Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЙ САМОЛЕТ «ВЕСЕЛЫЙ ГОБЛИН»

Модель радиоуправляемого самолета с таким необычным названием разработана на базе чешского самолета «Веселый Горбун». Несмотря на некоторое упрощение конструкции, аппарат сохранил неплохие летные качества.

Конструкция радиоуправляемого самолета «Веселый Гоблин»

Фюзеляж радиоуправляемый самолет. Силовой набор фюзеляжа состоит из боковин, усиленных с внутренней стороны фанерными накладками, трех передних шпангоутов и передней верхней обшивки. Между первым и вторым шпангоутом располагается отсек топливного бака, доступ к которому возможен через вырез в носовой части нижней обшивки. Монтаж силовых деталей проводят на эпоксидной смоле, в остальных случаях рекомендуется цианоакрилат различной густоты. Работу начинают с вырезания боковин из бальзы толщиной 3 мм. Накладки выкраивают из миллиметровой фанеры и приклеивают их эпоксидной смолой. Поверхность бальзы, на которую будет наноситься смола, необходимо загрунтовать жидким нитроклеем - это снизит вес клеевого шва.

Из бальзы с вертикальным направлением волокон делают внутренние накладки в зоне стабилизатора. Затем размечают ложементные выборки под крыло и отверстия под стабилизатор. Линию сопряжения с крылом доводят позже по месту. Из липовых реек сечением 5Х5 мм делают верхний и нижний стрингеры. Дополнительную накладку в носовой части выпиливают из фанеры толщиной 3 мм. Перечисленные детали приклеивают к боковинам. Моторный шпангоут самолета выпиливают из качественной фанеры толщиной 8 мм, и облегчают по размерам моторамы. К нему приклеивают накладку из фанеры 1 мм, и размечают отверстия под винты крепления моторамы тягу газа. Остальные шпангоуты выпиливают из авиационной фанеры толщиной 3 мм. Второй шпангоут усиливают накладкой.

Потом сверлят отверстия 06,2 мм для штырей крепления крыла. Полушпангоуты вырезают из плотной бальзы (с припуском 0,5-1 мм), а из легкой бальзы - хвостовую бобышку. Сборка ведут на закрепленном на ровной поверхности эскизе вертикальной проекции фюзеляжа. Между боковинами, стянутыми резиновыми кольцами, размещают все силовые шпангоуты. Хвостовые части боковин сводят вместе, поставив между ними бобышку. Следуя принципу «семь раз отмерь», тщательно выверяют фюзеляж на отсутствие круток и несимметричностей. И только потом проливают стыки шпангоутов и боковин только что разведенной эпоксидной смолой. Затем подгоняют и вклеивают полушпангоуты и верхний стрингер. Проверяют и, если необходимо, корректируют форму вырезов для стабилизатора.

Верхняя обшивка носовой части склеивается из бальзы толщиной 8 мм. Хвостовая часть верхней обшивки размечается и формуется (с увлажнением внешней поверхности) по месту из бальзы толщиной 2 мм. Приклеив обшивку на ПВА, ее фиксируют резиновой лентой и булавками. Вклеив брусок из бальзы, замыкающий гаргрот, его обрабатывают и в нем прорезают паз для киля. Панель рулевых машинок радиоуправляемого самолета склеивают из фанерных деталей толщиной 3 мм. Для ее установки используют бальзовые рейки 5x5 мм треугольного сечения. Тягу управления круглого сечения вышкуривают из липовой рейки 6Х6 мм. К ней капроновыми нитками с клеем приматывают Г-образные проволочные оконцовки с резьбой М2 под вилочки. Тягу газа сгибают из стали диаметром 1 мм.

Для уменьшения трения на нее надевают пластиковую трубку подходящего диаметра. Все тяги размещают в фюзеляже. Только потом приклеивают на место нижнюю обшивку. Киль вырезают из легкой бальзы толщиной 8 мм. Переднюю кромку скругляют, а в задней прорезают отверстия для петель. Киль обтягивают стеклотканью 0,03 на паркетном лаке и монтируют его на фюзеляж на эпоксидной смоле. Из такой же бальзы, как и киль, вырезают руль поворота и придают ему трапециевидный профиль. В его нижнюю часть вклеивают металлическую трубку, чтобы хвостовая стойка шасси не разбивала гнездо. Финишная операция - оклейка руля тонкой стеклотканью.

Подфюзеляжный гребень киля делают из липы толщиной 8 мм. Снизу гребня выбирают паз глубиной 1,5 мм, где шурупами со смолой закрепляют металлическую пластину, выступающую в роли подшипника поворотной стойки шасси. После сборки поверхность фюзеляжа модели самолета грунтуют двумя слоями нитроклея и обрабатывают мелкой шкуркой, а отсеки двигателя и топливного бака покрывают одним-двумя слоями двухкомпонентного паркетного лака. Носовую часть (немного перекрывая место расположения лонжерона крыла) оклеивают стеклотканью 0,03 мм на паркетном лаке.

После сушки лака до «отлипа» теперь уже весь фюзеляж оклеивают такой же стеклотканью. Через сутки все внешние поверхности фюзеляжа обрабатывают мелкой шкуркой, чтобы сгладить стыки и структуру ткани. Фонарь кабины выдавливают из листа органического стекла толщиной 1,5 мм. Капот формуют из трех-четырех слоев отожженной стеклоткани 0,1 мм. Он надевается на фюзеляж внахлест, поэтому в обшивке фюзеляжа делают выборку шириной 12 мм и глубиной 0,4-0,5 мм. Крепится капот тремя шурупами 2x10 мм.

Наборное крыло радиоуправляемый самолет. Для эксперимента несущие плоскости изготовлены в двух экземплярах. Первые сделаны по классической наборной схеме, вторые - в виде пенопластового блока, обшитого бальзовым шпоном. Сначала рассмотрим конструкцию наборного крыла. На ровной поверхности склеивают лонжерон из сосновых полок 5x10 мм и центральной соединительной стенки. Затем на него надевают нервюры (корневые сделаны из плотной бальзы, а остальные из средней) и кромки крыла (плотная бальза).

Проконтролировав точность сборки, соединения проливают клеем. Законцовки вырезают из легкой бальзы, начисто обрабатывая их после приклейки к крылу. Узел крепления стоек шасси делают из липовой рейки сечением 5х 15 мм. Дополнительные накладки под шурупы - из того же материала. Для фиксации стоек склеивают брусок из двух слоев качественной фанеры толщиной 8 мм и в него вклеивают алюминиевую трубку. Смонтировав эти узлы в крыле, выравнивают торцы нервюр длинной «шкурилкой», и приступают к обтяжке крыла бальзовым шпоном.

Центральный шов усиливают полоской стеклоткани толщиной 0,05 мм шириной 30-40 мм. Рычаги привода закрылков модели самолета устанавливают на петлях из жести толщиной 0,25 мм. Отверстия в передней кромке под буковые штыри размечают через отсек топливного бака. Крыло обтягивают пленкой Super MonoCote. Элероны вырезают из легкой бальзы толщиной 15 мм. Их перед монтажом оклеивают тонкой стеклотканью и окрашивают.

Пенопластовое крыло радиоуправляемый самолет. Начинают с изготовления корневого и концевого шаблонов из стеклотекстолитовой пластины толщиной 2-2,5 мм с припуском 0,5 мм (он служит для компенсации оплавления пенопласта). Пенопласт - обычный строительный, плотностью не более 0,02 г/см3. В нем не должно быть посторонних включений и промежутков между гранулами. Способы резки неоднократно описаны в различной литературе, и поэтому на них можно не останавливаться. Тонким мелкозубым полотном по металлу прорезают паз под стенку лонжерона. Кромки вырезают из плотной бальзы. Их окончательную обработку проводят по месту после приклейки к крылу. Лонжерон выпиливают из авиационной фанеры толщиной 3 мм.

На него устанавливают панель шасси, после чего лонжерон вкладывают между пенопластовыми деталями крыла и проверяют стыкуемость и отсутствие круток. Сборку проводят на эпоксидной смоле, а приклейку кромок - на БФ-2. Несмотря на то, что кромки пока еще имеют припуски, все-таки сборку удобнее вести на стапеле (куски пенопласта, оставшегося после резки консолей). При отборе листов обшивки старайтесь подобрать шпон минимальной плотности и однородной структуры (контролируется на просвет). Заготовки раскраивают и подгоняют друг к другу. Нужно уделить внимание и стыку листов в корневой части крыла.

Закончив склеивать листы, лонжеронную зону с внутренней стороны армируют полосой стеклоткани 0,05 мм шириной 30-40 мм. Потом на пенопластовое крыло, и лист бальзы наносят тонкий слой БФ-2 в виде полос с шагом 60-70 мм и шириной 15-20 мм и сушат до «отлипа». Такие же полосы делают около передней и задней кромок. Затем наносят второй слой и слегка подсушивают. На передний торец бальзовой выкройки и заднюю кромку наносят слой густого цианоакрилатного клея (на пенопласт попадать нельзя!). Лист обшивки приклеивают к передней кромке, огибают крыло, слегка подтягивая, и приклеивают к задней кромке. Теплым утюгом прогревают швы из БФ-2. В целом весь процесс оклейки бальзой не сложен, но требует некоторого навыка.

Поэтому полезно потренироваться на ненужном куске пенопласта. Отсек рулевых машинок оклеивают бальзой толщиной 1,5 мм. Машинки устанавливают на липовые рейки. Конструкция элеронов пенопластового крыла аналогична элеронам наборного. Законцовки вырезают из легкой бальзы. Привод элеронов аналогичен приводу наборного крыла. Места стыка панелей обшивки в центре крыла и установки лонжерона усиливают полоской стеклоткани 0,05 мм шириной 40-50 мм. После сушки и шлифовки, наклеивают второй слой ткани шириной 100 мм. В месте установки штырей крепления крыла накладывают дополнительный слой стеклоткани. Готовое крыло обтягивают пленкой MonoCote или подобной.

Хвостовое оперение радиоуправляемый самолет вырезают из легкой бальзы толщиной 8 мм. На заднюю кромку стабилизатора циакрином приклеивают липовую рейку сечением 3x8 мм. Детали профилируют, грунтуют нитроклеем и, после сушки и шлифовки, оклеивают стеклотканью толщиной 0,03 мм на паркетном лаке. В рули высоты, в руль поворота и в элероны, вклеивают штыри из плотного дерева. Стабилизатор и киль вклеивают в фюзеляж эпоксидной смолой. Место нанесения клея на поверхности стеклоткани обрабатывают мелкой шкуркой и обезжиривают ацетоном. Рули высоты и поворота навешивают на пластмассовых петлях после полной отделки модели.

Шасси радиоуправляемый самолет. Основные стойки сгибают из проволоки ОВС диаметром 4 мм. Хвостовую выполняют из проволоки диаметром 2 мм. Для ее крепления используют самодельные петли из жести толщиной 0,35 мм. От осевого перемещения стойку предохраняют съемные упорные шайбы. Обтекатели колес выклеивают из трех-четырех слоев стеклоткани 0,1 мм на пенопластовом болване. После полимеризации смолы болван вытравливают ацетоном.

Винтомоторная группа радиоуправляемый самолет. На модели установлен двигатель OS MAX 46-FX с воздушным винтом АРС 280x150 мм и коком диаметром 54 мм. Моторама - пластиковая, Российского производства. Она крепится с помощью вклеенных в шпангоут винтов М4, дополнительно зафиксированных гайками. Отклонение двигателя регулируют разрезанными U-образными шайбами, надеваемыми на винты без разборки узла. Фирменный топливный бак объемом 350 мл устанавливают в отсек, обернув его поролоном. Плоскость бака должна совпасть с плоскостью жиклера.

Сборка и отделка радиоуправляемого самолета

На фюзеляжный ложемент крыла наклеивают полоску вспененной резины. Установив крыло, размечают отверстия в панели под капроновые винты М6. Фюзеляж с хвостовым оперением, рули, и элероны окрашивают синтетическими эмалями. Красками также выполнены большие фрагменты цветной отделки, а для мелких использована липкая пленка.

(Источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид радиоуправляемого самолета Веселый Гоблин

Конструкция фюзеляжа радиоуправляемого самолета Веселый Гоблин

Конструкция крыла радиоуправляемого самолета Веселый Гоблин