Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РВДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА – ВЕРХНЕПЛАНА «СИРИУС»

Прототипный вариант этой радиоуправляемой модели самолета был опубликован в чешском журнале «Моделяр» в далеком 1985 году. Тогда разработка привлекла активное внимание не только доступностью материалов и приятными формами, но и авторством конструкции. Дело в том, что «Сириус» (так назывался этот самолетик) был спроектирован более чем известным, чрезвычайно плодотворным и удачливым разработчиком Ярославом Фарой. Моделистские слухи, многократно подтвержденные фактами, утверждали, - если самолет «от Фары», то это полная гарантия его хороших летных свойств.

В нашем кружке за прошедшие годы было построено четыре «Сириуса». За это время его конструкция претерпела некоторые изменения. Они были направлены на повышение прочности и надежности отдельных узлов, а также были связаны с введением второго канала управления (Фаровский самолет имел лишь руль направления). Сразу отметим, что даже в 1985 году одноканальная модель смотрелась немного архаично. Однако в этом факте скрыт очень интересный смысл, значимый и для современной учебно-развлекательной техники.

Не имея возможности управлять высотой, моделист был вынужден идеально отлаживать «автоматический» режим горизонтального полета! То есть «Сириус» был изначально отлично сбалансирован. Последняя модификация модели самолета оказалась наиболее удачной (с ней мы и познакомим читателей журнала). Правда, каких-то коренных изменений в изначальный вариант введено не было, - в основном реконструкции подверглась лишь носовая и «кабинная» части фюзеляжа. Это немного упростило его изготовление и одновременно увеличило прочность без потерь в весе. Кроме того, на стабилизаторе появился руль высоты (общая площадь горизонтального оперения оставлена прежней).

Крыло модели изменилось лишь в зоне стыковки «центроплана» с передней и задней кромками. На прототипе они соединялись без «уса» - с применением маленьких косынок, прилегающих к коренным нервюрам. Еще нужно отметить, что мы сместили стойки шасси немного назад, и на колеса поставили самодельные стеклопластиковые обтекатели. Кстати - при относительно больших колесах они сильно осовременили вид всего «Сириуса».

Конструкция радиоуправляемой модели самолета – верхнеплана Сириус

Крыло радиоуправляемой модели самолета. Профиль сохранен в полном соответствии с прототипом и напоминает один из классических, надежных «Геттингенов». Все типовые нервюры, заготовки которых вырезаются из фанеры толщиной 1,5 мм, обрабатываются в пачке (по одной пачке на каждую консоль). Пару коренных нервюр сначала занижают по верху профиля на 1 мм под жесткую обшивку центроплана, а затем разрезают и делают выборки для центральной стыковочной детали лонжерона.

Элементы продольного набора консолей (кромки, лонжерон и стрингер) выстругиваются из сосны и при сборке ставятся без предварительного профилирования. Конечно, если в силу привычек покажется удобнее заранее придать задней кромке клиновидное сечение, можно сделать и так. Но все равно все остальные рейки придется дошкуривать по месту и по профилю на готовом каркасе. Сборка консолей на эпоксидной смоле ведется на ровной доске-стапеле, и заканчивается монтажом липовой пластины - «законцовки», треугольных косынок и стенки лонжерона (она состоит из отрезков липового шпона толщиной 1 мм, врезаемых между нервюрами на всем размахе крыла). Перед окончательной сборкой крыла подготавливают все соединительные элементы продольного набора.

К подгонке центральной части лонжерона и накладок обеих кромок нужно отнестись с максимальным вниманием! Здесь полезнее изготовить заново одну из этих простеньких деталей, чем заливать щели эпоксидной смолой. Добившись требуемой точности, приступают к финишной склейке крыла. Во время выполнения этой операции центроплан прижимают к стапелю, а под концевые нервюры ставят бруски толщиной 60 мм. После отверждения смолы в центральной секции вклеивают дополнительную накладку передней кромки, ее обрабатывают по профилю, и центроплан сверху обшивают миллиметровой фанерой. В заключение с помощью «шкурилок» выравнивают случайные неровности каркаса, скашивают по профилю верхнюю полку лонжерона и стрингер, и закругляют переднюю кромку. Крыло готово к обтяжке.

Фюзеляж радиоуправляемой модели самолета.. Все четыре шпангоута выпиливают из авиационной фанеры толщиной 4 мм (в крайнем случае допустимо использовать и мебельную). Каркасы обеих боковин набирают из реек с помощью эпоксидной смолы на плоских стапелях. На этом этапе фанерная обшивка носовой части не приклеивается, так как ее присутствие усложнит сгибание боковин по шпангоутам (обратите внимание, - на виде сверху борта не имеют прямых участков!). Подготовив все фанерные шпангоуты, каркасы боковин притягивают к ним с помощью ниток и резиновых колец.

Тщательно проверив отсутствие круток фюзеляжа и прямолинейность его осевой линии (лучше сделать это пару раз!), проливают стыки эпоксидкой. Дождавшись ее полимеризации, вклеивают, калибруя по месту, все горизонтальные реечные распорки. Здесь нужно остановиться и заняться остальными деталями модели. Только полностью закончив оперение, крыло и шасси, можно будет закрепить их вместе с двигателем на предварительно собранном каркасе фюзеляжа, - и принять решение о местах размещения элементов радиоаппаратуры. Такой ход позволит избежать потребности в балансировочных грузах.

Разместив фанерные панели рулевых машинок, тяги рулей (боудены), ложементы для аккумуляторов и приемника, а также вклеив готовый топливный бак, обшивают всю носовую часть фюзеляжа фанерой толщиной 1 мм. В подмоторной секции жесткая обшивка изнутри дублируется накладками из этого же материала, вклеиваемыми сверху и снизу моторамы. Неровности каркаса шлифуют мелкой наждачной бумагой, и потом выполняют отверстия для всех штырей крепления крыла, стабилизатора и шасси

Оперение радиоуправляемой модели самолета.. Конструкция киля полностью понятная из приведенных рисунков. Единственное, на что нужно обратить внимание - его усиленная задняя кромка должна входить в паз последнего из шпангоутов. Все нервюры стабилизатора изготавливают в пачке из миллиметровой фанеры, а детали продольного набора - из сосновых реек. Так как стабилизатор крепится на фюзеляже резиновыми кольцами, полезно переднюю часть его центральной секции обшить тонкой фанерой или липовым шпоном толщиной 1 мм. Отшлифовав законченный каркас, выстругивают руль высоты. На место его можно подвесить лишь после окончания обтяжки и отделки всей модели.

Шасси радиоуправляемой модели самолета.. Стойку передних колес нужно согнуть из хорошей пружинной проволоки, и спаять все ее детали с обмоткой стыков тонкой медной проволокой и применением паяльной кислоты. Конечно, остатки кислоты и флюса тщательно удаляют ацетоном и промывкой теплой водой с мылом. Хвостовой проволочный костыль после формовки пришивают к фанерному шпангоуту капроновыми нитками с клеем.

Винтомоторная группа радиоуправляемой модели самолета. Так как данный самолет не предназначен для выполнения высшего пилотажа, на нем используется жесткий жестяной бак без следящей системы. Он заклеивается намертво, что позволяет полностью загерметизировать от топлива весь внутренний объем фюзеляжа. Выкройки всех частей корпуса бака делают с припусками на отбортовку. Готовый бак тщательно промывают и проверяют качество паяных швов и их надежность (герметичность). Занявшись вклеиванием бака в фюзеляж, трубки питания, дренажа и заправки зачищают и обматывают тонкой шелковой нитью.

Обтяжка, отделка радиоуправляемой модели самолета

Хорошая длинноволокнистая бумага в сумме с качественным эмалитом даст высокую жесткость каркаса, и возможность покрасить модель нитроэмалями. Фирменная пленка тоже вполне допустима, но она не придаст той жесткости крылу и не скрепит каркас в той мере, что бумага. Зато мороки с покраской будет меньше, да и устойчивость пленки к проколам намного выше.

(Источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид радиоуправляемого самолета Сириус

Конструкция фюзеляжи и стабилизатора радиоуправляемого самолета Сириус

Конструкция крыла радиоуправляемого самолета Сириус