Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА

Чертежи радиоуправляемой модели самолета. Современный авиамоделизм отличается от прежнего, чисто спортивного — с этим уже не поспоришь. Подавляющее большинство приверженцев моделизма сегодня строит и эксплуатирует технику, не имеющую отношения к соревнованиям. Так издавна повелось за рубежом, аналогичная ситуация теперь складывается и в России.

Еще недавно почти все самолеты и планера «развлекательного подкласса» имели параметры, близкие к спортивным машинам FAI. Но в последние несколько лет бурное развитие получили совсем уж необычные модели. Модели-гиганты, поначалу производившие впечатление переразмеренных экстремальных аппаратов, стали совершенно привычными и признаны даже кодексом FAI. Упрощенные радиосамолеты с уникальными пилотажными свойствами класса «фан-флай» получили дальнейшее развитие, — сейчас множество фирм предлагает широкий выбор полукопийных моделей с плоским фюзеляжем.

К «развлекательным» теперь можно отнести и большое количество копий, которые фирмы выпускают для целей, не имеющих никакого отношения к спортивным. С двигателей снято условное ограничение в 10 см3, и можно встретить серийные многоцилиндровые моторы общим объемом чуть ли не до 200 см3. А чего уж говорить про электролеты, мощность мотоустановок которых теперь измеряется не в единицах и десятках, а уже в тысячах Ватт, или про серийные турбореактивные двигатели с тягой в десятки килограммов!

Однако наряду со столь известным увлечением моделями-гигантами существует и противоположное направление. Это строительство миниатюрных крылатых машин. Оно не менее интересно, и привносит также много конструкторских проблем, правда, уже другого рода. Для маленьких моделей очень характерна проблема жесточайшей экономии веса. Для сохранения небольшой удельной нагрузки приходится идти на такие конструктивные ухищрения, какие и не снились «гигантоманам».

Даже немного перетяжеленная микромодель, ничуть не потеряв летных и пилотажных свойств, становится более быстроходной. Это совершенно недопустимо, — скорость ухода самолета из поля зрения превышает допустимые границы, и техника становится доступной лишь опытным пилотам. А ведь поуправлять «малышом» хочется практически каждому. Здесь уместно заметить, что и любители гигантских аппаратов также неустанно твердят о проблемах избыточного веса их моделей.

Но попробуйте хоть однажды построить маленький радиосамолет, и вы поймете, что уровень проблем совершенно различен. Теория однозначно говорит, что большие модели гораздо проще поддаются облегчению, причем в более широких пределах, чем даже традиционные. Сейчас нет смысла вдаваться в дискуссию. Поэтому достаточно лишь вспомнить, что пилотажники за очень короткое время научились создавать прекрасные самолеты с убирающимися стойками шасси и тяжеленными двигателями, укладываясь в рамки немногим более 4 кг.

Это при соотношении размаха и длины их машин 2x2 метра! А ведь совсем недавно они же, строя гораздо более изящные «селедки» сравнительно небольших размеров, сожалели о невозможности создать пилотажку легче 3,5 кг и постоянно твердили о желании облегчить самолет. Интересно, что любителей миниатюризации, оказывается, не меньше, чем гигантоманов! Другое дело, что их модели не так заметны и шумны.

До последнего времени моделистская пресса основное внимание уделяла лишь большим, и поэтому рекламно-зрелищным машинам, полностью позабыв про существование «ювелиров». А они от этого не страдали, спокойно развиваясь в своем кругу и руководствуясь принципом: «Большую табуретку сможет сделать каждый, а вот деревянные часы с пружиной из бамбука...». Но пришло время, и журналисты почти одновременно с моделистскими фирмами, наконец, заметили, что новое увлечение авиамоделистов не только существует, но и постоянно расширяется.

Сейчас, похоже, даже пришла мода на небольшие модели! Для миниатюристов солидные фирмы начали выпускать широчайший спектр специализированной аппаратуры с рулевыми машинками стандартной схемы, но весом от 4 до 9 г. Перечень готовых фирменных моделей насчитывает десятки их видов. Также появились особые силовые электроустановки. И судя по всему, это только начало. Насколько известно, и в России есть немало моделистов, которые всегда «симпатизировали» микросамолетам, и сейчас с большим интересом следят за бурным развитием новой моды.

Именно их вниманию предназначен сегодняшний материал. Для начала мы даем описание сравнительно простой машины, хотя в данном микроклассе создано множество неплохих пилотажек, «фан-флаев», гидросамолетов и полукопий. Периодически мы обязательно будем возвращаться к этой теме. Предлагаемый верхнеплан создан в стиле настоящих СЛА (сверхлегких летательных аппаратов).

Спроектировал и построил эту модель американец Fred Reese, а чертежи неоднократно публиковали иностранные издания. «Лютик» — так назвал конструктор свое детище — имеет весьма простую и технологичную схему и несложен в постройке. Однако, несмотря на конструктивные достоинства «Маленького толстяка» (такое прозвище самолет получил у нас), он не может быть рекомендован начинающим. Советуем браться за такую модель только тем, кто успел набрать хотя бы небольшой опыт в пилотировании радиоуправляемых самолетов. Дело в том, что при ограниченных габаритных размерах скорость полета модели не соответствует «масштабу» (кстати, это относится к любому другому представителю миниатюрной техники).

Крыло, имеющее одинарное «V», спроектировано неразъемным. На фюзеляже оно фиксируется с помощью букового штырька по передней кромке и двумя полиамидными винтами по задней. Каркас собирается в виде двух отдельных половин и короткого центроплана на плоских стапелях. Перед обтяжкой эти узлы склеиваются воедино (надежность соединения повышают лонжеронные пластины из твердой бальзы толщиной 3 мм).

Весь каркас крыла выполняется из бальзы. Лонжероны консолей представлены бальзовыми рейками сечением 3x12 мм. Передняя кромка выстругана из бальзовой рейки сечением 6x9 мм, а задняя — из рейки 5x12 мм. Нервюры имеют толщину 1,5 мм. Аналогичный материал использован и для наклонных концевых нервюр, образующих законцовки. Правда, для удобства постройки и облегчения процесса обтяжки можно законцовки выполнить из цельных кусочков легкой бальзы.

Центроплан зашит бальзовым шпоном толщиной 1,5 мм. Этот же материал полезно использовать для косынок, вклеиваемых во все крайние углы консолей. Буковый штырек заклеивается в отверстии фанерной переборки, поставленной по заднему торцу передней кромки.

Фюзеляж простой, но весьма эффектной формы, имеет безлонжеронную конструкцию. Все борта, а также нижняя и верхняя обшивки выполняются из бальзы средней плотности толщиной 1,5 мм. Исключение оставляет лишь передняя верхняя обшивка, — ее толщина равна 3 мм. Внутри фюзеляжа смонтировано всего три шпангоута. Первый, выпиленный из твердой фанеры толщиной 3 мм, служит в качестве моторамы, к которой за ушки штатного бака привертывается вся мотоустановка. Второй делается также из фанеры, но толщиной 1,5 мм.

Он служит местом привязки стойки шасси. Вверху шпангоута выполнено отверстие под штырек крыла. Третий, самый малонагруженный шпангоут, вырезан из бальзы толщиной 1,5 мм. .По его верхней части в собранном фюзеляже ставится горизонтальная пластина из фанеры 3 мм. В ней выполняются два резьбовых отверстия под крепеж задней кромки крыла. Перед обтяжкой нужно не забыть усилить стыки подмоторного и второго шпангоута с бортами с помощью пластин и косынок из бальзы толщиной 3 мм (если вам это покажется более удобным, усиления можно приклеить к бортам еще перед началом сборки фюзеляжа).

Оперение полностью выкроено из первосортной бальзы толщиной 1,5 мм. В соответствии с рекомендациями автора рули поначалу выкраиваются зацело с килем и стабилизатором, а отрезаются лишь после обтяжки этих деталей. Подвеска рулей выполнена в виде нитяных петель. Кабанчики самодельные, из фанеры толщиной 1,5 мм.

Шасси. Единая стойка согнута из проволоки диаметром 1,5 мм (при использовании ОВС рекомендуем увеличить сечение до 2 мм). Ко второму шпангоуту стойка пришита нитками, и соединение пролито клеем. Полупневматические колеса диаметром 25 мм размещены в легких бальзовых обтекателях. Хвостовая опора представлена фанерной треугольной деталью толщиной 1,5 мм.

Обтяжка по всем поверхностям — термопленка Super MonoCote желтого цвета. Черные накладки, имитирующие развитый фонарь кабины СЛА, вырезаны из черной пленки той же фирмы.

Двигатель. Данная модель оборудовалась калильным мотором Сох Tee Dee. 020 рабочим объемом 0,33 см3 с воздушным винтом Сох 4,5 х 2 (114 х 51 мм). Топливо с нитрометаном, марки Сох Racing.

Управление. Фюзеляж нес двухканальный «борт», представленный небольшим приемником, двумя микромашинками АСЕ, и блоком питания емкостью 100 Ач (батарея размещалась за подмоторным шпангоутом). Отметим, что благодаря «микроскопическим» рулям машинки работают практически без нагрузки, и поэтому даже столь малого блока питания хватает на 30 минут. Сервомеханизмы прикрепляются к бортам на двухсторонней липкой ленте. Привод рулей организован с помощью тонких и легких «боуденов».

По заверениям автора, при взлетной массе модели 300 г управление ею весьма несложное. Скорость полета ни велика, ни низка, — в самый раз. При первом знакомстве с летными свойствами рекомендуется уменьшить хода рулей. В любом случае нельзя «отпускать» модель далеко от себя. В заключение несколько советов нашим моделистам. Несмотря на то, что рекомендуемый автором двигатель сейчас можно заказать и приобрести через наши магазины, все же рекомендуем перейти на немного увеличенную кубатуру.

Так как упомянутый мотор действительно миниатюрен, мощность у него ограничена. Перейдя на двигатели рабочим объемом порядка 0,5 см3, вы сможете не столь тщательно подходить к вопросу регулировки режима и подбору соответствующего топлива. Кажется идеальным вариант с мотором Сох объемом 0,8 см3 с радиокарбюратором. Даже если не управлять им, все равно его наличие позволит задросселировать двигатель на земле до требуемых оборотов (естественно, заслонка затем фиксируется).

Зато выбор крупного «движка» резко расширит возможности дальнейшего проектирования еще более интересных микромоделей, начиная «фан-флаями» и кончая чистокровными микропилотажками. Если вам все же кажется, что мощность рекомендуемого нами мотора и его вес избыточны, увеличьте основные размеры модели на 15% (размах тогда составит 790 мм). Это даст прирост несущей площади на 32%.

Масса модели в таком случае без всяких опасений может быть увеличена до 400 г, при условии сохранения исходной удельной нагрузки на крыло. Заметьте, что вес самой модели (а он по прикидкам составляет на прототипе не более 140-150 г, так как остальное отводится на мотоустановку и аппаратуру) возрастет совсем ненамного, — толщины всех деталей остаются без изменений. Появившийся резерв в 100 г дополнительно упростит работу над пока малознакомой для вас техникой. Кстати, теперь, возможно, вам более понятны проблемы «миниатюристов».

Попробуйте-ка мысленно не увеличить, а уменьшить самолет на 15%. Согласитесь, это совсем небольшое изменение. Но теперь вам придется для сохранения нагрузки на крыло сделать саму модель в два раза более легкой! Ведь для требуемого снятия с нее 84 г (она в сборе должна была бы весить 216 г) вы не сможете облегчить ни аппаратуру, ни двигатель. Если вам понравилась предлагаемая машина, и вы решились на ее постройку, имеет смысл подумать вот еще о чем. Посмотрите еще раз на фюзеляж.

Его высота столь велика, что позволила бы без труда на его базе создать не верхнеплан, а биплан! Может быть, заранее предусмотреть возможность такой модификации? Если так, то лучше сразу организовать под нижнее крыло выборку в фюзеляже, закрываемую фигурной крышкой. Кроме всего прочего это даст возможность испытать модель и в виде пилотажного низкоплана (естественно, тогда придется задействовать третий канал управления для привода элеронов). При любой подобной трансформации вы еще раз оцените переход к двигателю увеличенного рабочего объема, рекомендованный нами выше.

(Автор: В. Шумеев. источник журнал Моделизм спорт и хобби)

Чертежи радиоуправляемой модели самолета.

Фюзеляж радиоуправляемой модели самолета.

Крыло радиоуправляемой модели самолета.

Стабилизатор радиоуправляемой модели самолета.