Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЯЕМАЯ ПИЛОАЖНАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА

(часть-1)

Только хвалебные заключения о летных характеристиках получила ото всех, кто смог с нею познакомиться, новая полупилотажная радиоуправляемая модель самолета (кордовые модели самолетов смотрите здесь). Отличное сочетание управляемости и устойчивости по всем осям, удивительно низкая. Скорость полета, малая чувствительность к резким порывам ветра и хорошие свойства на планировании после остановки двигателя и на посадке — вот перечень ее достоинств.

При этом радиоуправляемая модель самолета настолько уверенно держится в воздухе, что, несмотря на низкопланную схему, ее можно смело рекомендовать даже новичкам в радиопилотаже для приобретения как первоначальных, так и последующих навыков в управлении. Последнее делает эту крылатую машину весьма универсальной, особенно с учетом ее просто удивительной прочности. Удачная разработка «полупилотажки», базирующаяся исключительно на легкодоступных отечественных материалах и просто воспроизводимая в любых неспециализированных условиях, имеет занятную историю возникновения.

Дело в том, что основой для нее послужила более чем известная «историческая» модель, впервые возникшая в Америке в шестидесятых годах и получившая после выхода очень популярной посылки-набора название Square Shooter. Конечно же, в том первоначальном виде машина соответствовала представлениям, далеким от современных. Однако именно она через десяток лет вдохновила чешских спортсменов на создание более современной модификации, рассчитанной ни много ни мало на участие в соревнованиях радиоуправляемых класса М2.

Нашим моделистам этот класс мало знаком, поэтому отметим, что в соответствии с его требованиями полупилотажные модели не должны иметь элеронов. После реконструирования Square Shooter получил трехколесное шасси и, главное, новомодную профилировку крыла (применен профиль типа Е-474), во многом обусловившую наряду с грамотной конструкцией аппарата удачность разработки. Модифицированный Square Shooter впоследствии строился по опубликованным чертежам во множестве экземпляров; практически все они полностью оправдали возлагаемые на них надежды спортсменов.

Достаточно сказать, что на пяти соревнованиях, включавших класс М2, с моделями данного типа в 1971 году пять раз было занято первое место и один раз второе. Чешская модификация с технологической точки зрения настолько проста, что с ее постройкой моделист «средней руки» справляется за 15—20 вечеров (конечно, при наличии уже напиленных и отшлифованных листов бальзы). Уверены, что именно эта конструкция также привлечет наших спортсменов (особенно сейчас, когда бальза опять становится более доступной), поэтому хотя бы немного расскажем о ее особенностях.

Фюзеляж радиоуправляеой модели самолета имеет боковины из бальзы толшиной 3 мм, усиленные в зоне привязки крыла внутренними накладками из фанеры толщиной 2 мм. Сборка фюзеляжа ведется «вверх дном», на плоскости верхней образующей. Всего лишь три имеющихся шпангоута выпилены из аналогичной фанеры и вклеены в передней части фюзеляжа. Верхняя и нижняя обшивка фюзеляжа — также бальза толщиной 3 мм. Стрингеров и лонжеронов фюзеляж вообще не имеет.

При этом он все равно весьма прочен и жёсток при незначительной массе. Единственным условием является точная подгонка деталей и использование качественных клеев для сборки. Хвостовое оперение полностью вырезано из бальзовых пластин толщиной 4 мм. Передняя кромка стабилизатора усилена сосновой рейкой сечением 4x4 мм, а концы — бальзовыми пластинами, приклеиваемыми поперек слоев основной части. Ширина этих пластин около 15 мм при толщине 4 мм.

Как стабилизатор, так и киль монтируются в фюзеляже в заранее подготовленных прорезях. Крыло с обеспечивающим жесткость на крутку кессоном имеет лонжерон, выполненный из бальзовой пластины толщиной 5 мм, двухстороннюю обшивку лобика из бальзы толщиной 2 мм и сдвоенную (сборную) переднюю кромку из бальзовых пластин толщиной 3 и 7 мм. Последняя приклеивается лишь после окончания обшивки лобика бальзой, что технологически упрощает изготовление крыла.

Нервюры вырезаны из бальзы толщиной 2 мм; центральная имеет толщину 10 мм. Задняя кромка образована двумя пластинами бальзы толщиной 2 мм. Из аналогичного материала выполняются и полки нервюр шириной около 8 мм. К фюзеляжу крыло крепится по классическому сегодня варианту — буковым штырем, вклеенным в переднюю кромку и центральную нервюру и входящим в фанерный шпангоут, а также капроновым винтом М6 в зоне задней кромки. На представляемой вниманию модели устанавливался калильный микродвигатель рабочим объемом 3,14 см3 японского производства, причем явно не современного форсированного типа.

С ним модель уверенно выполняла весь комплекс фигур, требуемый в классе М2. Авторы рекомендуют также любой вариант мотора рабочим объемом 3,5 см3, а также допускают использование мощных двигателей 2,5 см3. В исходном варианте модель оборудуется пластиковым топливным баком объемом 100 см3, которого хватает на 11— 13 минут полета. Шасси трехколесное. Передняя стойка выгнута из качественной стальной проволоки диаметром 4 мм и жестко закреплена на моторном шпангоуте.

Основные стойки шасси из рояльной проволоки диаметром 3 мм крепятся по известной технологии в буковых крыльевых брусках. Чешский Square Shooter управлялся с помощью пропорциональной аппаратуры «Вариопроп». Задействовались рули высоты и поворота, а также система управления газом двигателя. При этом авторы уверенно допускают использование даже дискретной аппаратуры (при ограничении хода рулей). В исходном же виде при пропорциональном управлении рули высоты должны отклоняться вниз и вверх на 15 градусов, а направления — в обе стороны на 30 градусов.

Балансировка напрямую связана с перепрофилировкой крыла. При применении пропорциональной аппаратуры управления угол деградации (угол установки крыла относительно стабилизатора) задается равным нулю. Для новичков или обладателей «дискреток» рекомендуется угол деградации принять равным 0,5—1 градусов. Двигатель выкошен на 4—5 градусов вниз и на 2—3 градусов вправо. Отмечается, что отличные летные характеристики обеспечиваются при 'массе модели не свыше 1600 г. Верхней допустимой границей можно признать величину 2000 г, хотя подобное утяжеление нежелательно.

(Автор: В. ТИХОМИРОВ, мастер спорта)

Базовая радиоуправляемая модель самолета

Р и с. 1. Базовая радиоуправляемая модель самолета. Рассчитана на установку калильного микродвигателя рабочим объемом до 3,5 см3. Чертежи и описание модели подготовлены на основе публикации в чешском журнале «Моделарж».

Рис. 2. Профиль крыла базовой модели. В связи с высокими требованиями к точности выдерживания контура профиля полуламинарного типа шаблон приводится в натуральную величину. Основным положительным качеством профиля типа Е-474 является минимальная склонность к срыву на больших углах атаки, а также хорошие несущие свойства в широком диапазоне летных режимов.

Радиоуправляемая пилотажная модель самолета (часть-2)