Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА «HURRICANE»

Прототипом этой радиоуправляемой модели самолета послужил самолет, собранный из одноименного набора производства южнокорейской фирмы «ILSAN». Приличные летные данные модели понравились нашей компании, любителей душевных полетов в выходные дни. Однако из-за недостатка практического опыта, ресурс ее был невелик.

Решено было воспроизвести ее собственными силами, для чего самолет был разобран и тщательно изучен. При вычерчивании рабочих эскизов, изменению подверглась часть конструкции модели: профиль крыла стал симметричным, а само крыло в нашем варианте крепится тремя капроновыми винтами, трехстоечное шасси переделали в двухстоечное.

Модернизированный вариант стал более «пилотажным», исчезли некоторые недостатки. На новом шасси стала возможна посадка на травяное поле без кувырков.

Описание радиоуправляемой модели самолета Hurricane

Фюзеляж радиоуправляемой модели самолета. Первая проблема - довольно трудно было подобрать материал для внутренних бортовых накладок. Рекомендованные импортные ящики от фруктов оказались низкого качества. Фанера была хрупкой и легко расслаивалась.

Но случайно попались панели транспортного ящика от какой-то аппаратуры. При плотности фанеры из неизвестной древесины в 0,45 ÷0,5 г/см3 материал был прочным и, что особенно понравилось, гибким. Более того, для изготовления одного ящика использовалась фанера толщиной в 3 мм (перегородки), 6 мм (борта) и 10,5 мм (усиление и переборки-ложементы).

Целый клад! Единственный обнаруженный недостаток - боится сырости, но он легко устраняется защищающей лакировкой. К тому же, самолет не подводная лодка и летать под проливным дождем из нас никто не собирался. Внешние панели фюзеляжа вырезаны из бальзы плотностью около 0,15 г/см3. Внутреннюю поверхность загрунтовали одним слоем жидкого нитролака.

Панель слегка выгнулась, но ничего страшного, все равно приходится сводить носовую и хвостовую части. Накладки выпилены из найденой легкой фанеры. При склеивании панелей фюзеляжа применяли эпоксидку «30 минутку» и иногда ПВА. Симметричные детали скреплялись попарно несколькими точками нитроклея и совместно обрабатывались по контуру.

На этом же этапе пропиливался паз под стабилизатор. Для этой операции идеально подходят немецкие ножовочные полотна по металлу. Они имеют мелкий зуб и хорошо «заточены». Причем при разметке ширину паза необходимо сделать на 0,5 ÷ 1 мм меньше, чем толщина стабилизатора.

Так как для установки деталей в перпендикулярных плоскостях данный паз, скорее всего, придется подгонять припиловкой по месту (проверено на практике). После обработки склеенные детали легко разъединялись, каплями ацетона, нанесенными на точки склейки. Шпангоуты, детали панели бортовой аппаратуры управления выполнены из легкой фанеры.

Силовую пластину под крепление основной стойки шасси сделали из хорошей строительной березовой фанеры. Сборка самого фюзеляжа радиоуправляемой модели обычная. На готовые панели клеились шпангоуты и все необходимые дополнительные детали. По готовому каркасу размечались прямо на заготовках контуры верхней и нижней обшивки фюзеляжа.

Тяги привода рулей выструганы из липовых реек до диаметра 6 мм. С обоих концов, нитками с клеем, закреплены проволочные хвостики с резьбой М2. Размер резьбы выбран в зависимости от металлических вильчатых наконечников тяг. Со стороны сервомашинок мы устанавливаем шарнирные зажимные микровтулки. Поэтому проволочные участки тяг остались прямыми, без дополнительной обработки. Готовые тяги были смонтированы до того, как заклеены подготовленные панели верхней и нижней обшивки фюзеляжа.

Тяга, ведущая к карбюратору мотора, сделали из куска фирменной трубчатой заготовки фирмы «Sullivan». Для резьбовых узлов крепления крыла мы взяли детали, оставшиеся от передних поворотных стоек шасси. Доработали эти детали тем, что рассверлили и нарезали внутреннюю резьбу М5. При их установке на бортах фюзеляжа, в бальзовой обшивке делались глухие отверстия (до фанеры), диаметром равным диаметру головки крепежного винта.

Крыло радиоуправляемой модели самолета. Шаблоны были сделаны из кусков мебельной фанеры 4,2 мм. Весь пакет заготовок нервюр - и бальзовых, и фанерных (центроплан) пластин был обработан зацело на стационарной электрошкурилке. Получается быстро и классно! Тем, кто не столь богат оборудованием, советуем на начальном этапе собрать в пакет только фанерные нервюры центроплана и сами шаблоны, но выпиленные из заготовок начерно, с припуском.

Затем такой минипакет аккуратно и точно обработать по контурам. Потом пакет разобрать (нумеруя последовательно полученные нервюры) и собрать заново, но уже с вложением бальзовых заготовок. Обработка такого модифицированного «бутерброда» будет проще и точнее. Законцовки вырезаны из плотной бальзы. Детали обрабатывались с небольшим припуском, который уходит при чистовой обработке каркаса консоли.

Переднюю и заднюю кромки сделали из плотной (не менее 0,2 г/см3) бальзы. При разметке передней кромки оставили припуск, примерно на 1 мм с каждой стороны. В задней кромке заранее делались щелевые отверстия под петли навески элеронов. В районе центроплана врезали кусок кромки из липы (в прототипе из-за недостаточной жесткости бальзы были смятия кромки под головками пластиковых винтов).

Стенку лонжерона в корневой части крыла изготовили из плотной бальзы. Она же является соединительным элементом консолей. В общем-то, все дополнительные элементы в корневой части крыла были сделаны из жесткой бальзы. Отверстия под крепежные винты из полиамида выполнили по месту. Разметку проводили при помощи самодельного приспособления, состоящего из куска карандаша и вставленной вместо грифеля толстой иглой.

Приспособление туго вставляли в резьбовые узлы фюзеляжа и примерочно прикладывали центроплан крыла. Кончик иглы прокалывал примерный центр отверстия. Поочередную сборку консолей крыла проводили на стапеле. Собранные каркасы из лонжеронов, кромок и нервюр (на клее ПВА) подшкуривали до чистых обводов шкуркой средней зернистости. При вклейке стенки лонжерона, применяли эпоксидку.

Лобик крыла радиоуправляемой модели самолета обшили однородным бальзовым шпоном средней плотности. В качестве клея использовали ПВА, хотя было бы быстрее на циакрине (но под рукой тогда не оказалось). Листы обшивки прижимали к каркасу деревянными бельевыми прищепками и частично булавками.

Затем подклеили полосы обшивки у задней кромки и на центроплане. На ПВА приклеили все полки нервюр. Хотя кривизна профиля сравнительно невелика, предварительно полоски смочили водой (только со стороны клеевого шва). На заключительном этапе установили узлы привода элеронов и фанерную накладку в хвостовой части центроплана.

Элероны отструганы из бальзы средней плотности. Рубанком и шкуркой им приданы клиновидное сечение. На полосках бумажной клейкой ленты, их на время закрепили на предполагаемых местах и точно разметили положение отверстий под петли навески, а в корневой части - размеры паза под проволочный рычаг привода. После доработки элеронов до необходимой кондиции их оклеили цветной фирменной термопленкой.

Хвостовое оперение радиоуправляемой модели самолета. Киль и рули вырезаны из бальзы средней плотности. Передние кромки скруглены. В рулях прорезаны пазы под петли навески. Затем им придано клиновидное сечение. Соединительную скобу руля высоты согнули из проволоки ОВС. Кромки стабилизатора напилили из твердой бальзы плотностью не менее 0,2 г/см3.

Остальной набор-нарезали из реек средней бальзы. Клеили все на эпоксидке, пришпиливая постепенно детали к стапелю булавками. Под клеевые швы подкладывали кусочки от упаковочного полиэтиленового пакета. Обшивка всего оперения сделана из фирменной термопленки.

Шасси радиоуправляемой модели самолета. Основные стойки выгнуты из пружинной проволоки. Соединение заготовок выполнено пайкой твердым припоем ПОС-60 с радиотехническим флюсом (он не влияет на процесс коррозии, в отличие от паяльной кислоты).

Места стыков предварительно обмотали медной жилкой взятой из телефонной «лапши» (жаргонное название двухжильной проводки). Колеса обычные, купленные в магазине. На осях они закреплены фирменными контрящимися шайбами. Хвостовая стойка выполнена в полном соответствии с прототипом из набора. Чтобы исключить осевое перемещение на стойку напаяли шайбы из кровельной оцинкованной жести.

Замечание. Отнесенная далеко вперед от центра тяжести пружинная стойка шасси, при грубой посадке способна отбросить модель и заставить ее долго «козлить» при посадочном пробеге. Это конструктивный недостаток можно исправить переносом стойки ближе к крылу или вообще ее заменить на другую, например пластинчатую.

Винтомоторная группа радиоуправляемой модели самолета. На модели были установлены несколько двигателей - от Super Tigre G45 (но он был тяжеловат и модель с ним имела переднюю центровку), до ASP 52 AERO RC с тщательно доработанным и отбалансированным винтом «Термик» 295x165 мм. Доработка свелась к подрезке по диаметру до 278 мм с закруглением концов лопастей и балансировке с подшкуриванием нижней поверхности более тяжелой лопасти.

Досборка и отделка радиоуправляемой модели самолета Hurricane

Готовое крыло обтягивалось фирменной термоклеющейся пленкой типа «SuperFilm». Предварительно весь каркас грунтовался одним слоем жидкого нитроклея и обрабатывался мелкой шкуркой для снятия ворса. Замечено, что данная операция позволяет пленке как бы «привариваться» к поверхности. Дополнительные цветные полосы выполнили из цветного широкого скотча.

При наклейке скотчевых полос их прогревали феном и притирали сухой тряпочкой. После «термообработки» клеевой состав на скотче надежнее держится и меньше подтравливается попавшим на крыло топливом. На фюзеляже радиоуправляемой модели самолета ложемент крыла окантовали разрезанной вдоль оси гибкой пластиковой трубкой. На месте их закрепили каплями циакрина. При вклейке в фюзеляж оперения применяли эпоксидку.

Сначала был заклеен киль, потом стабилизатор. Точность взаиморасположения контролировали обычным школьным угольником. Обшивка оперения из фирменной термопленки, такой же как на крыле. Отсек двигателя и топливного бака загрунтован бесцветным алкидным лаком для мебели. И хотя лак имеет водно-дисперсную основу, никаких побочных эффектов обнаружено не было.

Кстати, этот лак после высыхания хорошо держит не только метанольное, но и дизельное топливо. Плоские капроновые петли фирмы «Термик» вклеили на густом циакрине. Сами петли были нами доработаны. Выступающая часть оси дополнительно расплющена, так как были случаи выхода стержня из сопряженных ушек.

На самих ушках тщательно удалены все литьевые заусенцы. Топливный бак поставили от «родной» прототипной модели. В отсеке его укрепили двумя порциями впрыснутого самовспенивающегося состава «Macroflex».

(Источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид радиоуправляемой модели самолета Hurricane

Конструкция фюзеляжа радиоуправляемой модели самолета Hurricane

Конструкция крыла  радиоуправляемой модели самолета Hurricane