Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КЛАССИЧЕСКАЯ РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА

Представленная радиоуправляемая модель самолета разработана на основе RC-самолета В. Жабина (чертежи опубликованы в начале 80-х годов в журнале «Крылья Родины»). Тогда эта модель, имеющая неплохие характеристики, привлекала внимание. Но на сегодняшний день эта разработка устарела, и воссоздавать самолет в первоначальном виде стало бессмысленно. Поэтому появился интерес в его реконструировании. Сохранив основные пропорции, осовремененная модель получила симметричную профилировку крыла.

Сохранив «врожденную» устойчивостью высокоплана (в прямом полете), самолет приобрел возможность выполнять перевернутый полет и обратные фигуры пилотажа. Кроме того, для повышения технологичности и дальнейшего улучшения летных характеристик были внесены изменения и в его конструкцию. После переделок получилась машина, весьма удачная даже с точки зрения сегодняшнего дня. Хорошее сочетание устойчивости и управляемости позволяет рекомендовать ее как начинающим моделистам, освоившим «азы» управления, так и более опытным пилотам - для спокойных развлекательных полетов.

Конструкция классической радиоуправляемой модели самолета

Фюзеляж радиоуправляемой модели самолета. Бортовые панели вырезают из бальзы средней плотности толщиной 3 мм. Накладки усиления выполняют из фанеры толщиной 1 мм, и приклеивают их эпоксидной смолой. Готовые совместно обрабатывают, - их внешние обводы, отверстия под шипы второго и третьего шпангоутов, а также посадочные места крыла и стабилизатора должны совпадать. Первый и третий шпангоуты выпиливают из фанеры толщиной 3 мм. В верхней части третьего шпангоута эпоксидной смолой приклеивают накладку из той же фанеры. Для изготовления второго шпангоута используют качественную фанеру толщиной 6 мм или переклей из двух слоев авиационной фанеры толщиной 3 мм. Остальные детали поперечного набора фюзеляжа выполняют из легкой (осиновой) фанеры толщиной 3 мм.

Панель под винты крепления крыла выпиливают из качественной фанеры толщиной 6 мм (или же опять из переклея). Отверстия с резьбой М6 под капроновые винты на данном этапе выполнять не нужно - это делается по крылу после сборки, по месту. Сейчас же эту панель лишь приклеивают к пятому шпангоуту эпоксидной смолой. Сборку фюзеляжа начинают с монтажа стрингеров, ложементов крыла и стабилизатора на боковины. Для этой цели используют цианоакрилатный клей (при условии аккуратной работы подойдет и эпоксидная смола). Затем перпендикулярно к одной из боковин на эпоксидной смоле приклеивают три «подкрыльевые» шпангоута.

Монтируют другую боковину. Стягивают носовую часть и устанавливают передние шпангоуты. Аналогично поступают и с хвостовой частью, вырезая и подгоняя соответствующие шпангоуты прямо по месту. Для того чтобы фюзеляж получился ровным, эти операции лучше выполнять на чертеже, выполненном в масштабе 1:1. После сушки и шлифовки фюзеляж на эпоксидке обшивают сверху и снизу миллиметровой фанерой, а также подгоняют крышку отсека топливного бака. Конечно, перед установкой верхней панели нужно не забыть вставить на место оболочки боуденов. В зоне основных стоек шасси к нижней панели приклеивают накладку из фанеры толщиной 1 мм. В последнюю очередь устанавливают панели крепления стоек шасси и рулевых машинок. В гнезда панели шасси вклеивают алюминиевые трубки 06х 1 мм. Поверхность фюзеляжа еще раз вышкуривают, а его грани немного скругляют.

Крыло радиоуправляемой модели самолета. Нервюры, как всегда, обрабатывают пакетным методом по шаблонам. Кромки крыла изготавливают из бальзы средней плотности. Для полок основного лонжерона отбирают мелкослойную несмолистую сосну. Дополнительный лонжерон вырезают из плотной бальзы. Стыковочную стенку лонжерона, с помощью которой соединяются консоли, подготавливают из качественной фанеры толщиной 6 мм. Законцовки вырезают из пенопласта ПХВ. Еще перед началом сборки крыла в них вклеивают вставки из плотной древесины под проволочные костыли. Также нужно заготовить бальзу толщиной 2 мм для стенок лонжерона. Крыло собирают на эпоксидной смоле в виде двух отдельных консолей. В одну из них вклеивают стыковочную стенку лонжерона и накладки на кромки.

При необходимости места стыков подгоняют, и затем соединяют обе консоли. Потом вклеивают корневые нервюры. В последнюю очередь в передней кромке сверлят отверстия и устанавливают штыри крепления крыла. Чтобы повысить точность этой операции, крыло устанавливают на фюзеляж, и через отсек топливного бака производят разметку этих отверстий. К готовому каркасу поэтапно приклеивают бальзовую обшивку. Листы бальзы средней плотности сначала раскраивают и подгоняют по месту. Приклейка проводится на жидкой смоле.

Обшивку фиксируют тонкими булавками и бельевыми прищепками. Затем приклеивают полки нервюр и обшивают центроплан крыла. После сушки клея начисто профилируют переднюю кромку. В последнюю очередь устанавливают законцовки и фанерную накладку на заднюю кромку. Центральную зону крыла вдоль стыковочного шва оклеивают стеклотканью 0,03 мм на паркетном лаке. Готовое крыло шлифуют мелкой шкуркой. Из бальзы средней плотности профилируют элероны, после чего их грунтуют нитролаком для последующей покраски.

Хвостовое оперение радиоуправляемой модели самолета. Конструкция стабилизатора аналогична крылу. Переднюю и заднюю кромки выполняют из плотной бальзы. Для лонжерона отбирают мелкослойную несмолистую сосну сечением 3x6 мм. Нервюры также обрабатывают в пакетах по шаблонам. Центральные нервюры занижают под бальзовую обшивку и разрезают. Сборку проводят на цианоакрилатном клее. В трех центральных секциях монтируют стенку лонжерона из плотной бальзы, и потом вклеивают хвостики корневых нервюр. Киль в пояснениях не нуждается, так как по конструкции близок к крылу и стабилизатору. Форкиль вырезают из легкой бальзы. Рули профилируют из бальзовой пластины толщиной 8 мм.

Винтомоторная группа радиоуправляемой модели самолета. Предлагаемая модель оборудовалась двигателем МДС-68 с воздушным винтом «Термик» 295x165. Подача топлива стандартная - под давлением из глушителя. Двигатель монтируется на пластиковой мотораме, которая крепится на шпангоуте винтами М4 с применением регулировочных шайб. Пластиковый топливный бак объемом 350 мл, обернув листовой пенорезиной, устанавливают по оси жиклера (это позволит двигателю работать без перебоев, как при прямом, так и при обратном пилотаже).

Шасси радиоуправляемой модели самолета. Основные стойки шасси согнуты из стальной проволоки 04 мм. Передняя стойка - готовая фирменная. Ее верхнюю часть отжигают, сгибают и нарезают на ней резьбу М4. На модели использованы колеса фирмы «Термик», как наиболее доступные, и не подверженные чрезмерному износу.

Сборка и отделка радиоуправляемой модели самолета

Проверив взаимное положение, на эпоксидной смоле киль и стабилизатор вклеивают в фюзеляж. Крыло прижимают к ложементным поверхностям фюзеляжа, и по крыльевым отверстиям размечают панель крепления. Сверлом 05,5 мм в них выполняют отверстия и нарезают резьбу М6. Основная методика внешней отделки - использование фирменных обтяжечных пленок. Крыло и стабилизатор лучше обтянуть толстыми сортами. Для фюзеляжа и киля, а также для нанесения фрагментов окраски можно воспользоваться тонкой пленкой (либо специальной отделочной, имеющей в названии приставку «trim»).

(Автор: М. Вакозов, Новосибирск, источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Примечание от редакции

Модель прошлых лет, пройдя модифицирование, приобрела выраженные пилотажные задатки. Хорошо это или нет? Отметим, что в редакции полностью согласны с таким подходом к проектированию учебной машины. Однако мы понимаем, что до сих пор есть немало моделистов, которые, даже зная о выигрышности учебы на модели полупилотажного типа, все же исподволь стремятся к более «спокойной» технике. Да ведь и не каждого привлекает пилотажный стиль развлекательных полетов. Недаром появляются выраженные высокопланы, парасоли, мотопланера и другие подобные аппараты. Для таких моделистов можно предложить вместо симметрично профиля применить на крыле хорошо зарекомендовавший себя двояковыпуклый NACA-2415 или NACA-2416 (поставив его также под нулевым углом атаки). Это увеличит жесткость крыла и создаст условия для его облегчения.

Кроме того, улучшенные несущие свойства позволят снизить скорость полета, а увеличенная толщина профиля уменьшит склонность модели к разгону на нисходящих участках траектории. Одновременно можно занизить и кубатуру применяемого двигателя до 7,5-8 см3. Зачем? Во-первых, не слишком опытному моделисту эксплуатировать подобный мотор немного проще. А во-вторых, уменьшение кубатуры благотворно скажется на весе модели, а значит и на скорости полета, и на взлетно-посадочных характеристиках. Правда, на затяжные «вертикали» рассчитывать не придется. Но такие режимы и не предусматриваются для «спокойного» учебного самолета.

В результате получится большой, по-прежнему весьма солидно смотрящийся учебный аппарат. Сохранив современную конструкцию, он потеряет пилотажные задатки, и будет рассчитан, скорее всего, на новичка или на «старого пана». Не исключаем, что после какого-то времени эксплуатации такая техника все-таки может надоесть. А вот тогда и настанет пора заменить крыло и двигатель, придав модели полупилотажный характер.

Общий вид классической радиоуправляемой модели самолета

Конструкция фюзеляжа классической радиоуправляемой модели самолета

Конструкция крыла классической радиоуправляемой модели самолета