Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА

Представленная радиоуправляемая модель самолета рекомендуется для пилотов-любителей среднего уровня. Ее летные характеристики позволяют проводить активном полеты в пилотажном стиле, особенно если на самолете установлен добротный двигатель объемом не менее 8 см3. Модель имеет традиционную конструкцию и проста в изготовлении. Часть клеевых швов выполнено на ПВА. Конечно, не исключена полная замена «эмульсии» эпоксидной смолой - здесь все зависит от навыков конкретного изготовителя модели. Можно пользоваться и циакрином - нередко это удобнее, но... и накладнее.

Описание радиоуправляемой модели самолета

Фюзеляж радиоуправляемой модели самолета, в основном сделан из наиболее распространенной бальзы средней плотности. Изготовление начинают с боковин, вырезаемых из пластин толщиной 3 мм. Для снижения веса вместо привычного усиления миллиметровой фанерой применяется армирование бальзы стеклотканью. Внутреннюю сторону носовой части боковин до третьего шпангоута (точнее, перекрывая его на 10-15 мм), оклеивают в два слоя стеклотканью 0,05 мм на двухкомпонентном паркетном лаке по следующей технологии. Выкройку из ткани накладывают на деталь и пропитывают (промазывают) лаком с помощью мягкой кистью. Образовавшиеся пузырьки сгоняют к краям, а через один-два часа накладывают второй слой ткани и лака. Через сутки шкуркой немного сглаживают проявившуюся структуру ткани и армировочное покрытие протирают тряпкой, увлажненной спиртом или ацетоном. Между вторым и третьим шпангоутами вклеивают ложементную накладку (бальза 3 мм).

Из такого же материала готовят накладку в месте крепления стабилизатора, - только ориентация волокон здесь вертикальная. Затем внимательно и аккуратно размечают отверстия под крыло и стабилизатор и выполняют пазы под шипы шпангоутов (начисто линию сопряжения с отъемным крылом доводят позже по месту). Из бальзовых (рекомендуемая плотность не менее 0,15 г/см3) или липовых треугольных реек сечением 5х5 мм делают верхний и нижний стрингеры. Нижний стрингер носовой части выпиливают из авиационной фанеры толщиной 3 мм. Перечисленные детали приклеивают к боковым панелям. Первый шпангоут выкраивают из фанеры толщиной 6 мм. Винты крепления моторной рамы фиксируют в нем гайками и эпоксидным клеем.

Второй шпангоут, сделанный из фанеры 3 мм, облегчают согласно чертежу, и усиливают в зоне крыльевых штырей накладкой из такой же фанеры. Третий шпангоут вырезают из бальзы толщиной 3 мм, армируя его с обеих сторон стеклотканью 0,03 мм. Хвостовые шпангоуты модели самолета начерно изготавливают из плотной или средней бальзы толщиной 2 мм - сначала с припуском по ширине в 2-3 мм. Позже, при сборке фюзеляжа эти припуски позволят плотно посадить шпангоуты между криволинейными бортами. Сборка фюзеляжа ведется на схематичном чертеже 1:1 «вид сверху». Сначала детали собирают без клея для взаимной подгонки. Затем к одной из боковин эпоксидкой приклеивают второй и третий шпангоуты (между ними борта параллельны друг другу).

Перпендикулярность деталей контролируют с помощью треугольника, прижатого к плоскости чертежа. На втором этапе монтируют другую боковину. Третий этап - промазка смолой швов силового шпангоута и бобышки с последующим стягиванием концов фюзеляжа резиновыми кольцами (одновременный контроль отсутствие поводок!). Наконец, подгоняют и вклеивают на ПВА три хвостовых шпангоута. Верхняя часть фюзеляжа радиоуправляемой модели выполняется из цельной пластины легкой бальзы толщиной 20 мм. Заготовку прикладывают к фюзеляжу и очерчивают мягким карандашом. Деталь вырезают лобзиком с мелкозубой' пилкой. Склейка проводится густой эмульсией. После сушки деталь обрабатывают до получения желаемой, формы. Резаком и узкой стамеской выполняют паз глубиной 5 мм для установки киля. Круглые тяги хвостовых рулей вышкуривают из липовых реек сечением 6x6 мм.

К ним капроновыми нитками с клеем приматывают Z-образные проволочные оконцовки, имеющие резьбу М2 для крепления вилочек. Панель рулевых машинок склеивают из основания (фанера 3 мм) и вспомогательных реек (липа, сечение 5x5 мм треугольной формы). Смонтировав панель, для контроля на нее ставят машинки. Тяги закладывают в фюзеляж, предварительно подогнав отверстия в шпангоутах. Нижнюю панель хвостовой части фюзеляжа радиоуправляемой модели выкраивают из бальзы толщиной 3,мм. Убедившись, что все работы внутри фюзеляжа закончены, ее приклеивают к боковинам.

Крышку отсека топливного бака также вырезают из бальзы толщиной 3 мм, но расположение волокон на ней - поперек фюзеляжа. Ее с двух сторон оклеивают стеклотканью 0,03 мм на паркетном лаке. Дождавшись высыхания обшивки «до отлипа»,-крышку «формуют» фиксируя ее на фюзеляже и дожидаясь окончательной сушки. После окончания сборки фюзеляжа вся его носовая часть (немного перекрывая уровень расположения крыльевого лонжерона) оклеивается стеклотканью 0,05 мм.

При этом припуски ткани желательно перегнуть через кромку переднего обреза фюзеляжа модели самолета и приформовать к лобовому шпангоуту - это упрочнит довольно напряженное соединение. Через сутки внешние поверхности-выравнивают и шлифуют. Не оклеенные участки бальзы покрывают жидким нитролаком (это исключит последующее впитывание паркетного лака). Потом весь фюзеляж обтягивают такой же стеклотканью. Отсек двигателя дважды промазывают паркетным лаком.

Декоративные элементы радиоуправляемой модели самолета. Фонарь выдалбливают из бальзы (можно склеить обрезки, оставщиеся после изготовления «гаргрота»). Толщина стенок примерно 5 мм. Подогнав фонарь к фюзеляжу, erо снаружи обтягивают стеклотканью 0,03 мм. Капот формуется в негативной матрице из трех слоев стеклоткани 0,1 мм. Деталь надевается на готовый фюзеляж внахлест, и крепится тремя шурупами.2х10 мм к первому шпангоуту. Крыло радиоуправляемой модели самолета. На ватмане или Картоне/методом параллельного построения вычерчивают шаблоны, по которым из бальзы толщиной 3 мм вырезают Нервюры. Кромки крыла выстругивают из средней, или плотной бальзы, оставляя припуски для стыковки в центре крыла.

Полки лонжерона. Делают из качественной мелкослойной сосны или ели. Центральную стенку лонжерона вырезают самой плотной бальзы толщиной 5 мм (волокна - вдоль крыла) и фанеры толщиной 1 мм, склейку проводят смолой. Лодки лонжерона в корневой части крыла срезают «на ус», подгоняя стыки совместно с поставленной на место центральной, стенкой. Законцовки вырезают из бруска легкой бальзы) При желании в них можно установить дюралюминиевые или фанерные пластины-костыли Каркас крыла модели самолета собирают на любом импровизированном стапеле, исключающем возникновение круток. Устранив все перекосы, проливают швы эпоксидной смолой. Затем вклеивают детали ложементов стоек шасси. Подгоняют и вклеивают элементы стенки лонжерона, сделанные из бальзы толщиной 2 мм.

Из плотной бальзы с припуском 0,5-1 мм вырезают носовую бобышку под штыри крепления крыла. Ее, а так же рейки для крепления РМ элеронов приклеивают эпоксидной смолой. После полимеризации клея каркас выравнивают длинной «шкурилкой» (особое внимание лобикам нервюр). Затем внутреннюю часть каркаса крыла (хотя бы до половины консолей) покрывают слоем паркетного лака. Эта операция значительно снизит вероятность пропитки деталей продуктами выхлопа двигателя в случае разрыва пленочной обшивки. Затем обшивают лобик и центроплан.

После установки привода элеронов вклеивают профилированный хвостовик центроплана. Эту операцию нужно выполнять очень аккуратно, так как попавшая в привод смола заклинит узел. Центральную зону законченного крыла можно оклеить полосой стеклоткани. Крыло обтягивают хорошей фирменной пленкой. Материалом элеронов служит бальза толщиной 10 мм. Заготовке придают трапециевидное сечение, и, чтобы исключить разбивание гнезда рычага, в элерон вклеивают вставку из плотного дерева. Перед монтажом в крыло элероны обязательно обтягивают стеклотканью 0,03 мм.

Хвостовое оперение радиоуправляемой модели самолета. Все неподвижные и рулевые элементы сделаны из легкой бальзы толщиной 8 мм. Заготовки профилируют и оклеивают стеклотканью 0,03 мм на паркетном лаке, что при малом приросте веса придает деталям повышенную жесткость и устойчивость к внешним воздействиям. В рули высоты и поворота рекомендуется вклеить вставки из плотного дерева. Киль и стабилизатор монтируют на фюзеляже эпоксидной смолой. Снизу в хвостовую бобышку вставляют шпильки из плотного дерева. К ним шурупами с клеем привинчивают дюралюминиевую пластину подвески управляемого колеса. Фальшкиль, вырезанный из плотной бальзы, и фиксируют на месте эпоксидной смолой.

Винтомоторная группа радиоуправляемой модели самолета. На модель устанавливались двигатели Super Tigre G-51 и G-45 с питанием под давлением, отбираемым из модернизированного глушителя. Более чем достойной заменой почти сошедшим с прилавков двигателям могут стать подходящие по цене и качеству чешские моторы MVVS. В крайнем случае, подойдет и МДС соответствующей кубатуры. Фирменный топливный бак объемом 300 мл, завернутый в лист пенорезины или поролона, устанавливается точно по оси жиклера карбюратора. На модели использовался воздушный винт фирмы «Термик» 250x150 мм. Конечно, лучше будет приобрести продукцию фирм АРС или «Мастер».

Сборка и отделка радиоуправляемой модели самолета

Как всегда, при монтаже киля и стабилизатора на фюзеляже требуется тщательный контроль их положения относительно горизонтальной и вертикальной плоскостей. Сборка модели самолета ведется на эпоксидной смоле, причем места нанесения клея на стеклоткани тщательно обезжириваются. Следующий этап - калибровка обводов фюзеляжного ложемента крыла и оклейка их контактных поверхностей полоской пенорезины. Временно установив рули и закрылки, проверяют легкость хода управления.

Интересно, что окраска модели не проводилась, так как при работе со стеклотканью использовался тонированный паркетный лак. В качестве пигмента применялась «серебрянка» и специальная краска. Конечно, альтернативой такому лаку может служить привычная окраска эмалями, стойкими к метанолу. После отделки временно устанавливают двигатель, топливный бак, аппаратуру и шасси. Проверяют и при необходимости корректируют положение ЦТ, перемещая аккумулятор. И наконец, навешивают все рули.

Комментарии от редакции

При желании можно чуть-чуть упростить и снизить вес и без того сравнительно несложной и легкой модели. Для этого модифицируйте форму носовой части фюзеляжа. Цель - сместить ось двигателя и крыла на 15-20 мм вниз, чтобы задняя кромка центроплана совпадала с нижней обшивкой хвостовой части фюзеляжа. Так удастся избавиться от имитационного нароста под крылом, который только мешает сбросу крыла, ломая близлежащие зоны фюзеляж в аварийных ситуациях. Конечно, хвостовик упрощенного центроплана нужно армировать тонкой фанерой.

(И.Лучный, г. Чехов, источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид радиоуправляемой модели самолета

Фюзеляж радиоуправляемой модели самолета

Крыло  радиоуправляемой модели самолета