Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА «НОСТРОМО-35»

Потребность в учебной радиоуправляемой модели возникает у многих. Но часто случается так, что, выполнив функцию первоначального обучения, самолет начинает раздражать хозяина низкими летными данными и неказистым внешним видом. Предлагаемая вашему вниманию модель вполне пригодна для первоначального обучения, но в то же время обладает высокой маневренностью и скороподъемностью.

Обводы фюзеляжа выполнены в стиле 30-х годов, что сразу как бы выводит самолет из однообразного ряда современных "крылатых тренеров", придает ему некоторый шарм и экзотичность. "Ностромо-35" - так назван этот летательный аппарат - в разобранном виде легко умещается в багажнике малолитражного автомобиля, прост в постройке и эксплуатации. Шасси с колесами большого диаметра позволяет без проблем использовать модель на грунтовом покрытии.

Модель эксплуатируется с двумя типами двигателей: МДС-25 рабочим объемом 4 см3 и Super Tiger G-34 рабочим объемом 5,5 см3. Вариант с МДС рекомендуется для первоначального обучения: самолет получается легче, имеет очень небольшие взлетную и посадочную скорости и мягко реагирует на работу рулями. С двигателем Super Tiger обеспечивается более высокая тяговооруженность при сохранении хороших взлетно-посадочных характеристик. Замена двигателей с одного на другой не требует никаких переделок.

КРЫЛО имеет профиль с плоской нижней поверхностью, что позволяет собирать его консоли на обычной чертежной доске или мебельном щите. Лонжероны сечением 6x6мм изготавливаются из сосны или липы (последнее менее предпочтительно). Для варианта с двигателем Super Tiger лонжероны в корневой части выполняются усиленными. Передняя кромка - липа сечением 5x5 мм. Нервюры сделаны из бальзы толщиной 2 мм, корневые нервюры - толщиной 4 мм.

Собирать каркас крыла можно на клее ПВА или быстротвердеющем циакрине (последний особенно удобен для приклеивания передней кромки, так как при применении ПВА ее приходится приматывать резиной). Лонжерон крыла в усиленном варианте до середины консоли имеет стенки как спереди, так и сзади, что создает кессон, работающий на кручение. Задняя кромка имеет технологический элемент.

В случае использования ПВА эта бальзовая рейка вставляется в прорезь в нервюрах. После высыхания клея к ней резиной приматывается собственно задняя кромка. При применении циакрина потребность в этом вспомогательном элементе отпадает, так как хвостовики нервюр можно последовательно клеить, фиксируя руками, один за другим. После сборки каркасов консолей они сращиваются между собой с соблюдением поперечного угла V, равного 1,5.

Между полками лонжеронов вклеивается фанерная вставка общей толщиной 6 или 12 мм (в зависимости от того, усилен ли лонжерон или нет), по бокам на них устанавливаются фанерные накладки толщиной 2 мм на эпоксидной смоле. На переднюю и заднюю кромки приклеиваются косынки толщиной 1-1,5 мм. Затем монтируется нижняя общивка лобика. Здесь подойдет ПВА, медленно твердеющий циакрин или эпоксидная смола.

Последовательность операций: вначале обшивка приклеивается к передней кромке с фиксацией булавками, а после высыхания клея - к нервюрам и лонжерону. Для того, чтобы плотно прижать обшивку к каркасу, положите крыло нижней поверхностью на стол и придавите консоль подходящими грузами. Под хвостовики нервюр подложите полоску бальзы толщиной 1,5 мм. Необработанная задняя кромка должна свешиваться со стола.

Следующий этап - приклейка накладок на нервюры. Обшив снизу вторую консоль аналогичным образом, переходите к верхней поверхности крыла. При этом консоль, находящуюся в работе, нужно прикрепить булавками к любой плоской поверхности. Кривизна верхней части лобика достаточно большая. Чтобы здесь бальзовая заготовка обшивки не трескалась, ее внешнюю поверхность можно смочить водой. При этом шпон самостоятельно немного изогнется и станет податливее.

ФЮЗЕЛЯЖ. Сборка проводится на ровной поверхности. Вычертив обводы "вид сверху", сделайте по ним выкройку верхней панели из бальзы толщиной 1,5 мм (она может состоять из нескольких частей). Уложите выкройку на чертеж и приклейте к ней верхние лонжероны (сосновые или липовые рейки сечением 5x5 мм). На полученном основании надстраивайте нижнюю часть фюзеляжа.

Сначала вклейте шпангоуты, контролируя их перпендикулярность "стапелю". Затем обшейте носовую часть фюзеляжа с боков фанерой толщиной 1 мм, а заднюю - бальзой толщиной 1,5 мм. На месте стыка этих материалов изнутри приклейте накладку из бальзовой полосы шириной 20 мм. Направление волокон полосы должно быть ориентировано вдоль оси фюзеляжа. Снаружи уступ в 0,5 мм зашкурьте до плавного перехода.

Сделайте усиления боковин фюзеляжа в месте крепления крыла. Предлагаемый вариант - переклейка трех слоев бальзы толщиной 2 мм, которая легко примет форму изогнутой фанерной обшивки боковых поверхностей фюзеляжа. Наборный гаргрот фюзеляжа изготавливается из липовых реек сечением 4x4 или 3x3 мм. Шпангоуты гаргрота - из бальзы толщиной 5 мм. В районе кабины гаргрот обшит миллиметровой фанерой.

Кромка кабины оклеена виниловым профилем черного цвета. Ветровой козырек выгнут из прозрачной пластмассы. Тяги управления изготавливаются из липовых или сосновых реек сечением 6x6 мм.

ШАССИ изготовлено из проволоки и смонтировано на специальной плате, которая крепится резиновыми кольцами совместно с крылом. Такая конструкция выдерживает грубые посадки и одновременно имеет достаточную жесткость (модель не подпрыгивает на пробеге).

Плата представляет собою переклейку шести слоев фанеры толщиной 1 мм (либо 1+4 + 1 мм). Верхний и нижний слои - сплошные, внутренние имеют облегчения. Проволочные стойки шасси (проволока ОВС 03-4 мм) спаяны между собой с применением обмотки. Если у вас слабый паяльник, рекомендуем следующее: зачистите шкуркой и смажьте паяльной кислотой места спайки стоек и облудите их. Спаяйте стойки по месту.

Обмотайте места спайки мягкой проволокой (подойдут скрепки для бумаги), которую тоже желательно сначала облудить. После этого пропаяйте соединение в целом. Стойки шасси крепятся к плате с помощью кронштейнов, которые вытачиваются из дюралюминия толщиной 6 мм. Кронштейн крепления хвостового колеса согнут из листа Д16Т толщиной 1 мм.

На радиоуправляемой модели применены колеса диаметром 94 мм фирмы Wiliams Brothers, однако они довольно дороги и продаются в Московских магазинах только на заказ. Вместо них можно подобрать узкие колеса большого диаметра от каких-либо игрушек. Это позволит сохранить стиль модели и одновременно избежать капотирования при посадке на траву.

ОПЕРЕНИЕ сделано из бальзовых реек, рули - из бальзовых пластин, которым придано клиновидное сужение к задней кромке. Особых сложностей сборка оперения не представляет. Петли - плоские шарнирные, производства фирмы "Термик".

ПОСЛЕДНИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Прототип вначале обтягивался пленкой Solarfilm. Прочность этой пленки вполне достаточна, однако она быстро изнашивается (края обшивки отклеиваются, на солнце натяжение ослабевает, и появляются складки). Впоследствии радиоуправляемая модель покрывалась пленкой Monocote, которая оказалась много лучше.

Из дешевых материалов вполне подойдут отечественные лавсан или астролон. Для обеспечения нормальной центровки в варианте с двигателем МДС-25 разместите блок питания аппаратуры под топливным баком, а в варианте с двигателем Super Tiger G34 - за рулевыми машинками. Для фиксации аккумуляторов вклейте две рейки поперек фюзеляжа, которые будут поджимать их к верхней обшивке фюзеляжа.

ПИЛОТИРОВАНИЕ. "Ностромо-35" хорошо приспособлен для взлета с низкого травяного покрытия и делает это легче, чем многие фирменные модели такого же класса. Разбег составляет 5-7 м, а при встречном ветре и того меньше. Как и у всех самолетов с двухстоечным шасси имеется небольшая тенденция к развороту влево на разбеге, легко парируемая рулем направления.

Если взлет происходит с грунтового покрытия, радиоуправляемая модель высоко поднимает хвостовую часть фюзеляжа в конце разбега. К капотированию это не приводит, однако лучше немного взять руль высоты "на себя". Модель имеет высокие скороподъемность и маневренность даже в варианте с МДС, значительно превосходя, например, известную модель Cosmo-25 корейского производства с тем же двигателем.

Эффектно получаются развороты на горке, причем горка может быть почти вертикальной. Горизонтальный полет возможен на 1/3 газа, при этом самолет ведет себя исключительно спокойно. При полной потере скорости на горке модель опускает нос без сваливания на крыло, в глубоких виражах держится устойчиво. Площадь киля экспериментально подобрана таким образом, что самостоятельно модель в штопор не входит, а при преднамеренном вводе выполняет его под большим углом.

Из штопора "Ностромо-35" выходит при нейтральном положении ручек управления. При посадке модель долго сохраняет скорость, набранную на планировании. Поэтому всегда остается возможность исправить траекторию полета после раннего выравнивания. "Ностромо-35" благодаря профилю с высокими несущими свойствами имеет низкую посадочную скорость, а при ее потере даже у земли модель парашютирует без сваливания.

(Автор: А.Перфильев. источник журнал Моделизм спорт и хобби)

(если вас интересуют кордовые модели самолетов смотрите здесь)

Радиоуправляемая модель Ностромо-35

Радиоуправляемая модель Ностромо-35

Рис.1. Радиоуправляемая модель "Ностромо-35".

Фюзеляж и плата крепления стоек шасси радиоуправляемой модели самолета

Фюзеляж и плата крепления стоек шасси радиоуправляемой модели самолета

Рис.2. Фюзеляж и плата крепления стоек шасси радиоуправляемой модели самолета: 1 - первый шпангоут (переклейка из шести слоев фанеры 1 мм), 2 - бобышка (переклейка трех бальзовых пластин 10 мм), 3 - топливный бак, 4 - приемник, 5 - шпангоут гаргрота №1 (бальза 5 мм), 6 - шпангоут №3 (фанера 1-2 мм, окантованная рейками 5x5 мм), 7 - расположение блока питания в варианте с двигателем Super Tiger G-34, 8 - шпангоут гаргрота №2 (бальза 8-10 мм), 9 - козырек кабины (прозрачный пластик 0,5-1 мм), 10-обшивка кабины (фанера 1 мм), 11 - окантовка кабины (виниловый профиль), 12- верхняя обшивка (бальза 1,5 мм), 13 - обтекатель (переклейка трех бальзовых пластин по 10 мм), 14 - шпангоут гаргрота №4 (бальза 5мм), 15- стрингеры гаргрота (липа 3x3 мм), 16-шпангоут гаргрота №5 (бальза 5 мм), 17 - шпангоут гаргрота №6 (бальза 5 мм), 18- набор киля (бальза 6 мм), 19-руль направления (бальза 6 мм), 20 - шпангоут №7 (бальза 5 мм), 21 - нижний лонжерон фюзеляжа (сосна 5x5 мм), 22 -верхний лонжерон фюзеляжа (сосна 5x5 мм), 23 - шпангоут №6 (бальза 5 мм), 24 - обшивка (бальза 1,5 мм), 25 -шпангоут № 5 (бальза 5 мм), 26 - стыковочная накладка (бальза 1,5 мм), 27 - штырь крепления крыла (бук 07 мм), 28 - шпангоут гаргрота №3 (бальза 8-10 мм), 29 - рейки для фиксации блока питания (сосна 6x8 мм), 30 - балки крепления машинок (сосна 8x7 мм), 31 - рулевая машинка, 32 - усиление боковин фюзеляжа в районе крыла (переклейка трех слоев бальзы толщиной 2 мм), 33 - боковая обшивка фюзеляжа (фанера 1 мм), 34 - шпангоут №2 (фанера 1 -2 мм, окантованная рейками 5x5 мм), 35 - расположение блока питания в варианте с двигателем МДС-25, 36 - рейка (сосна 5x5 мм), 37 - пластиковая моторама, 38 - зализ оперения (бальза), 39 - центральная вставка стабилизатора (бальза 6 мм), 40 - набор стабилизатора (бальза 6 мм), 41 - нервюры стабилизатора (бальза 2 мм), 42 - руль высоты (бальза 2 мм), 43 - скоба крепления шасси (дюралюминий), 44 - плата крепления шасси (переклейка шести слоев фанеры 1 мм), 45 - шпангоут №4 (фанера 1-2 мм, окантованная рейками 5x5 мм), 46 - обшивка (фанера 1 мм), 47 - обшивка (бальза 1,5 мм),

Носовая часть фюзеляжа со смонтированной комплектной мотоустановкой.

Оформление имитации кабины пилота.

Компоновка бортовой части аппаратуры радиоуправления в подкрыльевом отсеке фюзеляжа (вид на фюзеляж снизу).

Крепление узла шасси под крылом.

Крыло радиоуправляемой модели самолета
Крыло радиоуправляемой модели самолета

Рис.3. Крыло радиоуправляемой модели самолета: 1 - передняя кромка (липа 5x5 мм), 2 - обшивка лобика (бальза 1,5 мм), 3 - стенка лонжерона (фанера 1 мм), 4 -усиление лонжерона (сосна или липа 6x6 мм), 5 - полка лонжерона (сосна 6x6 мм), 6 - нервюра (бальза 2 мм), 7 -накладки нервюры (бальза 1,5 мм), 8 - технологическая задняя кромка (бальза 2x8 мм), 9 - задняя кромка (бальза 6 х 8,5 мм), 10- элерон (бальза 6-7 мм), 11 - силовые нервюры (бальза 5 мм), 12- законцовка (переклейка двух слоев бальзы по 10 мм), 13 - шарнирная петля, 14 - привод элерона (проволока ОВС диаметром 2-2,5 мм), 15 - обшивка центроплана (бальза 1,5 мм), 16 - бобышка крепления рулевой машинки (сосна 6x7 мм), 17 - рулевая машинка, 18 - стыковочные накладки (переклейка 2-х слоев фанеры 1 мм), 19 -стыковочная косынка передней кромки (фанера 1-1,5 мм), 20 - стыковочная косынка задней кромки (фанера 1-1,5 мм), 21 - стенка лонжерона (бальза 1,5 мм).

Крепление узла шасси под крылом.

Монтаж рулевой машинки и тяг привода элеронов на верхней плоскости центроплана крыла.