Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

ЧЕРТЕЖ РЕЗИНОМАТОРНОЙ МОДЕЛИ САМОЛЕТА КЛАССА F1B

(часть-1)

Предлагаю познакомиться чертежом резиномоторной модели самолета класса F1 В, которую построил член юношеской сборной команды г. Москвы Александр Ларин. С этой моделью он завоевал первые места на чемпионате г. Москвы среди старших школьников, среди юношей (с результатом 1195 очков) на этапе Кубка России (1999 г.) в Г. Владимире.

Конструкция модели максимально упрощена и технологична. Фюзеляж состоит из моторной и хвостовой балок. Моторная изготовлена из трех слоев ткани СВМ толщиной 0,1 мм на конусной дюралюминиевой оправке длиной 550 мм и с диаметрами 32 мм в начале и 28 мм в конце. Технология изготовления следующая: СВМ раскраивают одним куском и пропитывают эпоксидной смолой на лавсановой пленке с помощью шпателя.

В качестве связующего используют смолы КДА или ЭД-20 с отвердителем ПЭПА. Оправку обматывают по спирали фторопластовой пленкой (или покрывают горячей мастикой), затем накладывают на край ткани и прокатывают, наматывая на нее ткань. Таким образом, удается достичь ровной и плотной намотки. Сверху помещают цулагу (из титана), раскроенную с нахлестом 5—10 мм. Все вместе обматывают резиновым (медицинским) жгутом.

После полимеризации смолы балку снимают с оправки и обрезают по длине на нужный размер. Хвостовая балка многослойная комбинированная. Ее первый, внутренний слой — бальза плотностью 0,1 г/см3, толщиной 0,5 мм; второй слой — «арматура»: восемь продольных нитей (по три скрученные нитки, выдернутые из углеткани толщиной 0,15 мм) и две нити, намотанные навстречу друг другу под углом 45°; третий слой — вновь бальза; четвертый — стеклоткань толщиной 0,3 мм.

Технология изготовления такова: на конусную дюралюминиевую оправку длиной 750 мм и с диаметрами 25 мм в начале и 7 мм в конце накладывают слой бальзы, распаренной в горячей воде, и приматывают к оправке марлевым бинтом. После высыхания бальзы ее по линейке разрезают вдоль нахлеста.

Оправку обматывают фторопластом, на нее надевают полученную корочку из бальзы и перевязывают поперек в трех-четырех местах нитью СВМ для удержания формы. Далее перевивают бальзу угольными нитями, пропитанными «эпоксидкой». На куске астролона так же пропитывают стеклоткань, и на нее накладывают новый слой бальзы (третий). Полученный «бутерброд» обрезают по шаблону и кладут на оправку вместе с цулагой, выполненной из двух слоев астролона (толщиной 0,1 мм), склеенных по осевой линии клеем «Момент» или БФ-2.

Слои соединяют встык без нахлеста. Причем шов первого (внутреннего) слоя бальзы смещают относительно внешнего на 180°. Все вместе обматывают резиновым жгутом. После полимеризации смолы балку снимают с оправки и обрезают по длине на требуемый размер. Шов шкурят и покрывают лаком. Хотя вышеописанная конструкция хвостовой балки несколько старомодна и проигрывает в массе 2—3 г современным, выполненным по типу планерных углепластиковых, однако она не требует дополнительных переходников.

Такая балка изготавливается для модели раз и навсегда и в процессе эксплуатации легко ремонтируется в полевых условиях. Киль наборной конструкции — из бальзы плотностью 0,08 г/см3. На данной модели он обтянут пленкой типа «монокот» (эта пленка хорошо подходит для дизайна, так как бывает разных ярких цветов). Масса киля 2,5 г. Но лучше использовать металлизированную лавсановую пленку толщиной 6 мкм в целях снижения веса (на 0,5—0,7 г) и уменьшения разноса масс.

Стабилизатор (профиль CLARK-6%) представляет из себя наборную конструкцию с диагональными нервюрами толщиной 1 мм, углепластиковой задней кромкой (1,3x0,5 мм) и бальзовым лонжероном, армированным углепластиком с двух сторон. Последний изготовлен из двух слоев углепластиковой ленты толщиной 0,08 мм (первый слой на всю длину, а второй длиной 150 мм расположен симметрично по центру).

Порядок изготовления следующий. Бальзовую заготовку на 10—15 лонжеронов шлифуют до требуемого размера. На астролоне пропитывают «эпоксидкой» углеткань, кладут на нее бальзу, а сверху — еще слой углеткани, также пропитанной эпоксидной смолой. Полученный «бутерброд» сдавливают струбцинами или грузом между ровными металлическими пластинами или стеклами. Стабилизатор собирают на клее «Циакрин».

Спереди, между двух центральных носиков из текстолита толщиной 0,5 мм, вклеивают иголку-шарнир диаметром 1,2 мм и длиной 14 мм (мы используем иглу от медицинского шприца). Она служит опорой крепления стабилизатора и обеспечивает ему легкое отклонение. Готовый стабилизатор обтягивают металлизированной лавсановой пленкой толщиной 6 мкм на клее «Момент». Крыло (профиль В-6356) наборной конструкции с углепластиковым кессоном в носовой части.

Последний выполняют по классической технологии с формовкой в вакуумном мешке на профилированной дюралюминиевой оправке. Подробности изготовления не раз описывались в журнале и поэтому здесь приводятся вкратце. Хвостики нервюр формуют единым блоком (толщину подбирают с учетом распила, на обе консоли) отдельно на центропланы и «ушки» и распиливают на пилораме (толщина нервюр 1,1 — 1,3 мм).

Задние углепластиковые кромки имеют сечения: 2,2x0,7 мм в корне, 1,8x0,6 мм на конце центроплана и 1,3x0,5 мм на конце «уха». Внутри кессона наборная конструкция состоит из нервюр-носиков толщиной 1,1 мм, передней кромки сечением 3x3 мм из легкой бальзы и лонжерона. Внутренний набор кессона предварительно склеивают на стапеле.

Для изготовления стенки лонжерона берут две бальзовые пластины (с вертикальными волокнами) толщиной 2 мм, склеивают их между собой через два слоя углеткани, один из которых идет на всю длину, а другой на половину длины центроплана. Заготовку после отверждения смолы распиливают на пилораме. К полученным стенкам лонжеронов приклеивают полки сечениями 2,5x0,6 мм в корне, 1,5x0,6 мм на конце центроплана (для «ушных» лонжеронов 1,2x0,4 мм на конце «уха», а стенка — бальза без углеткани).

В лонжерон вклеивают отдельно отформованный контейнер под стыковочный штырь диаметром 3 мм. В месте его вклейки бальзу фрезеруют до углепластиковой стенки. Сборка крыла. Вначале к лобику (склеенной передней части консоли крыла, в которую входят кессон, лонжерон, носик и передняя кромка) на стапеле приклеивают «Циакрином» нервюры (с равномерным шагом 25—29 мм в зависимости от количества нервюр) и задние кромки.

После снятия крыла со стапеля все стыки промазывают смолой КДА. Место стыковки центроплана и «уха» ошкуривают под углом. Превышение «ушей» — в пределах 90—100 мм. Стыки армируют стеклотканью толщиной 0,05—0,07 мм в два слоя. Так же стеклотканью покрывают торцевые нервюры с лобиком на всю длину хорды.

К торцевой нервюре приклеивают пластинку текстолита толщиной 0,8 мм с отверстиями под передний и задний штыри и обрабатывают по профилю крыла. Готовый лонжерон от корня до середины обматывают нитью СВМ. Крыло обтягивают бумагой марки «полиэстер», покрывают двумя слоями эмалита и красят нитроэмалями.

(Автор: П.ХОРОШЕВ, тренер сборной юношеской команды г. Москвы по свободнолетающим моделям)

Свободнолетающая резиномоторная авиамодель

Свободнолетающая резиномоторная авиамодель:1 — бобышка; 2 — центроплан; 3 — пилон; 4 — моторная балка (ткань СВМ); 5 — хвостовая балка (комбинация бальзы, углеткани. стеклоткани); 6 — киль; 7 — стабилизатор; 8 — руль направления; 9 — стыковочный узел; 10 — тяги (леска диаметром 0,3); 11 —таймер; 12 — лопасть винта; 13 — штыри крепления консолей крыла (сталь, пруток диаметром 3, L120, и пруток диаметром 1, L40); 14 —«ухо»; 15 — стыковочный фланец моторной балки (Д16Т); 16— стыковочный фланец хвостовой балки (Д16Т); 17 — целлулоидные шайбы (5x1x1) на выводах тяг; 18— резьбовая втулка М5 (Д16Т); 19 — контровочный винт М5 (Д16Т); 20 — упор (стеклотекстолит s0,7); 21 —иголка-шарнир (сталь диаметром 1,2, L14); 22 —кольцо диаметром 40 (резина-«венгерка» диаметром 1): 23 — штырь (бамбук диаметром 1,7); 24 — лонжерон стабилизатора (бальза s 1,5 в корне и s 0,8 на конце, h4,5, армированная углепластиком); 25— нервюра стабилизатора (бальза s1, армированная углепластиком); 26— вставка между центральными силовыми нервюрами (бальза s3); 27 — площадка (текстолит s0,5); 28 — «солдатик» М2 (Д16Т); 29 — гайка М2 (капролон); 30 — целлулоидная шайба для вывода тяг; 31 —штифты (бамбук диаметром 1,5); 32— кронштейн стабилизатора; 33 — ограничитель углов поворота руля направления катушечного тина, обеспечивающий выполнение второй команды (через 45 секунд); 34— нить СВМ; 35 — ограничитель углов поворота руля направления, обеспечивающий выполнение первой и третьей команд (через 4 секунды); 36 — штырь (бамбук диаметром 1,5, L40);, 1т, 2т — тяги, передающие первую и вторую команды от таймера к рулю направления; Зт, 4т — тяги, передающие третью и четвертую команды от таймера к стабилизатору

Консоль крыла:1 —корневой носик (бальза плотностью 0,1 г/см3); 2 — контейнер под стыковочный штырь; 3 — передняя кромка (бальза плотностью 0,1 г/см3 и сечением 3x3); 4— лонжерон (перед приклейкой кессонов обмотан нитью СВМ — виток к витку в корне на длине 20 мм, далее с шагом 1—3 мм); 5 — носик (бальза плотностью 0,1 г/см3); 6 — углепластиковый кессон (толщина стенок 0,2 мм); 7 — силовой носик (бальза плотностью 0,1 г/см3); 8 — усиление на стыке кессонов центроплана и «уха» крыла (стеклоткань s0,08 в два слоя: ширина первого слоя— 20 мм, второго — 10 мм); 9 — законцовка консоли крыла (бальза плотностью 0,08 г/см3); 10 — уголок (бальза плотностью 0,08 г/см3); 11 — усиление на стыке задних кромок центроплана и «уха» крыла (стеклоткань s0,08, ширина слоя — 20 мм); 12 — усиленные нервюры на стыке центроплана и «уха» крыла (бальза плотностью 0,08 г/см3, ширина 4,5 мм, нервюра армирована сверху и снизу углепластиком s0,12 на клее БФ-2); 13 — хвостик нервюры (бальза плотностью 0,1 г/см3); 14—задняя кромка (сечения: 2,2x0,7 мм в корне, 1,8x0,6 мм на конце центроплана и 1,3x0,5 мм на конце «уха»); 15—силов ая нервюра (бальза плотностью 0,08 г/см3. sl5, усилена с обеих сторон стеклотканью s0,08 на эпоксидной смоле); 16 — торцевая нервюра (стеклотекстолит s0,8); 17—армировка нервюры (два слоя углеткани s0,08); 18 — стенка лонжерона (два слоя углеткани: первый — на всю длину, второй — на половину длины центроплана, направление волокон углеткани— вдоль лонжерона); 19 — полки лонжерона (сечения: 2,5x0,6 мм в корне и 1,5x0,6 мм на конце центроплана; для лонжеронов «уха» 1,2x0,4 мм на конце, стенка — бальза без углеткани); 20 — стеклопластиковый контейнер под стыковочный штырь 03 консолей крыла; 21 — заливка для усиления крепления контейнера (эпоксидная смола КДА); 22 — стенка лонжерона (бальза плотностью 0,1 г/см3)

Чертеж резиномоторной модели самолета класса F1B - продолжение