Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА

(часть-2)

Итак, узел бортовых панелей и шпангоутов собран. Теперь можно крепить «пенал» топливного бака, склеенный эпоксидной смолой из трех слоев ватмана на оправке соответствующего диаметра с удерживающей его кольцевой накладкой. Над местом расположения стойки шасси вклеивается общая плата под все рулевые машинки — здесь этот блок управления не будет оказывать влияния на центровку собранной модели.

Ну и, наконец, подгоняется и ставится на место передний гаргрот, предварительно отформованный из вымоченного листа фанеры толщиной 1 мм. На этом этапе фюзеляж можно отложить в сторону и заняться хвостовым оперением. Стабилизатор и киль выполнены по единой технологии — оба элемента оперения представляют собой пенопластовые пластины, окантованные сосновыми рейками, которые после профилировки обтягиваются крафт-бумагой мокрым способом на клее ПВА. Такой способ хорошо знаком моделистам.

Рули высоты и поворота вышкуриваются из бальзовых пластин и навешиваются (после отделки всех элементов оперения) на стандартных петлях. Половинки руля объединяются обычным торсионом, выполненным из проволоки марки ОВС диаметром 2,5 мм и размещенным в трубчатом латунном подшипнике. Последний сделан из двух частей, между которыми проволока торсиона изгибается вниз в виде кабанчика привода рулей.

Готовое оперение монтируется на фюзеляже, при этом шип передней кромки киля должен войти в соответствующее гнездо стабилизатора, а задняя кромка киля — в прорезь хвостовой бобышки. Теперь можно установить и отрегулировать тяги, соединяющие кабанчики рулей с рулевыми машинками. Применить ли при этом гибкие боуденовые тяги или поставить классические, представляющие собой рейки с проволочными законцовками, — решайте сами.

Теперь займемся изготовлением заднего гаргрота. Его сердцевина вырезается из упаковочного мелкошарикового пенопласта с помощью простейшего устройства. На одном из концов доски устанавливается короткая стойка, у основания которой фиксируется узел крепления режущей нихромовой проволоки, а на другом конце, на расстоянии, равном длине гаргрота, — шаблон его передней части.

Нихромовая проволока должна быть длиннее гаргрота примерно на 200 мм, причем на противоположном от стойки конце к ней крепится удобная рукоятка. Теперь достаточно разместить на доске пенопластовую заготовку, подать на проволоку напряжение и, натянув ее рукояткой, плавно обвести по контуру шаблона. В результате получится идеальная конусная заготовка. При необходимости она подгоняется к хвостовой части фюзеляжа и затем вклеивается на место (под киль и стабилизатор нужно сделать соответствующие прорези).

К переднему торцу гаргрота приклеивается полушпангоут, и вся деталь обтягивается тонким плотным ватманом на эпоксидном клее. Можно сделать и по-другому: вначале подогнать пенопластовую деталь, потом смонтировать полушпангоут и обшивку и лишь после этого поставить весь узел на место. Осталось немного — вклеить ложементные детали для установки стойки шасси и обшить фюзеляж снизу фанерой толщиной 1 мм. Лючок для доступа к элементам бортовой части аппаратуры радиоуправления делается в любом удобном месте.

Не исключено, что более подходящим может показаться вариант с двумя лючками — перед узлом стойки шасси (доступ к приемнику и блоку аккумуляторов) и за ним (доступ к рулевым машинкам и тягам). В принципе второй вариант предпочтительнее, так как при этом меньше ослабляется нижняя обшивка фюзеляжа: два небольших отверстия в несущей оболочке лучше, чем одно крупное. Остается установить силовые перемычки стойки крыла, штыри для резиновой ленты фиксации стойки шасси, хвостовой кабанчик и произвести контрольную установку двигателя.

После этого фюзеляж отделывается с помощью модельных термопленок или — по классической технологии — с применением микалентной бумаги и эмалита. Если предусмотрен последний вариант, следует иметь в виду, что для обтяжки киля и стабилизатора надо использовать достаточное количество клея ПВА, чтобы изолировать пенопласт от проникновения к нему нитрорастворителя.

Крыло — классической схемы и конструкции, собирается оно из двух симметричных половин на плоской доске-стапеле. Профилировка близка к более чем известному «Кларку», обеспечивающему хорошие летные характеристики в широком диапазоне скоростей и «мягкие» срывные характеристики. При этом относительная толщина профиля такова, что позволяет без сомнений в жесткости консолей применять и более чем удобные в работе модельные термопленки для обшивки всех несущих плоскостей. Особых пояснений как безэлеронный вариант крыла, так и элеронный, не требует.

Заметим лишь, что при наличии элеронов после сборки обеих консолей в единое крыло в его центральной зоне должен быть выполнен «карман» для размещения в нем дополнительной рулевой машинки. При комплектации модели она с помощью короткого провода и вспомогательного (предохранительного) разъема соединяется с приемником. После обтяжки крыло тщательно проверяется на отсутствие круток или их симметричность, если они задаются.

Большинство новичков просто не знают того, что для получения хороших срывных характеристик можно закрутить концы крыльев относительно центрального сечения на угол порядка минус 1°...1,5°. На остальные летные характеристики такая крутка не влияет, разве что может потребовать лишь небольшого триммирования рулей (в направлении «вверх»). Крыло крепится к стойке фюзеляжа резиновой лентой, перебрасываемой через передние и задние крюкообразные концы стойки.

Стойка шасси сгибается из предварительно выпиленной по требуемой форме пластины (закаленный дюралюминий) толщиной не менее 3 мм. При ширине у основания около 60 мм жесткость такой стойки позволит производить даже весьма грубые посадки без того, чтобы каждый раз приходилось бы править разогнутую пластину. Если же в распоряжении окажется лишь полутвердый материал, советуем увеличить толщину стойки до 3,5...4 мм.

Колеса — стандартные, диаметром 60 мм. Заключительная стадия изготовления модели — внешняя отделка. При желании можно закапотировать двигатель, при этом площадь выпускного окна на капоте для охлаждающего воздуха должна быть несколько больше, чем площадь воздухозаборника.

Схема окраски — любая при условии, что затруднений в определении положения модели в воздухе даже на больших удалениях не будет (желательна контрастно-цветовая окраска, разделяющая не только верх и низ самолета, но и правую и левую стороны хотя бы сверху).

Перед первым испытательным полетом, кроме обычного «комплекта» обязательных проверок (надежность работы аппаратуры, степень заряженности аккумуляторов и т.д.), необходимо проконтролировать все установочные углы оперения, крыла и двигателя (стабилизатор и крыло — в «нуле», причем угол атаки крыла отсчитывается от нижней плоской образующей его профиля в центральной части, ось коленвала двигателя должна быть скошена вниз на 5°...7° и вправо на 1,5°. Углы отклонений рулей выбираются в следующих пределах: элероны — по 15° в обе стороны, рули высоты так же, руль направления — по 30° в обе стороны.

Центровка модели обязана располагаться на указанном, на чертежах месте, а крыло, как уже говорилось, не должно иметь случайных и тем более несимметричных круток. Конечно же, при первых полетах весьма желательно присутствие опытного пилота, которому можно поручить облет и начальное триммирование модели.

(Автор: В.ЗАВИТАЕВ, мастер спорта)

Крыло (А — безэлеронный вариант, Б — задняя кромка с управляемыми элеронами): 1, 2, 3 — пластины угловые стыковки кромок и лонжерона, задающие поперечный угол крыла (фанера s3), 4 — обшивка центральной секции жесткая (фанера s1 с поперечным направлением волокон «рубашки»), 5 — нервюра корневая (фанера s3), 6 — кромка передняя (липа, рейка 7x7), 7 — лонжерон (сборка из двух полок — сосновых реек 10x4 и стенки из пенопласта марки ПХВ s3), 8 — стрингер (сосна, рейка 4x4), 9 — нервюра (фанера s1,5...2), 10 — вставка клиновая (липа), 11 —законцовка (переклей из трех слоев фанеры s1), 12 — кромка задняя при наличии элеронов (сосна, рейка 9x6), 13 — элерон (бальза, рейка клиновидного сечения 30x8), 14 — кромка задняя при отсутствии элеронов (сосна, рейка 15x5), 15 — шарнир подвески элерона (типовой), 16 — торсион привода элерона (проволока марки ОВС диаметром 2,5 в латунной трубке).

Горизонтальное оперение: 1 — косынка (липа, пластина s5), 2 — законцовка (липа, рейка 7x5), 3 — кромка задняя (сосна, рейка 5x5), 4 — руль высоты (бальза средней плотности, пластина s5), 5 — вставка силовая (липа, пластина s5), 6 — кромка передняя (сосна, рейка 5x5), 7 — торсион привода рулей высоты (проволока ОВС диаметром 2,5 в латунных трубках), 8 — обшивка (крафт-бумага на клее ПВА), 9 — наполнитель (мелкошариковый упаковочный пенопласт).

Профили крыла (А — сечение корневой части, Б — сечение промежуточное): 1 — кромка передняя, 2, 6, 8 — пластины угловые стыковки кромок и лонжеронов, 3 — обшивка жесткая, 4 — стрингер, 5 — носик корневой нервюры, 7 — хвостик корневой нервюры, 9 — кромка задняя, 10-—торсион привода элерона в трубке-подшипнике, 11 — накладка кромки корневая (липа), 12 — полка лонжерона, 13 — стенка лонжерона, 14 — нервюра промежуточная типовая, 15 — шарнир навески элерона, 16 — элерон.

Стойка шасси: 1 —кронштейн (дюралюминий, лист S3...4), 2 — гайка М4, 3 — шайба, 4 — втулка-гайка резьбовая, 5 — винт М4 специальный (СтЗ).

Радиоуправляемая учебно-тренировочная модель самолета (часть-1)