Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА «ОРЛАН»

Радиоуправляемая модель самолета. Далеко не каждый моделист может регулярно бывать на летном поле с бетонной взлетно-посадочной полосой или с низкой травой. Поэтому зачастую возникает потребность в самолете, способном стартовать с рук и садиться без шасси. Подобная техника также нужна любителям «дачных» полетов. Основное требование к такой модели — небольшая удельная нагрузка на крыло. А чтобы не усложнять запуск, желательно иметь сравнительно легкий самолет.

Это требование приводит к однозначному выбору типа двигателя, — его рабочий объем должен составлять не более 2,5-3,5 см3. Примером удачной разработки, удовлетворяющей перечисленным параметрам, может служить небольшой самолет «Орлан». К достоинствам его конструкции относится малое использование бальзы. Кроме того, «Орлан» изначально проектировался многовариантным (с двигателем 1,5 см3 и 2,5 см3, с крылом симметричного или плосковыпуклого профиля, с поперечным V крыла и без него).

Для управления элеронами и рулем высоты достаточно двухканальной аппаратуры. Однако если двигатель может быть оборудован радиокарбюратором, и в резерве есть третий канал управления, обязательно реализуйте возможность регулировки оборотов. По конструктивной схеме «Орлан» весьма прост. С его постройкой справится даже не слишком опытный моделист. Силовая схема радиоуправояемой модели достаточно традиционна. Поэтому мы приводим лишь техническое описание, практически не вдаваясь в тонкости технологии.

Фюзеляж. Лонжероны выполнены из реек сечением 5x5 мм, которые за задней кромкой крыла постепенно сужаются до размера 3x3 мм. Шпангоуты сделаны из березовой фанеры толщиной 3 мм. Передняя часть фюзеляжа со всех сторон обшита миллиметровой фанерой. Боковины задней части представляют из себя плоские наборные фермы. Сверху и снизу хвост фюзеляжа оклеен бальзовым шпоном толщиной 1,5 мм (при дефиците бальзы эти поверхности можно также оформить в виде ферм).

Оперение. Рамки, образующие контур киля, стабилизатора, а также руль высоты, изготавливаются из полосок бальзы толщиной 6 мм. Нервюры оперения имеют толщину 3 мм.

Крыло. Полки лонжерона крыла — сосновые, переменного сечения — от 6 х 6 мм в центроплане до 3 х 3 мм на конце. Передняя кромка бальзовая. Нервюры, обшивка лобика и задняя кромка сделаны также из бальзы. Законцовки выполнены из пенопласта. Как уже упоминалось, крыло может иметь поперечное V, равное 0' или 3', а также симметричный или плосковыпуклый профиль.

При выборе типа крыла рекомендуем исходить из собственного опыта пилотирования радиомоделей. Если вам нужен учебный аппарат, лучше использовать несущий плосковыпуклый профиль и угол V принять равным 3'. Если же вас интересуют пилотажные характеристики, то, конечно, имеет смысл сделать ровное крыло с симметричной профилировкой (кстати, тогда и мотор желательно иметь помощнее).

Двигатель. На модели возможно применение моторов рабочим объемом 1,5-2,5 см3 как с радиокарбюратором, так и без него. К числу первых можно отнести МДС, O.S., Thunder Tiger соответствующей кубатуры, а к числу вторых — КМД, МК-17 или мелкосерийные отечественные моторчики. При использовании двигателей рабочим объемом 1,5 см3 носовую часть фюзеляжа нужно удлинить примерно на 30 мм для обеспечения необходимой центровки.

Отделка. Передняя часть фюзеляжа покрывается одним слоем эмалита и затем окрашивается нитроэмалями. Все остальные поверхности радиоуправляемой модели, в том числе и руль высоты, обтягиваются серебристым или цветным лавсаном, что позволяет избежать необходимости в полной окраске модели. Естественно, самолет можно обтянуть и пленкой типа Monocote. Это позволит сэкономить время, но обойдется дороже. Еще такой выигрыш во времени потом может обернуться потребностью в постоянном восстановлении натяжения обшивки, — многие пленки, в отличие от лавсана, со временем образуют провисы и пузыри (этим не страдают только дорогие термопленки).

Система радиоуправления. «Орлан» хорош тем, что даже при простой двухканальной аппаратуре его летные данные значительно превосходят возможности обычных «учебок», также оснащенных лишь рулями высоты и поворота. Как уже говорилось, при наличии еще одного канала желательно задействовать его для управления дроссельной заслонкой двигателя. Перед монтажом планок крепления рулевых машинок полностью оснастите самолет, просто положив сервомеханизмы на дно фюзеляжа. Определите центровку и, при необходимости, скорректируйте ее за счет перемещения рулевых машинок.

Облет и пилотирование. Хотя модель и производит «безобидное» впечатление, в варианте с двигателем 2,5 см3 без радиокарбюратора она больше подходит для опытного моделиста. Высокие скорость и маневренность (удаются даже квадратные петли), невозможность сбросить газ, а также большая подверженность турбулентности из-за низкой удельной нагрузки на крыло требуют от пилота наличия определенных навыков.

Если вы хотите иметь аппарат для спокойных полетов, обязательно поставьте мотор с радиокарбюратором, либо ограничьте, рабочий объем величиной 1,5 см3. В последнем случае резко снизятся возможности вертикального маневра, но модель отлично подойдет в качестве учебной техники для тихой погоды. А усовершенствовать «Орлана» за счет замены двигателя более мощным можно будет позже. Сравнительно высокое аэродинамическое качество и небольшая взлетная скорость позволяют запускать модель с руки без всяких проблем.

При облете новой модели в первый раз это стоит сделать с неработающим двигателем. Самолет будет полого планировать, и предоставит вам возможность четко оттриммировать его рули. Для тех, кто не имел практики со свободнолетающими моделями, дадим небольшую инструкцию по запуску с рук. Держа модель за фанерную часть фюзеляжа в одной руке, и передатчик в другой (он не должен просто висеть на ремне), начните разбегаться по ровному участку против ветра. Когда вы почувствуете, что больше ускориться уже не можете, выровняйте модель и толкните ее горизонтально вперед.

Большинство начинающих инстинктивно делают следующие ошибки: останавливаются перед броском, толкают модель вверх или вперед под углом вверх. В результате возможно сваливание на крыло из-за недостаточной стартовой скорости. Однако все это важно помнить лишь вначале, при освоении «Орлана». Позже вы поймете, что при достаточной силе ветра и небольшом опыте можно запустить эту модель, не сходя с места. Для любителей полетов на спине (и вообще пилотажного стиля развлекательных полетов) настоятельно рекомендуем симметричный профиль, и нулевой угол V крыла.

А плосковыпуклый профиль и двигатель 1,5 см3 превращают аппарат в мотопланер, имеющий неплохие, хотя и ограниченные акробатические возможности (даже после того, как все топливо израсходовано, удастся выполнить немало маневров). Если вы устали от шума, то при наличии подходящего склона можно попробовать модель с неработающим мотором даже в качестве чистого планера для парения в динамических восходящих потоках.

(Автор: А. Перфильев. источник журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид радиоуправляемого самолета с ДВС Орлан

Фюзеляж радиоуправляемого самолета с ДВС

Фюзеляж радиоуправляемого самолета: 1 — верхняя обшивка (фанера 1мм), 2 — верхний лонжерон (сосна 5x5 мм), 3 — полушпангоут крепления крыла (фанера 6 мм), 4 — капроновый винт 06 мм, 5 — брусок крепления крыла (береза), 6 - верхний лонжерон (сосновая рейка переменного сечения 5x5-3x3 мм), 7 - верхняя обшивка (бальза 1,5 мм), 8 — брусок крепления передней кромки крыла (бальза 10 мм), 9 — набор киля (бальза 6 мм), 10 — шпангоут №1 (фанера 3 мм), 11 - брус моторамы (бук или граб), 12 - основание моторамы (фанера 3 мм), 13 - верхняя часть шпангоута № 2 (фанера 3 мм), 14 - нижняя часть шпангоута № 2 (фанера 3 мм), 15 — бак (жесть), 16 — нижний лонжерон (сосновая рейка переменного сечения 5x5 — 3x3 мм), 17 — нижняя обшивка (фанера 1 мм), 18 — брусок крепления рулевой машинки (бук 7x7 мм), 19 — накладка (липа 5 мм), 20 — боковая обшивка (фанера 1 мм), 21 - шпангоут № 4 (фанера 3 мм), 22 - обшивка нижней части (бальза 1,5 мм), 23 — набор фермы (сосна 3x3 мм), 24 — перемычка (сосна 3x3 мм), 25 — набор стабилизатора (бальза 6 мм), 26 — руль высоты (бальза 6 мм), 27 — петля навески руля высоты, 28 — шпангоут № 3 (фанера З мм), 29 - планка (фанера 4 мм), 30 - штырь крепления крыла (бук диаметром 7 мм), 31 — центральная нервюра (бальза 3 мм), 32 — стыковочные накладки лонжеронов крыла (фанера 2 мм), 33 — бруски крепления машинки (бук), 34 — усиливающая накладка (фанера 3 мм).

Крыло  радиоуправляемого самолета с ДВС

Крыло радиоуправляемого самолета: 1 — законцовка (пенопласт), 2 — передняя кромка (бальза), 3 - обшивка лобика (бальза 1,5 мм), 4 — нервюра (бальза 2 мм), 5 — штырь (бук 07 мм), 6 — обшивка центроплана (бальза 1,5 мм), 7 — накладка (фанера 3 мм), 8 — торсион привода элерона (проволока ОВС диаметром 2,5 мм), 9 — петля-шарнир, 10 — элерон (бальза), 11 — задняя часть центроплана (бальза), 12 — накладка задней кромки (бальза 1,5 мм), 13 — задняя кромка (бальза 5 мм), 14 — хвостовик (бальза), 15 — накладка нервюры (бальза 1,5 мм), 16 — полка лонжерона (сосновая рейка переменного сечения 6x6 — 3x3 мм), 17 — стенка лонжерона (бальза 2 мм).