Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА «НЕТОПЫРЬ-2»

Прототипом послужила радиоуправляемая модель самолета с одноименным названием, очень популярная некоторое время назад в Чехии. К сожалению, эксплуатация модели выявила ряд серьезных недостатков, мириться с которыми было нельзя. Конструкцию подвергли серьезной переделке, в результате от прототипа осталось название и основные геометрические размеры. Зато значительно улучшились летные характеристики и исчезли неприятные «сюрпризы».

Описание радиоуправляемой модели самолета Нетопырь-2

Фюзеляж радиоуправляемой модели самолета. Силовые панели бортов выпиливают из легкой «белой» фанеры от импортной тары из-под фруктов. Для повышения точности контуров, их обработку проводят, совместив одинаковые детали. Для оформления ложемента крыла дополнительно приклеивают пластину из строительной березовой фанеры.

Заготовки стрингеров сгибают над пламенем горелки и размечают. Точкой отсчета для дальнейшей разметки служит место перегиба. Мотораму, панель крепления крыла и шпангоут № 1 выпиливают из качественной строительной фанеры. Шпангоуты № 2 и № 3 так же из фанеры, но толщиной 3 мм. Дополнительно на шпангоут № 2 эпоксидной смолой приклеивают накладку из стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Хвостовые шпангоуты и полушпангоуты выпиливают из легкой фанеры. Соединительный клин фюзеляжа вырезают из легкой липы.

Панель рулевых машинок выпиливают из легкой фанеры и наклеивают накладки из строительной фанеры. Борта фюзеляжа радиоуправляемой модели собирают на ровной поверхности эпоксидной смолой. Под «стрингеры» подкладывают брусочки подходящего размера. Силовую связку из моторамы и двух шпангоутов собирают «в сухую», установив детали на бортовые панели. Затем исправляют перекосы, узел разбирают и промазывают швы эпоксидной смолой.

Во время полимеризации клея узел лучше поместить под груз. Хвостовые шпангоуты так же вклеивают эпоксидной смолой. Обратите внимание, что шпангоуты должны вставать строго на свое место плотно, но без распирания или стягивания стрингеров. На завершающем этапе фюзеляж обрабатывают шкуркой и вклеивают оболочки боуденов.

Крыло радиоуправляемой модели самолета. Шаблоны нервюр выпиливают из жесткого алюминия. Заготовки нарезают из легкой липы и стягивают между шаблонами в пакет тремя резьбовыми шпильками МЗ. Детали обрабатывают ножом и шкуркой. Аналогично поступают с нервюрами другой консоли. Законцовки вырезают из плотного пенопласта ПХВ (он не растворяется органическими растворителями). Для кромок крыла подбирают рейки из качественной легкой липы.

Заднюю кромку обрабатывают «в чистую», делают пазы под хвостики нервюр и отверстия под петли навески элеронов. Переднюю кромку приклеивают к консоли и обрабатывают с припуском в несколько «десяток». Полки лонжерона изготавливают из качественной мелкослойной сосны. При разметке не забудьте оставить в корневой части 60 мм на стык «ус». Корневую стенку лонжерона склеивают из двух слоев фанеры эпоксидной смолой.

Поверхность обрабатывают «по месту», перед стыковкой консолей. Сборку крыла самолета проводят по-консольно, установив их в простейший стапель. Предварительно детали скрепляют резиновыми кольцами и, если необходимо, исправляют перекосы. Затем на швы наносят клей ПВА. Этот клей хорошо проникает в швы и дает прочную, в меру эластичную пленку. Цианоакрилатный клей более хрупкий, и, несмотря на свои преимущества (быстрое «схватывание» и прекрасное приникновение), в данной конструкции его применение нежелательно.

После сушки на одну из консолей эпоксидной смолой приклеивают корневую стенку лонжерона и накладки на кромки. Окончательную сборку каркаса проводят так же на эпоксидной смоле. Затем устанавливают корневые нервюры, законцовки и рейки гнезда рулевой машинки элеронов. В зависимости от применяемой смолы, крылу дают «отлежаться» в стапеле около суток и проводят чистовую обработку поверхности.

Особое внимание необходимо обратить на форму передней кромки. На пенопластовые законцовки наносят 2-3 слоя (в зависимости от густоты) самодельной меловой шпаклевки с промежуточной шлифовкой. На этом сборку крыла радиоуправляемого самолета можно считать законченной.

Однако более опытные моделисты нас предупредили, что довольно большой шаг нервюр вызовет «провал» обшивки на самом ответственном участке - лобике. В свою очередь, искажение профиля приведет к ухудшению несущих свойств крыла, вплоть до появления «непонятных» явлений в полете. Несмотря на то, что первый вариант конструкции при эксплуатации никаких сюрпризов не преподнес, все последующие модели были с «жестким» лобиком.

Делается это следующим образом. Для заготовки подбирают легкий упаковочный пенопласт, желательно импортный с мелкими шариками. Термоструной или ножом ей придают необходимую форму и разрезают по шагу нервюр. Отдельные куски вклеивают в отсеки на густом клее ПВА. При этом нет необходимости использовать большое количество клея, достаточно просто точечно зафиксировать детали. После сушки длинной шкурилкой подправляют форму лобика.

Примечание. Перед заполнением отсеков пенопластом должны быть изготовлены и установлены стойки шасси. Из тонкой писчей бумаги («Для вторых копий» или лента для самописцев) нарезают ленты для обшивки лобика. Жидкий ПВА наносят на каркас и клеят бумагу.

Для ускорения сушки и улучшения натяжения бумаги желательно воспользоваться феном для сушки волос. Для обшивки центроплана используется шпон. Так как, площадь поверхности невелика, то без особого ущерба прочности узла возможно применение шпона любого «отделочного» дерева (кедр, красное дерево или бук). Листы раскраивают и подгоняют по месту. Стык типа «ус» располагается на корневых нервюрах, монтаж обшивки - на эпоксидной смоле.

После обработки поверхности его желательно усилить полоской тонкой ткани (капрон, шелк, стеклоткань). В крайнем случае, подойдет и длинноволокнистая микалентная бумага. Из твердой древесины выпиливаются накладки под силовые капроновые винты крепления крыла. Элероны переклеены из двух слоев легкой липы толщиной 3 мм.

На каждой пластине авиамодельным резаком делают пазы под петли навески. Так же можно облегчить детали, удалив полукруглой стаместкой часть материала с внутренней стороны заготовок перед склейкой. Правда по сравнению с общим весом модели выигрыш невелик, но есть шанс, что в аварийной ситуации шестерни редуктора Рулевой машинки не повредятся инерционными силами.

Хвостовое оперение радиоуправляемой модели самолета. Конструкция киля, рулей и стабилизатора обычной конструкции. Все детали выполняют из легкой липы. В кромках ножовочным полотном делают пазы под нервюры. Переднюю кромку закругляют, а в задней делают пазы под петли навески рулей.

Желательно использовать тонкие плоские петли, так как отверстия под них меньше ослабляют детали. Перед сборкой желательно выполнить чертеж стабилизатора. Детали укладывают на ровную поверхность (вместе с чертежом) и при необходимости подгоняют по месту.

Затем стабилизатор разбирают, наносят на стыки эпоксидную смолу и вновь собирают. В процессе полимеризации детали должны быть надежно зафиксированы булавками. На завершающем этапе поверхность обрабатывают длинной шкурилкой.

Шасси радиоуправляемой модели самолета. Основные стойки сгибают из стальной проволоки сорта ОВС. Колеса фиксируются, с одной стороны припаянными шайбами, с другой упорными съемными втулками. Колеса фирменные, легкой серии. Сами стойки фиксируют скобами с винтами М2,5 и капроновой нитью. Ложемент стойки заливают небольшим количеством эпоксидной смолы.

Винтомоторная группа радиоуправляемой модели самолета. На прототипе модели устанавливался двигатель МДС-6,5 с отбалансированным капроновым винтом «Термик» 250x150 мм. В мотораме мотор устанавливают на четырех винтах МЗ с широкой головкой. Чтобы исключить их проворот при затяжке и регулировке необходимого, компенсирующего реакцию винта, выкоса оси (может понадобиться и при неточной сборке), головки винтов слегка обтачивают и дополнительно фиксируют эпоксидной смолой или густым циакрином Фирменный топливный бак заворачивают в поролон и плотно вставляют в отсек, так чтобы полностью исключить его «болтанку» фюзеляжа. С одной стороны он не должен перемещаться в полете, с другой, желательно, чтобы его плоскость совпадала с плоскостью жиклера. Объем бака 180÷220 см3. Для подачи топлива и давления наддува устанавливаются силиконовые кембрики.

Сборка и отделка радиоуправляемой модели самолета Нетопырь-2

Сборку модели начинают с разметки отверстий под штифты и винты крепления. Крыло устанавливают на ложемент и проверяют положение в продольной и поперечной плоскости относительно фюзеляжа. При необходимости подрабатывют ложемент. Отверстия под штифты размечают Г-образным шилом через отсек бака. На самих штифтах надфилем делают небольшие насечки.

Вклеивают их эпоксидной смолой. Для разметки отверстий для винтов можно использовать заостренные шпильки М5, вкрученные в узлы крепления на фюзеляже. Крыло устанавливают на ложемент (точнее на слегка выступающие шпильки), тщательно выравнивают и слегка придавливают. Заостренные концы шпилек оставляют отметки на нижней обшивке центроплана. Просверлив отверстия, вкручивают капроновые винты М5 и вторично проверяют поперечное положение крыла.

Следует помнить, что на завершающем этапе невозможно исправить значительный угол без расточки отверстий под штифты. А это очень нежелательно. Затем проверяют положение стабилизатора и киля относительно плоскости фюзеляжа. При необходимости подгоняют установочные пазы. В переднюю кромку стабилизатора врезают заостренный штырь из проволоки диаметром 1 мм для дополнительной фиксации.

Детали вклеивают эпоксидной смолой. Затем подгоняют и устанавливают стенки хвостовой части фюзеляжа, и липовые накладки корневой части киля. Отсек двигателя и топливного бака грунтуют один раз жидким нитроклеем и затем жидкоразведенной спиртом эпоксидной смолой или двумя слоями двухкомпонентного паркетного (мебельного) лака. Обшивка модели самолета выполнена из металлизированной лавсановой пленки.

Предварительно весь каркас покрывается одним слоем жидкого нитроклея и обрабатывается мелкой шкуркой для снятия ворса. В качестве клея применяется БФ-2. Наносится он кистью, в два слоя с промежуточной сушкой. При натяжке пленки утюгом будьте аккуратны, пенопласт, даже оклеенный бумагой не любит высокой температуры (выше 110°С), это относится и к ПХВ. Неоклеиваемые пленкой поверхности окрашиваются эмалями, стойкими к метанолу.

Хорошо подходят Ярославские автомобильные краски горячей сушки с отвердителем. Они хорошо наносятся мягкими кистями и не требуют специальных растворителей, правда, время их полимеризации несколько больше, чем у импортных красок. Фирменные петли навески рулей вклеиваются на эпоксидной смоле или БФ-2 после полной отделки модели.

(Источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид радиоуправляемой модели самолета Нетопырь-2

Конструкция крыла  радиоуправляемой модели самолета Нетопырь-2

Конструкция фюзеляжа радиоуправляемой модели самолета Нетопырь-2

Конструкция стабилизатора  радиоуправляемой модели самолета Нетопырь-2