Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

МОДЕЛЬ РАДИОУПРАВЛЯЕМОГО САМОЛЕТА

«МАРАБУ»

Этот радиоупавляемый самолет задуман в качестве «тренера» молодых пилотов для дальнейшего совершенствования техники пилотажа. Деревянная конструкция модели и использование двигателя небольшого объема делают ее доступной каждому радисту. Основной особенностью этой машины является удачное сочетание высокой живучести и широких пилотажных возможностей. Правда, нельзя сказать, что такой самолет будет очень легко построить, да и бальзы для него потребуется немало. Однако результат оправдает все затраты. Кстати — в различных авиамодельных клубах Москвы по предлагаемым вашему вниманию чертежам уже создано три таких модели. Все они отлично летают на протяжении долгого времени.

КОНСТРУКЦИЯ МОДЕЛИ РАДИОУПРАВЛЯЕМОГО САМОЛЕТА

Основными конструкционными материалами являются бальза, фанера, сосна и бук. Металлические детали изготавливаются из Д16Т и проволоки ОВС. Для постройки модели потребуется следующее количество бальзы: 9 пластин толщиной 1,5 мм (при крыле с полной жесткой обшивкой), 5 пластин 2,5 мм, 2 пластины 5 мм, 1 пластина 7 мм, и 1 пластина 9 мм (все размером 70x1200 мм).

Крыло радиоуправляемого самолета

Симметричный профиль крыла имеет относительную толщину 16% и придает самолету хорошую управляемость даже при довольно низкой скорости полета. Общий угол поперечного V крыла составляет 7° (3,5° на консоль), обеспечивая необходимый запас устойчивости по крену. В основном варианте крыло имеет полную жесткую обшивку из бальзового шпона толщиной 1,5 мм. Заметьте, что в качестве эксперимента была создана одна модель, имеющая бальзовую обшивку только на лобике крыла. В этом случае нервюры оклеивались бальзовыми полосами 6x1,5 мм. Основными продольными силовыми элементами крыла являются сосновые полки лонжеронов сечением 2x8 мм, между которыми на всем размахе консолей ставится бальзовая стенка толщиной 2,5 мм.

Следует отметить, что стенка изготавливается из цельной бальзовой пластины, в которой сверху прорезаются пазы шириной 1,5 мм на половину ее высоты — для нервюр. Ответные пазы сделаны в нервюрах, только здесь они расположены снизу и имеют ширину 2,5 мм. В месте стыка консолей стенка усилена двумя фанерными накладками, вырезанными с учетом угла V. Передняя кромка крыла состоит из двух бальзовых пластин. Первая, толщиной 2,5 мм, приклеивается к носикам нервюр и подгоняется по профилю перед приклейкой жесткой обшивки. Вторая, толщиной 5 мм, формирует носовую часть профиля и ставится на место лишь после того, как крыло будет покрыто бальзовым шпоном. Потом ее обрабатывают так, чтобы радиус передней кромки составлял 13 мм. Задняя кромка изготовлена из бальзовой пластины толщиной 7 мм.

После наложения бальзовой обшивки кромка можно усилить липовой полоской толщиной 1 мм. Нервюры вырезаны из бальзы толщиной 1,5 мм и расположены с шагом 61,5 мм. Центральная нервюра, сделанная из 2,5 мм бальзы и находящаяся в месте стыка консолей, позволяет надежно связать между собой силовую обшивку обеих консолей. Для этой же цели по всей длине стыка обшивки по оси крыла после его сборки следует положить пропитанную смолой полоску стеклоткани толщиной 0,1 мм. Законцовки крыла (бальза толщиной 2,5 мм) приклеиваются после оклейки плоскостей шпоном и закругляются по периметру наждачной бумагой. Элероны сделаны из бальзовой пластины толщиной 9 мм. В сечении они имеют клиновидную форму, с толщиной задней кромки 2,5 мм.

Для надежного крепления элеронов требуется по три точки подвески на каждый. Внешние их пары — стандартные петли (пластиковые или намотанные из ниток). Внутренние петли изготавливаются из жести, выполняя функции подшипника для торсионных рычагов привода элеронов. Рычаги сгибают из проволоки ОВС диаметром 2 мм. Для рулевой машинки элеронов по ее размерам следует вырезать отсек и изготовить крепежную площадку. Теперь о фиксации крыла на фюзеляже. Посадочные гнезда для крепежных винтов выточены из Д16Т, и после изготовления вклеены в специальные бальзовые бруски толщиной 9 мм, расположение которых понятно из чертежа. Отметьте сразу для себя, что особое внимание потом нужно будет уделить точности разметки и монтажа ответных деталей с резьбовыми гнездами, вклеиваемых в фюзеляж. Правильное их расположение обеспечит нужное положение крыла относительно фюзеляжа. А этот параметр сильно влияет на летные характеристики модели.

Фюзеляж радиоуправляемого самолета

Основными силовыми элементами фюзеляжа являются семь шпангоутов, четыре бальзовых стрингера и бальзовая обшивка, подкрепленная изнутри в носовой части миллиметровой фанерой. Моторама, состоящая из буковых брусков, завязана на первый и второй шпангоуты и располагается под углом -Г к строительной горизонтали. Два бальзовых бруска сечением 7x7 мм усиливают места стыка моторамы и шпангоутов. Первый шпангоут, как самый нагруженный, переклеен из четырех слоев миллиметровой фанеры.

Остальные шесть шпангоутов и площадка под рулевые машинки вырезаются из пластины, полученной переклеиванием двух слоев фанеры и пенопласта толщиной 4 мм. Для этих целей лучше всего подойдет желтый пенопласт ПХВ, который часто применяется для комплектации модельных посылок. Нижняя часть шпангоута № 2 жестко связана с платой шасси (последняя сделана из четырех слоев фанеры толщиной 1 мм), несущей три дюралевые резьбовые втулки для винтов крепления стойки. Элементы фиксации крыла — пластина 11 (4 слоя фанера 1 мм) спереди, и два буковых бруска 12 сзади. К пластине 11 также крепится крышка носового отсека 9.

Оперение радиоуправляемого самолета

Киль и стабилизатор изготавливаются из бальзовых пластин толщиной 5 мм. Для усиления конструкции, следует сделать законцовки шириной 10 мм из тех же бальзовых пластин, и окантовать задние кромки миллиметровой липой. Ошкуренная передняя кромка должна иметь радиус 2,5 мм. Задняя кромка, на длине 20 мм сошкуривается до толщины 2 мм.

Шасси радиоуправляемого самолета

Основная стойка шасси изготавливается из пластины Д16Т толщиной 2 мм. По чертежу вырезается развертка, сверлятся отверстия, а затем деталь изгибается по нужному профилю. Точеные оси колес фиксируются гайками М5. Основные колеса имеют диаметр 50 мм. Стойка хвостового колеса выгибается из проволоки ОВС диаметром 1,5 мм. Маленькое колесо 023 мм должно свободно вращаться между двух шайб, припаянных к оси. Перед вклейкой в фюзеляж, нужно обмотать нитками верхнюю, замкнутую часть стойки. Мотоустановка. Представленные чертежи разработаны под калильный двигатель МДС-3,5. Однако на первых порах для тренировок можно использовать и широко распространенный дизель КМД-2,5 (для хорошего пилотажа, на какой способна эта модель, этот мотор все же слабоват).

Объем топливного бака составляет 150 мл. Рекомендуется использование канала управления газом. Это расширит пилотажные возможности радиоуправляемого самолета. Отделка. Возможны несколько вариантов. Первый и самый приемлемый — оклейка всех поверхностей стеклотканью. Сначала желательно задуть из распылителя все наружные поверхности модели тонким слоем лака (это в последующем предотвратит бальзу от чрезмерного пропитывания связующим). Затем поверхность модели покрывается слоем стеклоткани толщиной 0,03 мм на том же двухкомпонентном паркетном лаке. После его полного высыхания необходимо прошкурить стеклоткань мелкой наждачной бумагой и, если потребуется, нанести еще один-два слоя лака.

Следует добиваться максимально возможного качества внешней поверхности модели, как с эстетической точки зрения, так и для улучшения аэродинамики. После того как поверхность будет окончательно подготовлена, производится окраска стойкой к топливу краской. Второй вариант отделки. Если есть проблемы с поиском стеклоткани, или хочется немного сэкономить в весе модели, то можно использовать крашеную микалентную бумагу, приклеиваемую на эмалите. Чтобы защитить эмалит от топлива, сверху придется нанести слой прозрачного, стойкого к топливу лака. Третий вариант подразумевает использование распространенных сейчас самоклеящиеся цветных пленок импортного производства.

( Автор разработки — В. Николаев, авиационный инженер; подготовка чертежей к печати — М. Шурыгин. источник журнал Моделизм спорт и хобби)