА состоит из корпуса, основания вала, наконечника, обтекателя и сухарей для крепления лопастей. Детали максимально упрощены и легко изготавливаются на любом школьном токарном станке. Корпус (неподвижный элемент бобышки) имеет в посадочном ободке отверстие для фиксатора положения ступицы и два запрессованных подшипника под вал. Ступица состоит из двух точеных деталей.

В ней монтируют элементы фиксации лопастей (для осей пружин-ограничителей — проволока диаметром 1 мм, а для самих пружин — 0,5 мм), фиксатор положения из проволоки диаметром 2 мм, его возвратную пружину из проволоки диаметром 0,5 мм, распорную втулку, ось лопастей.

Вал из проволоки диаметром 3 мм с двумя напаянными шайбами и хлорвиниловой трубочкой. При изготовлении деталей бобышки применяется стальная проволока типа ОВС. Фиксатор положения (на рисунке это не показано) имеет пронизывающий его насквозь поперечный штифт диаметром 1 мм, в который упирается (назад по полету модели) возвратная пружина.

ЛОПАСТИ подбирались в течение всего сезона. Выбор пал на конструкцию, разработанную московским спортсменом кандидатом в мастера спорта Алексеем Наумовым. На соревнованиях 1999 г. с моделями, оснащенными подобными лопастями, он дважды выходил в финал, в том числе на чемпионате России.

Установив лопасти его конструкции на эту модель, удалось увеличить высоту взлета в среднем на 15 м. Лопасти выструганы из бальзы плотностью 0,2 г/см3, покрыты стеклотканью толщиной 0,03 мм на эпоксидной смоле. Из практики: установочные углы лопастей — 26° на радиусе 210 мм. Координаты для их построения приведены в таблице. Допустимое отклонение при изготовлении не более ±0,1 мм.

МЕХАНИЗМ ЗАДЕРЖКИ вращения бобышки состоит из двух титановых фиксаторов толщиной 1,5 мм, крепящихся на латунных осях к планшайбе. Передний фиксатор подпружинен. Планшайбу вклеивают в моторную балку. В торце она имеет три резьбовых отверстия: два — под винты регулировки выкосов бобышки и одно — для крепления фиксирующего штыря от проворота бобышки.

СБОРКА МОДЕЛИ. Ее ведут с использованием в основном эпоксидной смолы и начинают с хвостовой балки. Первым делом к ней приклеивают киль, который фиксируют двумя бамбуковыми штырями, вклеиваемыми одновременно с ним вертикально в хвостовую балку. Затем — площадку под стабилизатор, ограничитель углов поворота руля направления, обеспечивающий выполнение 1-й и 3-й команд (кроме того, дополнительно для надежности крепления его приматывают нитью СВМ).

Так- же приклеивают ограничитель углов поворота руля направления катушечного типа, обеспечивающий выполнение 2-й команды. В местах вывода тяг (они из капроновой лески диаметром 0,3 мм) крепят «циакрином» целлулоидные шайбы. Для обеспечения легкого скольжения тяг в зоне их вывода на стабилизатор в хвостовую балку вклеивают два горизонтальных бамбуковых штифта.

Затем тяги протаскивают внутри балки (окончательную их длину подбирают после приклейки пилона). Далее в моторную и хвостовую балки вклеивают фланцы и (пока смола не затвердела) выставляют их на стапеле в состыкованном виде (но не до упора!) для обеспечения соосности. После высыхания смолы стыкуют моторную и хвостовую балки и сверлят отверстие диаметром 6 мм под втулку стыковочного узла. К моторной балке приклеивают пилон, соблюдая определенную последовательность.

Сначала состыковывают моторную и хвостовую балки. Затем в первую вставляют резиномотор и фиксируют его втулкой стыковочного узла. С другой стороны за резиномотор цепляют вал бобышки и вставляют ее в моторную балку. Далее на хвостовую балку устанавливают стабилизатор и притягивают его резиновым кольцом диаметром 40 мм.

После этого, используя два стальных штыря — передний (основной) диаметром 3 и длиной 120 мм и задний (вспомогательный) диаметром 1 и длиной 40 мм, к пилону крепят (за счет плотной посадки) консоли крыла. На крыле отмечают положение требуемого центра тяжести (56 процентов САХ), после чего пилон с крылом притягивают резиновыми кольцами к моторной балке.

Перемещая пилон вдоль нее, добиваются требуемой центровки модели (лопасти при этом должны быть сложены вдоль фюзеляжа). Отмечают положение пилона на моторной балке, зачищают шкуркой это место и приклеивают пилон. При этом следят, чтобы не было перекоса крыла и стабилизатора. После высыхания смолы ее натеки по периметру склейки ошкуривают и покрывают паркетным лаком.

РЕГУЛИРОВКА МОДЕЛИ. С помощью регулировки выкосов бобышки, руля направления, стабилизатора и времени отработки команд на таймере модель настраивают на взлет «с прострелом» 10— 15 м (то есть на вертикальный взлет до снижения мощности, приводящий к сваливанию модели), после чего идет добор высоты по спирали (4—5 витков). Время раскрутки лопастей 40—45 с на тринадцати кольцах резины ФАИ.

Высота взлета примерно 70 м. И последнее. Соревнования не всегда проходят в идеальных погодных условиях. Бывает, что из-за порывов ветра и осадков модель, находящаяся в воздухе, теряется из виду и улетает в неизвестном направлении. Быстро обнаружить модель на месте падения удается только в том случае, если она снабжена хотя бы простейшим радиомаяком. Поэтому желательно предусмотреть на модели место для такого устройства, его надежное крепление и влагоизоляцию.

(Автор: П.ХОРОШЕВ, тренер юношеской сборной команды г.Москвы по свободнолетающим моделям)

Пилон: 1 — таймер; 2 — отверстие диаметром 3 под стыковочный штырь (L120); 3 — перегородка (бальза, рейка 15x6); 4 — шток механизма стопорения; 5 — механизм стопорения; 6— отверстие диаметром1 под стыковочный штырь (L40); 7 — опора (бальза, рейка 3x3); 8 — боковина (фанера s0,8); 9,15,16 — обтекатели (бальза, рейка 17x10); 10 — нажимной рычаг (Д16Т, полоса s 1,5); 11 — вкладыш (бальза, рейка 5x5); 12— втулка (латунь ЛС59); 13 — стопорящая пружина (нержавеющая сталь — лезвие безопасной бритвы); 14— контур пилона (бальза, рейка 15x6)

Кинематическая схема стопорения таймера: 1 — стопорящая пружина; 2 — анкер; 3 — тяга (проволока ОВС диаметром 0.8); 4 — пластина (стеклотекстолит s0,8); 5 — шток (проволока ОВС диаметром 0,8); 6 — пружина диаметром 2 (проволока ОВС диаметром 0,35); 7 —пружина диаметром 2,5 (проволока ОВС диаметром 0,3); 8 — нажимной рычаг; 9 — ось нажимного рычага (проволока ОВС диаметром 1)

Упрощенная резиномоторная бобышка: А — ступица в сборе; 1 — наконечник (титан); 2 — обтекатель (ткань СВМ, два слоя под углом 45°); 3 — катушка (Д16Т); 4 — распорная втулка (бронза, одним концом она упирается в передний подшипник в корпусе, другим— в наконечник); 5 — пружина-ограничитель (проволока ОВС диаметром 0,5); 6 — шайба (2x3x0,6, латунь ЛС59); 7 — шайба (3x6x0,5, латунь JIC59); 8 вал (проволока ОВС диаметром 3); 9 — задний подшипник 7x3 (передний подшипник 10x3 не показан); 10— шайба (3x4x0,6, латунь ЛС59, 2 шт); 11 — хлорвиниловая трубка; 12 — корпус (Д16Т); 13 — фиксатор положения ступицы (проволока ОВС диаметром 2); 14 — ось лопастей (проволока ОВС диаметром 2); 15 — контргайка М4х0,5 (Д16Т, 2 шт.); 16 —сухарь (Д16Т); 17 —основание (Д16Т); 18 — пружина (проволока ОВС диаметром 0,5); детали 3,12,17 окончательно дорабатываются слесарно после предварительной сборки

Механизм задержки вращения бобышки: 1 — наконечник; 2 — фиксатор положения ступицы; 3 — бобышка; 4,11 —рычаги (титан s1,5); 5—упоры (М2, сталь диаметром 2); 6 — ось фиксатора (М2,5, латунь ЛС59); 7 — тяга (трос диаметром 0,4); 8— ограничитель на таймере; 9 — пилон; 10 — моторная балка; 12 — ось рычага (латунь ЛС59); 13 — планшайба (Д16Т); 14 — пружина (проволока ОВС диаметром 0,3); 15 — шайбы (латунь ЛС59)

Шаблоны лопастей винта: А — боковая проекция; Б — лобовая проекция

Таблица координат лопасти воздушного винта

Радиус, К (мм)

Боковая проекция,b (мм)

Угол, град.

Лобовая проекция,с (мм)

Развертка (ширина лопасти), мм

30

12

74,2

3,3

12,4

45

17,2

67,1

7,2

18,7

60

20,5

60,6

11,5

23,5

75

23.7

54,8

16,6

29,0

90

26,9

49,8

22,7

35,3

105

30,2

45,4

29,7

42,4

120

29.3

41,6

32,9

44,1

135

27,2

38,3

34,5

44,0

150

25,2

35,4

35,5

43,6

165

23.2

32,8

35,9

42,8

180

21,2

30,6

35,8

41,6

195

19,1

28,6

35,0

40,0

210

17,1

26,9

33,8

37,9

225

15,1

25,3

31,9

35,3

240

13,1

23,9

29,5

32,3

255

11,0

22,6

26,5

28,7

270

9,0

21,5

22,9

24,6

285

7,0

20,5

18,8

20,1

300

5,0

19,5

14,1

15,0

Чертеж резиномоторной модели самолета класса F1B-в начало