Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА

(часть-1)

Несмотря на популярность радиоуправляемых моделей самолетов-среднепланов, внимание конструкторов-авиамоделистов нередко обращается и к устаревшей ныне схеме высокоплана. И это понятно — ведь в «большой» авиации к таким машинам относятся многие эффектные кабинные самолеты, начиная с отечественного Як-12 и кончая десятками вариантов американской «Цессны».

Не обходят стороной эту схему и конструкторы «малой» авиации: на модельном рынке можно найти немало западных наборов-посылок с комплектами деталей радиоуправляемых высокопланов. Принято считать, что для учебно-тренировочной модели нужна в первую очередь повышенная устойчивость по крену, которую якобы обеспечивает применение схемы «высокоплан».

Правда, утверждения о повышенной устойчивости тренировочных моделей и ее обеспечении за счет использования упомянутой схемы весьма спорны, однако модели-высокопланы появляются вновь и вновь. Отдавая дань стилю «ретро» в моделизме, предлагаем вниманию читателей удачную, на наш взгляд, разработку радиоуправляемой модели, построенной по редкой в моделизме схеме «парасоль» (основной ее признак — расположение крыла на стойках над фюзеляжем).

Подобное решение несколько упрощает изготовление аппарата за счет отказа от многодетальной кабины и одновременно придает всему микросамолету модный ретро-стиль. * * * Основными задачами, которые решались при проектировании предлагаемой модели, были максимальная простота конструкции, прочность всех основных элементов, технологичность, а также создание аппарата небольшой массы.

Испытания построенной радиоуправляемой модели показали, что все эти проблемы удалось решить достаточно полно — и это несмотря на применение лишь отечественных материалов (бальза понадобилась только для рулей). Кроме того, полеты лишний раз подтвердили, что парасоль весьма хорош для учебно-тренировочных целей, особенно в тихую погоду.

При таких атмосферных условиях модель буквально покоряет пилота своей способностью к медленному устойчивому полету и хорошей реакцией на действия рулями. Небольшая масса аппарата, обуславливающая малую нагрузку на несущие поверхности, одновременно дает эффект высокой тяговооруженности даже при двигателе средней мощности.

Таким образом у пилота в любых ситуациях остается возможность воспользоваться резервами тяги мотоустановки, чтобы вывести модель из критических положений. Весь же основной полет, как правило, осуществляется на «полугазе», при котором «двухтактник» напоминает своим негромким рокотом работу четырехтактного мотора. Единственное, что «не любит» модель парасоль, так это резкого пилотажа в порывистый ветер — поведение машины становится просто непредсказуемым.

Однако подобная погода вообще мало подходит для учебно-тренировочных полетов, поэтому «капризы» нашей модели можно считать «простительными». Просто не нужно хотеть от нее того, на что способны лишь тяжелые и большие пилотажные аппараты. Фюзеляж модели представляет собой относительно несложную конструкцию, основанную на использовании жесткой несущей обшивки из авиационной фанеры толщиной 1 мм.

При аккуратной сборке без заметных щелей между деталями и с тщательно проклеенными швами получается легкое, очень прочное изделие. Главное требование — применять качественную пластифицированную эпоксидную смолу, чтобы в экстремальных ситуациях фюзеляж не оказался расколотым по всем швам.

Работа над фюзеляжем начинается с изготовления и обработки точно по размерам стоек крыла (заготовки склеиваются из четырех слоев 1-мм фанеры, в результате чего получается отличный высокопрочный материал, несравнимый по механическим характеристикам с обычной 4-мм фанерой), причем ширина вертикальных пластин стоек должна быть не менее 20...25 мм. Следующая операция — изготовление боковых панелей.

Прежде всего, размечаются выкройки боковых листов обшивки, после чего к ним приклеивают сосновые стрингеры сечением 4x4 мм (на этом этапе выкройки должны иметь небольшие запасы по всем контурам). В местах прохода стоек крыла стрингеры прорезаются, и сами стойки вклеиваются на место. Затем на всем протяжении носовой части верхние стрингеры, перерезанные стойками крыла, наращиваются по толщине наложением узкой ленты из фанеры толщиной 1,5...2 мм (ширина ленты должна быть такой же, как у стрингера, то есть равняться 4 мм).

Следующий этап — сборка носовой части фюзеляжа с помощью шпангоутов, располагающихся вплоть до уровня задней кромки крыла, и выпиленной из 10-мм фанеры фигурной пластины моторамы. Во время этой операции один из бортов можно прижать к плоской доске-стапелю, чтобы избежать круток и поводок всего фюзеляжа. Для контроля перед нанесением клея нужно свести концы фюзеляжа вместе — стрингеры должны точно совместиться друг с другом.

Если это не так, проконтролируйте точность изготовления передних шпангоутов и в случае необходимости, либо доработайте их, либо выполните заново, более точно. Получив готовый узел передней части фюзеляжа, можно заняться его «начинкой» вспомогательными узлами крепления топливного бака и элементов фиксации бортовой части радиоаппаратуры. Заметьте, что на горизонтальной мотораме сделать это будет достаточно просто.

Выкос же оси двигателя будет задан за счет клиновидных накладок. Кроме всего прочего, такой прием облегчит и регулировку угла выкоса, для чего будет достаточно лишь сменить эти клиновидные накладки, а не пилить или наращивать штатную мотораму. Одновременно монтируется и часть деталей, относящихся к ложементу крепления стойки шасси. Затем задние части бортовых панелей нужно стянуть вместе, вплоть до посадки стрингеров в пазы хвостовой бобышки фюзеляжа. Сделать это можно двумя способами.

Первый — просто обмотать панели резиновой лентой в зоне бобышки. В результате получится, что борта будут плавно изогнуты на переходе от носовой части к хвостовому обрезу фюзеляжа. Но это не только некрасиво, но и приведет к необходимости сложной подгонки пенопластового гаргрота и к некоторому утяжелению хвостовой части всей модели (из-за развитой площади нижней фанерной обшивки и увеличенных размеров задних шпангоутов).

Лучше поступить по-другому. В зоне расположения первого хвостового шпангоута (он стоит сразу за носовой частью) на борта накладываются два мощных бруска длиной около 180 мм и стягиваются сверху и снизу фюзеляжа прочным шнуром (применение резиновой ленты здесь недопустимо). Задав нужную форму фюзеляжа, подгоняют и затем вклеивают хвостовые шпангоуты и заднюю бобышку.

Полезно сразу же смонтировать полик в зоне фальшкабины, который будет дополнительно удерживать форму бортов в деформированной зоне. После отверждения смолы именно здесь фанерные борта и прилежащие участки стрингеров размачиваются (с обеих сторон фанеры часа на два прикладываются мокрые тряпки) и затем высушиваются. В результате проделанных действий вероятность разрыва клеевых швов при ударах будет значительно уменьшена.

В.ЗАВИТАЕВ, мастер спорта

Основные данные модели
Площадь крыла...................33,6 дм2
Площадь г.о...........................7,9 дм2
Полная масса.........................1900 г
Удельная нагрузка............56,5 г/дм2

Учебно-тренировочная радиоуправляемая модель самолета под двигатель рабочим объемом до 6,5 см3.

Учебно-тренировочная радиоуправляемая модель самолета под двигатель рабочим объемом до 6,5 см3.

Фюзеляж в сборе с шасси и килем

Фюзеляж в сборе с шасси и килем: 1 — шпангоут лобовой (фанера s4), 2 — накладка моторного отсека бортовая усилительная (фанера s2), 3 — накладка клиновидная, задающая выкос оси двигателя вниз (твердая древесина: бук или граб), 4 — шпангоут передний (фанера s3), 5 — «пенал» топливного бака (ватман в три слоя на эпоксидной смоле), 6 — полушпангоут дополнительный (фанера s3), 7—стойка крыла (переклей из четырех слоев фанеры s 1 на эпоксидной смоле), 8, 10, 12 — шпангоуты носовой части фюзеляжа (фанера s3), 9 — обшивка переднего гаргрота (предварительно отформованная деталь из фанеры s1; ставить на место лишь после подгонки верхних углов бортовых панелей), 11 — стрингер верхний (сосновая рейка 4x4), 13 — имитация полика кабинного отсека (фанера s1), 14—полушпангоут заднего гаргрота (бальза s3), 15 — наполнитель заднего гаргрота (мелкошариковый упаковочный пенопласт), 16 — обшивка гаргрота (ватман на эпоксидной смоле), 17, 18, 28 — шпангоуты хвостовой части (фанера s3), 19 — вставка шиповая (липа s5), 20 — кромка киля передняя (сосновая рейка 5x5), 21 — наполнитель киля (пенопласт мелкошариковый упаковочный или марки ПС-4-40), 22 — законцовка киля (липа s5), 23 — руль поворота (бальза средней плотности s5), 24 — бобышка задняя (липа), 25 — «костыль» (фанера s3), 26 — торсион привода рулей высоты (кабанчиковая часть), 27 — окно для вывода тяги управления рулем поворота, 29 — обшивка нижняя (фанерав1), 30 — обшивка бортовая (фанера s1), 31 —поперечина стойки крыла силовая (дюралюминий), 32 — винт М4 с крупными стальными шайбами, 33 — штырь для резиновой ленты крепления стойки шасси (спица алюминиевая вязальная 04), 34 — прокладка дистанционная (фанера s2), 35 — площадка ложементная (фанера s2 с поперечным направлением волокон «рубашки»), 36 — косынка (фанера s2), 37 — стрингер нижний (сосновая рейка 4x4), 38 — накладка кольцевая (фанера s3), 39 — моторама (единая фигурная деталь, выпиленная из фанеры sl0), 40 — стойка шасси (каленый дюралюминий s3), 41 — колесо (стандартное), 42 — накладки усилительные верхних стрингеров (отборная качественная фанера s1,5...2).

Радиоуправляемая учебно-тренировочная модель самолета (часть-2)