Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА ДЛЯ НОВИЧКОВ

Представляемая радиоуправляемой модель самолета для новичков проста по конструкции и не требует дорогостоящих или дефицитных материалов. Ее особенностью является размещение стабилизатора в верхней части киля. Поскольку модель проектировалась для интенсивной эксплуатации вне аэродрома (взлет с руки, посадка на «брюхо» в траву), такое решение оказалось оправданным. При обычном размещении стабилизатора его пришлось бы значительно усиливать. А это принесло бы гораздо больше потерь, чем усиление сравнительно небольшого киля.

ОПИСАНИЕ РАДИОУПРАВЛЯЕМОЙ МОДЕЛИ САМОЛЕТА

Фюзеляж радиоуправляемой модели самолета. Боковины вырезают из фанеры толщиной 1 мм. Детали обрабатывают совместно, - их форма должна быть идентичной. Особое внимание обратите на точность изготовления отверстий под «ус» первого шпангоута. Накладки выполняют из такой же фанеры и приклеивают к боковинам эпоксидной смолой. Заметьте, что накладки ставятся с внешней стороны фюзеляжа (это позволяет сделать все передние шпангоуты одинаковой ширины). Первый шпангоут выпиливают из фанеры толщиной 6 мм. Остальные выполняют из легкой «белой» фанеры толщиной 3 мм (из нее сделаны импортные ящики для фруктов). Также для этих целей подойдет березовая фанера толщиной 2 мм. Сборку фюзеляжа начинают с монтажа стрингеров и ложемента крыла на боковинах фюзеляжа на эпоксидной смоле.

Затем на одну из боковин приклеивают передние шпангоуты, непрерывно контролируя перпендикулярность деталей. После приклейки второй боковины и сушки клея стягивают хвостовую часть. Эту операцию выполняют на чертеже, нарисованном в масштабе 1:1, что позволит избежать несимметричности хвостовой части. После уточнения размеров вырезают четвертый и пятый шпангоуты (они должны вставать на место с небольшим натягом). Затем выкраивают верхнюю и нижнюю панели, и монтируют их на эпоксидной смоле. Готовый фюзеляж вышкуривают, немного скругляя грани. В последнюю очередь устанавливают сосновые или буковые штыри крепления крыла и рейки под панель рулевых машинок.

Крыло радиоуправляемой модели самолета. Все типовые нервюры выпиливают с припуском из фанеры 1мм, а две центральные нервюры и полунервюру - из легкой фанеры З мм. Законцовки вырезают из двух слоев фанеры 1 мм (обратите внимание, что внешняя нервюра накладная, и не имеет пазов под рейки). Нервюры собирают в пакет, обрабатывают начисто, и выполняют пропилы под полки лонжерона и переднюю кромку. Пакет разбирают, и детали последовательно пронумеровывают. Окна облегчения выпиливают, собрав нервюры в мини-пакеты по 3-4 штуки. Потом в центральных нервюрах делают пропилы под рейки крепления рулевой машинки элеронов. Стенка лонжерона, задающая поперечный угол крыла, склеивается из двух слоев легкой фанеры.

Замерив реальную толщину этой вставки, распиливают две центральные нервюры и удаляют лишний материал. Накладку на заднюю кромку выпиливают из авиационной фанеры толщиной 2 мм. После обработки совмещают ее со вставкой лонжерона, и сравнивают поперечный угол V крыла. Отклонений быть не должно. К задней кромке клеят рейки 5x5мм, и после высыхания делают прорези под петли элеронов. При разметке кромок и лонжерона следует сделать припуск 10мм в местах их стыка для выполнения соединения «на ус». Сборку консолей ведут на ровной поверхности с помощью клея ПВА. Лобик заполняют легким пенопластом, который вырезают термоструной по шаблонам. От полученного блока отрезают отдельные куски по ширине межнервюрных отсеков. После подгонки по месту заполнитель вклеивают на ПВА, сушат и зачищают выступающие места.

Весь лобик крыла обтягивают на жидком ПВА тонкой писчей бумагой. Места стыка консолей подгоняют, после чего в одной из них эпоксидной смолой вклеивают стенку лонжерона и накладку задней кромки. Окончательную сборку крыла ведут, положив одну консоль на ровную поверхность, а другую зафиксировав с заданным поперечным углом с помощью деревянных брусочков. После полимеризации смолы монтируют вторую корневую нервюру, носик, рейки 8x8 и 5x5 мм, пенопласт и стенки отсека аппаратуры. Элероны вырезают из липовых пластин толщиной 4 мм, в которых сверлом Ш 0,9 мм и резаком делают пазы для петель. Крыло обтягивают металлизированной лавсановой пленкой, применяя БФ-2 или БФ-10. Клей наносят на каркас, сушат до «отлипа» и потом накладывают пленку. Швы прогревают теплым утюгом (регулятор - «капрон 2» или «шелк»). Натяжку проводят поэтапно, чередуя верх и низ крыла.

Хвостовое оперение радиоуправляемой модели самолета. Стабилизатор выполнен наборным из липовых реек 5x5 мм. В местах крепления петель ставят дополнительные рейки 30x5x5 мм. Все полости каркаса заполняют упаковочным пенопластом. Потом стабилизатор зашкуривают и оклеивают тонкой писчей бумагой на разведенной эмульсии ПВА. Руль высоты вышкуривают на клин из липовой пластины толщиной 4 мм. Киль собирают аналогично стабилизатору. Передняя кромка скругляется, а задняя зауживается по форме трапеции до 2мм. Сборка ведется на ПВА или смоле. В верхней части монтируют узлы крепления стабилизатора и вклеивают пенопластовый заполнитель. Затем оформляют отсек рулевой машинки и разогретой проволокой проплавляют канал для кабеля питания. После вышкуривания киль также оклеивают тонкой писчей бумагой. Монтаж киля проводят на эпоксидной смоле.

Руль высоты перед навеской разрезают на две части. Единый руль ставить нельзя! Жесткость (не путайте с прочностью) стабилизатора относительно невелика, поэтому в поле- те он немного изгибается. Если использовать единый, неразрезной руль, это вызовет заедание или вырыв петель. П-образный торсион сгибается из стальной проволоки Ш 2 мм. Для управления рулем высоты используется малогабаритная машинка HS-81 MG (с металлическими шестернями). В киле она практически не подвержена перегрузкам, и за ее сохранность можно не бояться. В дальнейшем же, эту машинку можно будет использовать для управления дроссельной заслонкой двигателя на серьезных моделях, или для раздельного привода элеронов.

Винтомоторная группа радиоуправляемой модели самолета. На модель установлен отечественный двигатель МДС-48 с воздушным винтом 250x150 мм фирмы «Термик». Топливный бак изготовлен из пластмассового флакона объемом 200-250 см3. В фюзеляжный отсек укладываются куски поролона, чтобы исключить любое перемещение топливного бака, а на крышку отсека наклеивают кусочки пенопласта по форме верхней части бака. Их высоту подбирают так, чтобы ось емкости совпадала с плоскостью жиклера.

Отделка и сборка радиоуправляемой модели самолета. Детали из древесины, а также имеющие бумажную обшивку, покрывают двумя-тремя слоями жидкого нитролака с промежуточной сушкой и шлифовкой мелкой шкуркой. Всю модель целиком окрашивают нитрокраской с последующим нанесением защитного слоя из двухкомпонентного паркетного лака. Также можно применять автомобильные эмали воздушной сушки или отечественные МЛ с отвердителем. Отделка производится цветной самоклеющейся пленкой. Петли руля и элеронов монтируют на эпоксидной смоле. В приводе элеронов на тягах используют сферические шарниры. Отверстия под винты крепления стабилизатора выполняют сверлом 04,5мм и нарезают резьбу М5 под капроновые винты. На фюзеляж в места контакта с крылом желательно наклеить накладки из пенорезины.

(Автор: Н. Поранов, руководитель кружка, г.Норильск, источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид радиоуправляемого самолета для новичков

Фюзеляж радиоуправляемого самолета для новичков

Крыло  радиоуправляемого самолета для новичков