Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

4

РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ ПИЛОТАЖНАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА «CURARE»

Прототипом данной радиоуправляемой пилотажной модели самолета, послужила довольно известная модель Ханно Преттнера «Кураре». Изменившиеся требования к «юношескому» комплексу, и возможность использования такой пилотажки, как «активной модели выходного дня» заставили внести изменения в ее конструкцию.

В основном, они коснулись некоторых элементов конструкции, а также бортового оборудования и двигателя. Спортивный мотор Webra 61 Speed был заменен на современный MVVS 12,7. Трехстоечное убирающиеся шасси заменено двухстоечным, снят привод закрылков-тормозов, незначительно изменена форма (площадь) крыла и стабилизатора.

Основные пропорции сохранены. Значительное снижение веса и «тягучий» двигатель позволяют выполнять вертикальные элементы фигур на пониженной скорости (до 80 км/ч). По оценкам зарубежных специалистов, прототип «ходил» более 100 км/ч.

Описание радиоуправляемой пилотажной модели самолета Curare

Фюзеляж пилотажной радиоуправляемой модели. На модели сохранена «преттнеровская» форма фюзеляжа. По сравнению с прототипом, усилена носовая часть. В остальном, конструкция довольно традиционна. Для сборки силовых элементов была использована качественная эпоксидная смола, в остальных узлах - цианоакрилатный клей различной густоты.

Бортовые панели вырезаются из среднеплотной бальзы, силовые накладки - из авиационной фанеры. В качестве грунта под эпоксидную смолу используют жидкий нитролак. После полимеризации смолы, детали совместно обрабатывают и к ним приклеивают стрингеры. В хвостовой части модели самолета, эти элементы выполнены из легкой бальзы.

Стрингеры носовой части - составная часть несущий «коробки». Силовые шпангоуты сделаны из авиационной фанеры. После обработки, их устанавливают на одну из панелей, прижимают другой и фиксируют до полной полимеризации смолы. На следующем этапе вклеивают шпангоут № 1, концевую вставку и стягивают фюзеляж в хвосте. Хвостовые шпангоуты вырезают из плотной бальзы.

Замечание при постройки пилотажной радиоуправляемой модели. Для силовых шпангоутов необходимо использовать фирменную (или самодельную) пятислойную фанеру. На шпангоуте № 3 есть «слабое» место - отверстия штырей расположены близко к пазу панели шасси. При качественных материалах (не выкрашивается) и аккуратном изготовлении, слабое место значительно упрочняется за счет пропитки клеем и становится вполне прочным.

В противном случае необходимо изменить конструкцию (перенести паз на бортовые панели) или заменить фанерную накладку на стеклотекстолитовую. Для обшивки верхней части фюзеляжа был использован легкий (0,8-0,9 г/см3) бальзовый шпон. «Подкильевой» брусок вырезан из плотной бальзы с припуском 0,5 мм. Фонарь кабины модели самолета служит крышкой отсека топливного бака.

Нижняя часть выполнена в виде «бутерброда» из кедрового шпона и плотной бальзы, верхняя часть выдавлена из органического стекла. Разметку отверстий под штыри крепления выполняют через отверстия в шпангоуте со стороны отсека аппаратуры. После установки оболочек боуденов, наклеивают нижнюю панель фюзеляжа. Свободные участки оболочек боуденов, не подкрепленные элементами конструкции - минимального размера.

Заготовку фюзеляжа радиоуправляемой модели обрабатывают шкуркой, грунтуют жидким нитролаком и снимают «ворс». Затем носовую и среднюю часть фюзеляжа оклеивают стеклотканью 0,03 мм на двухкомпонентном паркетном лаке и хорошо сушат. Мелкой шкуркой «снимают» структуру ткани и протирают растворителем 646. Далее, по той же технологии, оклеивают хвост фюзеляжа. Зализ под крыло выполнен из кусков легкой бальзы, основа выпилена из фанеры 0,8 мм.

Крыло пилотажной радиоуправляемой модели имеет силовую обшивку. По этой причине к подбору материалов и работой с обшивкой необходимо отнестись с большим вниманием и аккуратностью. Полки лонжерона переменного сечения выполнены из мелкослойной сосны. Дополнительный лонжерон - из плотной бальзы, армированной стеклотканью 0,03 мм на паркетном лаке. Вообще-то назначение данной детали не совсем оправдано.

Монтажную переднюю кромку вырезают из бальзы средней плотности, а основные кромки -из твердой. После оклейки крыла обшивкой-шпоном, заднюю кромку армируют тонким липовым шпоном. Для корневой стенки лонжерона использована плотная бальза. Заготовка склеена на «ус» на оправке, и армирована стеклотканью 0,1 мм на смоле.

Остальные секции стенки вырезаны из бальзы средней плотности. Типовые нервюры так же изготовлены из бальзы средней плотности по индивидуальным шаблонам. Сами шаблоны выполнены методом параллельного построения. Метод сборки крыла радиоуправляемой модели значения не имеет, требование одно - высокая точность. Перед оклейкой не забудьте установить платы для рулевых машинок.

Для обшивки подбирают однородную (контролируют на просвет) легкую бальзу. Направление волокон материала - параллельно кромкам. Стык «разнородных» листов производится на середине лонжерона, желательно типа «ус». Монтаж обшивки проводят эпоксидной смолой. Перед оклейкой верхней части консолей не забудьте полностью закончить выполнение отсека рулевой машинки. При чистовой обработке крыла по профилю, желательно использовать контршаблоны.

Далее крыло грунтуют жидким нитроклеем и обрабатывают мелкой шкуркой для снятия «ворса». При необходимости, используют шпаклевку и вторично обрабатывают поверхность. Оклейку стеклотканью начинают с корневой части. Полоску, шириной немногим более ширины фюзеляжа, прилакировывают и сушат «почти до отлила». Полностью высушив поверхность, проводят чистовую обработку, обращая внимание на стыки.

В последнюю очередь дополнительно усиливают область монтажных штырей. Элероны вырезают из легкой бальзы. В местах установки кабанчиков, делают проточки и устанавливают пластины из тонкой фанеры или твердого шпона. Аналогично крылу, детали оклеивают тонкой стеклотканью. Остановимся на такой «мелочи» как подборка материала.

Обратите внимание, что для грунта использован нитроклей, а не нитролак! Стеклоткань должна быть высокого качества. Перед работой ее аккуратно отжигают, но не перекаливают! А вот к выбору лака нужно подойти творчески. Самый доступный вариант - продукт Российского производства под названием «Двухкомпонентный паркетный лак». Диапазон качества можно оценить, как отвратительный и посредственный.

Единственная рекомендация: «посвежее» и «пожиже». Первый параметр определяется по дате изготовления, второй по звуку при интенсивном встряхивании банки. Ничего не скажешь, высокоинтеллектуальный процесс, но другого способа нет. С импортной продукцией гораздо проще. Особое внимание обратите на лаки, сделанные в Германии и Финляндии.

В данном случае рекомендуются составы для покрытия мебели, они менее хрупки. Очень часто твердость и вязкость производитель указывает на упаковке в виде названия или кода. Помочь разобраться поможет продавец. По этой причине все материалы покупайте в солидных специализированных магазинах. То же самое можно сказать и о кистях, экономить на такой мелочи - себе дороже.

Хвостовое оперение пилотажной радиоуправляемой модели. Конструкция киля и стабилизатора традиционна. Кромки оперения вырезают из плотной бальзы, а вот монтажную кромку стабилизатора обязательно из легкой. Типовые нервюры вырезают из бальзы средней плотности, корневые нервюры и законцовки - из плотной (или легкой липы). Для обшивки подбирают легкий однородный бальзовый шпон.

Для сборки каркаса используют жидкий цианоакрилитный клей, для монтажа обшивки - густой. Перед сборкой не забудьте сделать пазы или отверстия под петли навески рулей. Рули для модели самолета вырезают из легкой бальзы. В местах установки кабанчиков протачивают пазы и вклеивают тонкую фанеру.

К нижней части руля поворота смолой приклеивают липовый брусок. Для установки скобы привода от тяги, в рули высоты вклеивают тонкостенные алюминиевые трубки. После чистовой обработки, детали хвостового оперения грунтуют жидким нитроклеем и снимают ворс. Оклейку стеклотканью проводят на двухкомпонентном лаке, также как и крыло.

Шасси пилотажной радиоуправляемой модели. В отличие от прототипа узел установки расположен на фюзеляже. Такое решение позволяет разгрузить крыло и упрощает конструкцию. Честно говоря, огромных преимуществ в эксплуатации это решение не дает, более того, требует точных действий при посадке. Материал и сечение заготовки стойки шасси подобраны так, чтобы дуга легко, но упруго деформировалась. С одной стороны исключается «козление» при пробеге, с другой - повреждение фюзеляжа от высоких местных нагрузок.

Для оперативной замены всего узла в панель вклеены алюминиевые грибки под капроновые винты М5. Фирменные легкие колеса установлены на резьбовой шпильке. Обтекатель отформован из стеклоткани со смолой в матрице, резьбовая фиксирующая пластина устанавливается еще в процессе изготовления корок.

Узел хвостовой стойки взят от «фирменной» модели. Такое решение было, скорее всего, ошибкой, так как ударные нагрузки при посадке воспринимают петли навески, пусть даже довольно мощные. Надежнее (да и проще) применить стандартную конструкцию с упорной планкой.

Винтомоторная группа пилотажной радиоуправляемой модели. Как уже упоминалось, на модели установлен двигатель МВВС 12,7. Он оборудован резонансной трубой с самодельным переходником. Однако есть подозрение, что данная модель требует точной настройки всей винтомоторной части. Что для съемной конструкции весьма неудобно. Возможно, это особенность конкретных экземпляров, эксплуатируемых автором.

При использовании стандартного глушителя проблем не возникает. При грамотно подобранном винте мощности двигателя хватает с избытком для всех фигур пилотажного комплекса. Поэтому острой необходимости в резонансной трубе не возникает. Топливный бак покупной, российского производства. Трубка следящей системы заменена на более эластичную, заборник топлива самодельный, утяжеленный.

Топливные трубки стандартные силиконовые, в магистраль наддува врезан обратный клапан (для стандартного глушителя вещь желательная, но необязательная). Моторама пластиковая, для крепления двигателя сделаны отверстия с резьбой М4. При нарезке был использован только «первый» метчик, что дополнительно «контрит» винты. Но такой вариант приемлем только для изделий высокого качества. Воздушный винт самодельный, из бука, по форме напоминает изделия фирмы MASTER AIRSCREW серии «Scimitar». Ориентировочные размеры -320÷180 мм. С таким винтом, на земле, обкатанный двигатель развивает около 12000 об/мин.

Сборка и отделка модели пилотажной радиоуправляемой модели Curare

При монтаже хвостового оперения требования обычные - высокая точность соблюдения установочных углов и плоскостей. Стыки желательно оклеить треугольными бальзовыми рейками, это улучшит внешний вид и усилит соединение. Разметку крепежных элементов крыла проводят с помощью Г-образного шила (через отсек топливного бака) и остроконечных шпилек, вкрученных в панели. Отсеки двигателя, топливного бака и аппаратуры покрывают двумя слоями паркетного лака с промежуточной шлифовкой (по возможности).

Внешняя отделка модели самолета заключается в шпаклевке и окраске эмалями, стойкими к метанолу. Можно воспользоваться импортными автомобильными красками воздушной сушки. Только не используйте ремонтные аэрозоли! Для навески элеронов и рулей используют фирменные петли. В заключение очень коротко об эксплуатации модели. Несмотря на «пилотажный» вид, она имеет четко выраженный «хоббисткий» характер.

С одной стороны, распространенная ошибка начинающих пилотов - несоблюдение крена, почти не приводит к «сползанию» модели с траектории. С другой стороны, возможности коррекции на вертикальных участках весьма скромны. Конечно, представленный самолет мало похож на традиционные модели «выходного дня», тем не менее, некоторым пилотам - пилотажникам подобные реакции на управление могут не понравиться.

В этом случае рекомендуется увеличить площадь вертикального оперения и площадь руля поворота. Одновременно необходимо уменьшить поперечный угол V крыла. Можно также изменить стреловидность передней кромки крыла. Конечно, очень важно найти наиболее приемлемое для пилота положение центра тяжести. В результате можно получить вполне желаемые полетные качества.

Модель автора, как бы «повисает» на ручках передатчика, управление становится четким и прогнозируемым. Коррекция траектории не заметна, «скручивание» практически отсутствует. Правда, «вздремнуть» во время полета уже не удаться. Следует помнить, что чем ближе модель к прототипу, тем она «пилотажнее» и более требовательна к навыкам пилота-любителя.

Намеренно не указаны численные значения углов отклонений рулей. Опытный пилот подберет их без труда, под свою руку. Ему вполне достаточно знать, что модернизация чистой чемпионатной модели возможна и дает неплохие результаты для подбора настроек под свой стиль полета.

(Источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид радиоуправляемого пилотажного самолета Curare

Конструкция фюзеляжа  пилотажной радиоуправляемой модели самолета Curare

Конструкция крыла  пилотажной радиоуправляемой модели самолета Curare