Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ БИПЛАНА

Желание построить модель биплана под имеющийся двигатель МДС-6,5 КУ поначалу привело к поиску аналогов. Просмотр журналов и каталогов помог решить, каким хотелось бы видеть общий вид будущей модели. Своеобразным дизайн-прототипом стал биплан DUO 40 фирмы Graupner. Очертания этого самолетика показались простыми и симпатичными. Теперь оставалось лишь продумать ее конструкцию.

Основными материалами для создания самолета стали пенопласт, бальза и березовая фанера. Силовая схема — типовая для современных радиоуправляемых моделей свободного, нечемпионатного класса. Фюзеляж. Передний подмоторный шпангоут I выпилен из переклея фанеры толщиной 6 мм и 1,2 мм. Шпангоут II — из фанеры 3 + 1,2 мм. Остальные шпангоуты изготовлены из фанеры 3 мм.

Борта, днище и верхняя часть фюзеляжа за кабиной сделаны из бальзовых пластин 3 мм. Полукруглый предкабинный гаргрот набран на готовом каркасе фюзеляжа из отдельных бальзовых реек толщиной 3 мм (при желании средний участок гаргрота, имеющий относительно небольшую кривизну, можно сделать из одной согнутой пластины бальзы, а узкие рейки использовать только по краям).

В нижней части фюзеляжа изнутри поставлены накладки из бальзы 3 мм, идущие за заднюю кромку нижнего крыла. Вверху, также изнутри, фюзеляж усилен полоской фанеры 3 мм. В углах хвостовой части проходят бальзовые рейки 5x5 мм. В месте крепления стоек шасси нижняя бальзовая обшивка заменена фанерой 4 мм, а изнутри вклеены бруски из твердой древесины сечением 20 х 20 мм. В них сверлятся отверстия под саморезы крепления стойки шасси. Для резиновых колец крепления нижнего крыла в фюзеляж вклеены деревянные штыри диаметром 7-8 мм.

В хвостовой части, в месте вклейки стабилизатора изнутри для усиления дополнительно подклеены рейки из бальзы 5x5 длиной 90 мм. Перед монтажом нижней бальзовой обшивки носовой части фюзеляжа в передний отсек вложен завернутый в листовой поролон топливный бак емкостью 250 см3. Снизу под него полезно положить пенопластовый блок, который потом не позволит баку изменять положение по высоте (позже отсек бака окажется недоступен). Козырек кабины вырезан из пластиковой бутылки из-под пива или лимонада.

Непривычная конструкция стоек верхнего крыла обеспечивает максимальное удобство ремонта. Все стоечные и ложементные детали выпилены из переклея двух слоев фанеры толщиной 1,2 мм. Соединяющие поперечные стержни диаметром 7-8 мм выполнены из твердой древесины. Для их крепления подошли саморезы от сломанных видеокассет. Для предотвращения растрескивания торцов стержней их концы усилены нитками, намотанными виток к витку и пропитанными клеем. К фюзеляжу стойки крепятся винтами-саморезами.

Хвостовое оперение. Все его элементы вырезаны из бальзовых пластин толщиной 5 мм. Толщина рулей уменьшена к задним кромкам до 2 мм. Навеска рулей — на капроновых (точнее, полиамидных) петлях «Термик». Остальные элементы — кабанчики, наконечники тяг — также производства «Термик». Шасси. Стойка рессорного типа согнута из дюралюминия. Нужно отметить, что в начальном варианте толщина пластины равнялась 3 мм. Но уже во время первых полетов выяснилось, что при полетной массе модели биплана около 3 кг она часто разгибается при посадках.

В результате стойка была заменена на утолщенную до 4 мм. Замене подверглись и колеса. Установленные вначале «дутики» диаметром 60 мм плохо шли по грунту в случае незапланированной выкатки с полосы. Поэтому после пробных испытаний на модель были поставлены колеса «Термик» диаметром 82 мм, что привело к улучшению работы шасси по всем параметрам. Теперь стойки работают мягче за счет увеличенной «энергоемкости» колес, а также появилась возможность взлетать и садиться на грунтовые площадки.

Заднее колесо диаметром 30 мм поставлено на неуправляемой стойке из проволоки ОВС диаметром 2 мм. Рекомендуется сохранить примерные пропорции задней стойки, показанные на чертежах. Это обеспечит на посадке достаточную амортизацию хвостовой части модели биплана. Крылья. Консоли вырезаны термолобзиком из полистирольного пенопласта упаковочного типа (можно использовать строительный) и обшиты бальзовым шпоном толщиной 1,5 мм.

После сборки частей в единые крылья, они усилены лонжероном-стенкой, сделанной из сосновой пластины толщиной 3 мм. Как видно на чертеже, лонжерон занимает треть размаха крыла и для его монтажа была применена следующая технология. На циркулярном деревообрабатывающем станке дисковой фрезой толщиной 3 мм пропилен сквозной паз на нужной длине по размаху. В паз заклеена пластина-лонжерон. На нижнем крыле ввиду наличия V-образности, заготовка пластины-лонжерона по высоте вырезается с запасом, излишек состругивается после вклейки на место в крыле.

Типовой привод элеронов представлен торсионными осями из стальной проволоки диаметром 2 мм, которые проведены через полиэтиленовые втулки (куски пустого стержня от шариковой ручки). Эти трубки обмотаны хлопчато-бумажными нитками и приклеены к задней кромке центроплана нижнего крыла. Верхнее крыло механизации не имеет. Для предотвращения подмятия бальзы от действия резиновых колец, на кромку подклеены отрезки сосновых реек. Передние и задние кромки крыльев сделаны из бальзовых реек. Законцовки вышкурены из бальзовых брусков.

Обшивка классическая (для моделей с полностью жесткой обшивкой) — из микалентной бумаги, наклеенной на паркетном двухкомпонентном лаке. В настоящее время доступность современных пластиковых пленок дает возможность широкого выбора их использования вместо микалентной бумаги. Экономия в трудоемкости оклейки и дальнейшей покраске очевидна. На консолях крыльев применены регулируемые стойки из стальной спицы диаметром 2 мм. На концах стоек нарезана резьба для навинчивающихся наконечников (как у тяг).

Простая конструкция, но эффективная. При аварийных посадках узлы легко расстыковываются без повреждений, а в полете держат более чем надежно. Управление. Тяги к рулям высоты и поворота изготовлены из круглых сосновых реек диаметром 6-7 мм. Законцовки тяг образованы отрезками стальной спицы диаметром 2 мм и длиной по 70 мм с резьбовыми концами для навинчивающихся полиамидных наконечников-вилочек. Вся аппаратура управления монтируется в отсеке над нижним крылом. Задействовано четыре пропорциональных канала (руль высоты, руль направления, элероны и карбюратор двигателя).

Сначала рулевая машинка, управляющая элеронами была установлена в фюзеляже, но позже она была перенесена непосредственно на крыло и закреплена на нем монтажной лентой. Приемник завернут в поролон и монтажной лентой приклеен к шпангоуту II. Блок аккумуляторов аналогичным образом крепится к «полику» кабины пилота. Блок-плата рулевых машинок расположена в центральной части отсека.

На модели применена японская аппаратура «JR». Винтомоторная группа. На модели биплана установлен отечественный калильный микродвигатель МДС-6,5 КУ со штатным глушителем. Полиамидный воздушный винт фирмы «Термик» 298 х 130 мм опилен до 270 х 130 мм. Возможно применение любого из отечественных и импортных двигателей рабочим объемом от 5 до 8 см3. При замене необходимо учитывать массу мотоустановки для сохранения правильной центровки модели. Для модели с двигателем «Радуга-7» или OS MAX 40 LA (и подобными им по массе), можно рекомендовать увеличить длину носовой части фюзеляжа на 30-35 мм или облегчить хвостовое оперение.

Выкос оси двигателя вниз около 4°, вправо до 2°. Крепится двигатель на пластиковой или алюминиевой мотораме. Сама же моторама закреплена на переднем шпангоуте винтами или саморезами. Углы выкоса регулируются клиновидными пластинками из полистирола. Балансировка. Положение центра тяжести указано на чертеже. Более заднее положение центровки делает модель биплана очень чуткой к работе рулем высоты. Установочные углы крыльев равны нулю. Отклонения рулей высоты ±20°, поворота — ±30°, элеронов — ±20°.

На первых полетах углы отклонения элеронов рекомендуется выставить в пределах ±15°, а после освоения особенностей полета модели произвести корректирующую регулировку. В полете биплан ведет себя вполне предсказуемо и устойчиво, управление им достаточно отзывчиво. На взлете и посадке модель ничем не отличается от классической. Благодаря значительной площади крыла модель биплана устойчива даже на полугазе как в горизонтальном полете, так и на вираже. Плосковыпуклый профиль затрудняет выполнение сложных и обратных фигур пилотажа. Поэтому полет на спине, бочку и обратную полупетлю хорошо смогут выполнить только опытные пилоты.

Но это не является недостатком биплана, так как для монопланов с подобной профилировкой крыла характерны точно те же недостатки. Для получения улучшенных пилотажных характеристик можно посоветовать заменить профиль крыльев на симметричный с относительной толщиной до 15%.

(Автор: А. Гращенко, В. Кибец. источник журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид модели биплана

Фюзеляж модели биплана

Фюзеляж модели биплана. 1 - капот (стеклопласт) , 2 - накладка (бальза 3 мм) , 3 - носовой гаргрот (бальза 3 мм), 4 - полушпангоут (бальза 3 мм), 5 - силовая пластина (фанера 3 мм) , 6 - накладка (бальза 3 мм) , 7 - полушпангоут (бальза 3 мм) , 8 - полик кабины (бальза 3 мм) , 9 - шпангоут гаргрота (бальза 3 мм), 10 -обшивка гаргрота (бальза 3 мм), 11 - накладка (бальза 3 мм) , 12 - борт (бальза 3 мм) , 13 - верхняя панель обшивки (бальза 3 мм) , 14 - стрингер (бальза 5x5 мм) , 15 -форкиль (бальза 3 мм) , 16 - киль (бальза 5 мм) , 17 - руль поворота (бальза 5 мм) , 18 - руль высоты (бальза 5 мм) , 19 - стабилизатор (бальза 5 мм), 20 - площадка задней стойки шасси (фанера 3 мм) , 21 - нижняя хвостовая панель обшивки (бальза 3 мм), 22 - стрингер (бальза 5x5 мм) , 23 -усилительная накладка (бальза 3 мм) , 24 - брусок крепления стойки шасси (бук, береза или твердая сосна 15 х 20 мм), 25 - опорная пластина (фанера 3 мм) , 26 - накладка (бальза 3 мм) , 27 стрингер (бальза 10 х 10 мм) , 28 - передняя нижняя панель обшивки (бальза 3 мм), 29 - верхняя панель гаргрота (бальза 5 х 16 мм) , 30 - усиление борта (бальза 5x5 мм) . Материал шпангоута I -переклейка из фанеры толщиной 6 и 1,2 мм, шпангоута II - 3 и 1,2 мм, остальных - фанера толщиной 3 мм в один слой.

Шпангоуты фюзеляжа. Номера шпангоутов и деталей соответствуют рисунку фюзеляжа. Все грани скруглить R8 мм, как показано на рисунке.

Крыло модели биплана

Крыло модели биплана: 1 - кромка (бальза 12 х 5 мм), 2 - лонжерон (сосна 25 х 3 мм), 3 - обшивка (бальза 1,5 мм) , 4 - законцовка (бальза), 5 - ушко (фанера 2 мм), 6 - элерон (бальза 35 х 4 мм), 7 - ось элерона (проволока ОВС 2 мм), 8 - накладка (сосна 4x4 мм), 9 - кромка (бальза 6x5 мм).

Центральная стоика крыла: 1 - передняя вилка, 2 - задняя вилка, 3 ложемент (детали 1, 2 и 3 вырезаны из переклея двух слоев фанеры 1,2 мм) , 4 -распорка (бук, диаметр 1-8 мм, длина 100 мм) . Справа изображена стойка совместно с крылом на фюзеляже. Крепление крыла - резиновой лентой. Нижнее крыло не показано.